Газета Спорт-Экспресс № 197 (5074) от 4 сентября 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

5 сентября 2009

5 сентября 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Игорь РАБИНЕР

ДИНОЗАВР ГОРЮНОВ

Есть у Андрея Макаревича песня - "Герои вчерашних дней". В ней музыкант признается, что не хотел бы быть записанным в эту категорию.

А по мне так ключевое слово здесь - "герои". Время не щадит никого, и завтра сегодняшние станут вчерашними. Но - героями. И забывать их - быть нечестным перед футболом.

Сегодня юбилей у одного из тех, на ком держался наш футбол в труднейшие 90-е. Если уж Москве тогда пришлось туго, то провинции…

Но Владимир Горюнов, которому 4 сентября исполняется 60, сделал свой "Ротор" одним из ведущих клубов страны. Хотя кому эта команда была нужна до него, неистового президента, при котором невзрачное детище завода "Баррикады" превратилось в победителя "МЮ", дважды серебряного призера чемпионата и финалиста Кубка России?

К Горюнову применяли эпитет "противоречивый". Да, "Ротор" и взлетел, и упал при нем. И ругаться, ссориться он всегда умел по-русски - "на разрыв аорты". Но будь Горюнов "белым воротничком" - никогда в то жесткое время не появилась бы на периферии топ-команда. За которую он готов был порвать глотку любому.

При этом разве не Горюнов не подпускал к "Ротору" криминал? Разве не он запрещал, чтобы на лицевой стороне футболок было написано что-то иное, кроме названия команды? Когда к такой рекламе рвались жулики из финансовых пирамид и те же бандиты, это было непросто. Но он выдюжил.

Он мог быть яростным, а мог - сентиментальным. Владимир Нидергаус когда-то рассказывал: "Горюнов очень трепетно относится к Дню Победы. Каждый год приглашает ветеранов войны, сражавшихся в тех местах, где сейчас стоит наша база, кормит, поит их. И команде эти чувства передаются".

А вот что вспоминает Елена Исинбаева: "Незадолго до Олимпиады в Афинах у меня не было возможности нормально готовиться к Играм в родном Волгограде. Горюнов узнал об этом. Не знаю как, но уже на следующий день на Центральном стадионе для меня была построена специальная прыжковая яма и заменено покрытие на беговой дорожке!"

Творца победы над "МЮ" Виктора Прокопенко уже нет с нами. Они с Горюновым какое-то время не общались. А потом Прокопенко приехал в Волгоград на день рождения Горюнова. Без приглашения. И дружба вернулась.

А в августе 2007-го Горюнов примчался в Одессу на похороны Прокопа. Успеть было почти невозможно. Но он такой человек, что если захочет - успеет все. И сейчас, после юбилея, он поедет на могилы - в Одессу к Прокопенко, в Ставрополь к первому секретарю Волгоградского обкома КПСС Калашникову, куратору команды.

Наш разговор с Исинбаевой весной 2004 года прыгунья начала с вопроса: "Скажите, а как сегодня "Ротор" сыграл?"

Были и такие времена. Однажды после матча "Ротора" болельщики узнали в трамвае восходящую звезду, возвращавшуюся с тренировки. Исинбаева покраснела и с криком: "Это не я!" выскочила из автобуса.

Прошло время - и из автобуса большого футбола выскочил сам "Ротор". Типичная история для провинции, где даже частные клубы зависимы от отношений с властью. Но ни с кем, кроме Горюнова, в Волгограде футбольный клуб построить не смогли. А то, что он не поддался давлению и не отдал "Ротор"… Так для него, потерявшего сына, "Ротор" - родной ребенок. А детьми не торгуют.

Когда Горюнов недавно заглянул в ОКР, а охранник узнал его и сказал: "Я болельщик "Спартака", но какой же у вас был "Ротор"!" - на его глаза навернулись слезы.

О Горюнове давно не говорят на футбольных тусовках. Карьеристы и циники, услышав в трубке его голос, отвечают: "Кто? Владимир Дмитрич? Что - встретиться? ( пауза.) У меня сегодня совещание. И завтра тоже". Горюнов больше не президент и не депутат. Зачем же тратить на него время?

И живет он не на Рублевке, а в обычной квартире в Митине. И то не своей. Зато громадный овраг возле базы "Ротора" засыпал и пять полей на этой базе соорудил, и интернат для мальчишек с нуля построил. Чудак-человек - подумают многие.

Но есть и другие. Последние три года Горюнов тяжело болел. Врача, который его спас, нашел в Израиле Никита Симонян.

Едва восстановившись, Горюнов мечтает вернуть старый "Ротор", его успехи и ауру. И верит, что атмосфера с "волной" на трибунах, с рефреном: "Кто сказал, что "Ротор" в ж...? "Ротор" - лучший клуб в Европе!" - еще возвратится.

Среди футбольных боссов все меньше людей, для которых их клуб - дело жизни, а не частичка бизнес-карьеры. Горюнов - один из динозавров. И хотя бы поэтому хочется, чтобы его мечта сбылась.