Газета Спорт-Экспресс № 194 (5071) от 1 сентября 2009 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 25
ФОРМУЛА-1 |
С Виталием ПЕТРОВЫМ |
"Гран-при Бельгии" завершился первой в сезоне-2009 победой "Феррари" и чемпиона мира-2007 Кими Райкконена. Однако больше всего зрителям запомнится сенсационное выступление в Спа "Форс Индии" и Джанкарло Физикеллы. Итальянец завоевал первый в истории индийской команды поул и первые в сезоне очки.
СТАРТОВЫЕ ЗАВАЛЫ ВСЕГДА НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ
Разбираться в нюансах гоночного уик-энда "Формулы-1" читателям "СЭ" в очередной раз помогает Виталий Петров - 24-летний российский пилот, выступающий за испанскую команду Barwa Addax в популярной серии GP2.
- "Гран-при Бельгии" поражает сенсациями, которые начались прямо в квалификации. Можно ли назвать ее результаты самыми неожиданными в сезоне?
- Глава "Форс Индии" Виджей Малья как-то сказал, что будет вкладывать деньги в команду, если та будет выигрывать гонки. "Форс Индия" доказала свою нарастающую силу еще в Валенсии, о чем мы уже упоминали в разговоре недельной давности. Между прочим, тогда в Испании было видно: всех своих возможностей пилоты команды не реализовали. Это им удалось неделей позже в Бельгии. Уже на тренировках Джанкарло Физикелла и Адриан Сутиль были в первой десятке, а затем в квалификации завоевали поул. Скажу больше: если бы на машине "Форс Индия" стояла KERS, то не факт, что Райкконен, использовавший эту систему в отличие от Физикеллы, смог бы обогнать итальянца. А если бы он не обошел его на первом круге, то не выиграл бы и в итоге.
- Значит, Райкконен обязан победой своему мастерству обгона?
- Да, финн сделал отличный маневр, но ведь он так и не смог оторваться от итальянца. Мало того, у Физикеллы по ходу гонки скорость была лучше, чем у Райкконена. А вообще-то при просмотре гонки у меня сложилось четкое ощущение, что финну стюарды должны были дать пенальти с проездом по пит-лайн. Заметили, что в первом повороте несколько машин выехали с трассы и проехали поворот по широкой дуге? В их числе был и Райкконен.
- Но, возможно, эта дуга длиннее, чем тот кусок трассы, что они объехали…
- Дело не в этом. Главное, что Кими не пришлось тормозить, как всем остальным. Да, на первую позицию благодаря этому маневру он не вышел, но пару мест отыграл. Мелочь? Однако если бы не эти отыгранные позиции, он бы не был уже на первом круге вслед за Физикеллой, а нагонял и обгонял других. Итальянец же уходил бы вперед. При таком раскладе "Форс Индия" могла выиграть. Может, конечно, я и не прав, и никто ничего не нарушал, но внимательнее посмотреть этот момент все-таки стоит.
- Кстати, ваш личный опыт в Спа говорит, что здесь отлично удаются обгоны и интересные маневры.
- В Бельгии есть для этого две прямые и два торможения. Это гораздо больше, чем в той же Валенсии.
- У трассы в Спа имидж самой замечательной в календаре чемпионата. Все пилоты, говоря о "Гран-при Бельгии", хвалят автодром.
- Трасса, безусловно, отличается от других. Есть и медленные, и быстрые повороты, перепады высот вверх-вниз. Здесь пилоту очень важно знать, как правильно эту трассу проходить, - она очень требовательна. Есть такие парадоксальные места, в которых для того, чтобы показать лучшую скорость на круге, нужно и притормозить - в поворот заходить чуть медленнее, чтобы затем, в последующих виражах, время выиграть.
- Все из-за того, что трасса в Бельгии "природная", а не искусственно построенная?
- Наверное, дело именно в этом.
- Гонка в Валенсии, по вашим словам, была скучновата, а как заезд в Спа?
- В Бельгии было все - и аварии, и обгоны, и сенсационные лидеры.
- Неудачники "Гран-при Бельгии" - Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон. Почему британцы так низко квалифицировались?
- Причин, наверное, несколько. "Макларен" вроде бы заранее знал, что в Бельгии у Хэмилтона и Хейкки Ковалайнена будет нехватка скорости. У Баттона же опять появились проблемы с резиной и сцеплением с трассой. Все это - а может быть, и еще какие-то обстоятельства квалификации - помешало им пробиться в ее финальную часть.
- В итоге оба пилота стали жертвами аварии на старте…
- Сложно сказать, кто и в чем там был виноват. Стартовые завалы непредсказуемы, они всегда происходили и будут происходить. Да, в Спа пострадали действующий чемпион мира Хэмилтон и лидер сезона Баттон, но стюарды рассмотрели видеозапись столкновений Льюиса с Хайме Альгерсуари и Дженсона с Ромэном Грожаном и признали их обычными гоночными инцидентами.
- В итоге сошли два новичка и два титулованных гонщика. Как по-вашему, кому больше обидно?
- Конечно, Баттону! Ему надо выигрывать чемпионат. Трое остальных ни на что особенное в нынешнем сезоне не претендуют.
- Получается, для того чтобы не сталкиваться с новичками, именитым не нужно квалифицироваться в хвосте пелотона?
- Безусловно, лучше находиться впереди, тогда не будет таких обидных сходов. Кто был молодцом, так это Себастьян Феттель. Немец благодаря своему третьему месту на финише "Гран-при Бельгии" еще чуть-чуть приблизился в общем зачете к Баттону и Рубенсу Баррикелло. Последние гонки сезона будут очень интересными. В них и решится судьба чемпионата.
- То есть вы считаете, что Баттону не хватит запаса очков, чтобы гарантировать себе титул?
- Разумеется, не хватит, если англичанин продолжит выступать так, как в Бельгии! В оставшихся пяти гонках "Брауну" нужны или несколько высоких результатов, или стабильность на среднем уровне. Опасность же исходит в первую очередь от Феттеля с Марком Уэббером на "Ред Булл", которые очень быстры. Такие провалы, как в Спа, для "Брауна" уже недопустимы.
- Кто сейчас самый лучший, самый быстрый гонщик чемпионата?
- В данной ситуации нельзя сравнивать, например, Хэмилтона и Феттеля или Баттона и Баррикелло. За спиной Хэмилтона чемпионский титул, Феттель такими регалиями не обладает. Баттон и Баррикелло тоже хороши - каждый по-своему. Многое зависит от команды, от техники. "Ред Булл" по сезону шел гораздо лучше "Макларена", но и британская команда сейчас начинает выигрывать. "Феррари" была в глубокой яме, но начала выбираться наверх - побеждать. Лидер первой половины сезона "Браун", напротив, притормозил. О таких тенденциях говорить можно, но никак не о сравнении пилотов.
- Через две недели "Формулу-1" ждет гонка в Монце. Что скажете о тамошней трассе?
- Все автодромы сложны по-своему. Разницы нет. Главное - быстро адаптировать настройки и понять, что нужно машине для скорости. Важно и то, насколько хорошо пилот помнит трассу.
- Слышала, есть у вас в Монце какой-то памятный поворот…
- (Смеется.) Это уж точно - памятный. Монца - моя любимая трасса, а в прошлом году перед гонкой еще и дождь пошел - ну, все, думал, победа у меня в кармане. Поехали, ничего не видно, дождь стеной, подлетаем к первому повороту, я уже понимаю, что иду лидером и вдруг... какой-то нехороший человек со всего хода в меня врезался. С гонки пришлось сойти. И надо же было всему этому случиться как раз в том месте, где на трибуне сидела моя мама - приехала поболеть. Я вышел и кричу ей, сдерживая слезы: "Здравствуй, мамочка!" Мы так теперь и зовем этот поворот - "мамочкин".
- Спа - скоростная трасса, Монца - тоже. Суперудачное выступление Физикеллы и "Форс Индии" в Бельгии - это единичный "выстрел" или в Италии стоит ждать повторения?
- Сложно сказать. Все думали, что уверенность Мальи в своей команде - это лишь слова, которым почти никто не придавал особого значения. Но они материализовались в поул-позишн и второе место. Физикелла сделал огромную работу, ведь, даже когда он завоевал поул и удачно стартовал, большинство полагали, что приедет итальянец к финишу месте примерно на пятом. И это, кстати, было бы успехом! Но ведь нет, Джанкарло до последнего прессинговал Райкконена.
Трасса же в Монце действительно скоростная. А, как мы видели, по скорости "Форс Индия" "Феррари" не уступает. Один минус для индийской команды - в Монце очень важна будет KERS, а ее на машинах Физикеллы и Сутиля нет.
Лина ХОЛИНА