Газета Спорт-Экспресс № 209 (5086) от 18 сентября 2009 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

18 сентября 2009

18 сентября 2009 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Игорь ЛАРИН

НЕ ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

Еще полгода назад в это трудно было поверить! Человек, которого называли следующим отечественным великим - наравне с Малкиным, Овечкиным, Ковальчуком, который лидировал в пафосном "Нью-Йорк Рейнджерс" по системе "гол плюс пас" и влюбил в себя видевшее виды Большое Яблоко, тихо-скромно вернулся в российскую лигу. И никаких тебе фанфар в исполнении прессы - только сухая строка интервью и клубного протокола.

А ведь не так давно того же Александра Радулова, который котировался в НХЛ не выше, а, пожалуй, значительно ниже Жердева, встречали совсем по-другому. Нэшвилльскому беглецу салютовала не только вся Уфа, но и Москва с Хабаровском. И даже сам президент ИИХФ Рене Фазель из всех своих швейцарских кабинетов бомбардировал Россию уточняющими телеграммами.

Так почему приезд Жердева хоккейный мир не взбудоражил? Попробуем разобраться.

Думаю, главная причина спокойствия совсем не в том, что Россия привыкла к громким возвращениям из НХЛ. Вспомните хотя бы, как несколько месяцев назад информационный банк сорвал Сергей Федоров, принявший приглашение "Магнитки". Похоже, виной всему то, что для России по-прежнему сладок запретный плод.

Радулов, машущий из Уфы белым платочком своему действующему теннесси-договору. Федоров, убегающий на лас-вегасской гала-церемонии от генменеджера "Вашингтона" Джорджа Макфи, сжимающего в руке новый контракт. Виктор Козлов, осуществляющий с Макфи подобную процедуру - вот только не в Лас-Вегасе, а уже в столице США. Ягр, предпочитающий не альберта-синицу, а омского журавля.

При всем уважении к Жердеву он все же не запретный плод. Точнее, таковым он был еще зимой, когда проводил в "Рейнджерс" лучшие полсезона в карьере. Тогда фирменный финт Жердева - на ложном замахе он убирает шайбу под себя и "проваливает" защитника - оставлял в дураках всю Восточную конференцию, в которой форвард, прежде выступавший за западный "Коламбус", мало кому был знаком. Плюс к тому с "Рейнджерами" работал тренер Том Ренни - специалист, склонный к предоставлению хоккеистам максимальной игровой свободы. Жердев взял этой свободы столько, сколько захотел, - и был в несколько анархичном "Рейнджерс" явным лидером.

Однако ближе к старту розыгрыша Кубка Стэнли все в главном городе США в очередной раз перевернулось. Ренни уволили, а на его место пришел известный деспот Джон Торторелла. Новый человек мигом закрутил гайки - и не склонный к железной дисциплине Жердев рухнул из первого звена в одно из последних. Ну а когда была завалена серия плей-офф против "Вашингтона", нью-йоркские перспективы форварда совсем померкли.

Впрочем, шанс остаться в "Рейнджерс" все же был. Президент клуба Глен Сатер предложил легионеру, который 1 июля стал ограниченно свободным агентом, контракт на три миллиона долларов. Однако статистика, "нажитая" еще при Ренни, выводила хоккеиста минимум на четыре миллиона. И здесь его агент Александр Тыжных, возможно, совершил ключевую ошибку - пошел ва-банк, в арбитраж. В суде искомые четыре миллиона игроку, конечно, выписали, вот только памятливый Сатер с решением арбитража не согласился и отпустил оппонента на все четыре стороны неограниченно свободного агентства. И это свободное, не нарушаемое назойливым вниманием покупателей плавание прибило Жердева в Мытищи...

Безусловно, российские журналисты и болельщики возвращению Жердева должны поаплодировать. Игроки со столь высоким рейтингом (№ 4 драфта-2003) в КХЛ еще не приезжали. А значит, в своеобразном соревновании с НХЛ одержана еще одна маленькая победа. Однако сам хоккеист, на мой взгляд, должен понимать: это возвращение - еще и некая веха в его карьере, тревожный звонок. Который предупреждает: мировой рейтинг хоккеиста Жердева снижается и уже не соответствует уровню его таланта. В этом смысле, возможно, не случайна и история с олимпийским сбором национальной команды, на который чемпиона мира-2009 не пригласили.

К слову, вызывает беспокойство и тот факт, что работать игрок теперь будет с Федором Канарейкиным - специалистом жестким и требовательным, авантюризм пресекающим на корню. С демократом Ренни его никак не сравнишь - скорее с Тортореллой. И это - еще один вызов.

Впрочем, прочь сомнения. Сегодня надо просто порадоваться возвращению очередного яркого мастера, в хоккейной книге которого написаны лишь первые страницы. Так что давайте поболеем за то, чтобы летом 2010-го нью-йоркские руководители, получая статистику из Мытищ, рвали на себе волосы и любой ценой пытались вернуть Никки Зи. Который, впрочем, благодаря грамотной политике "Атланта" станет для них запретным плодом...