Газета Спорт-Экспресс № 168 (5045) от 1 августа 2009 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

2 августа 2009

2 августа 2009 | Плавание

ВОДНЫЕ ВИДЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Шесть мировых рекордов и серебро России в мужской эстафете 4х200 метров - так завершился шестой день плавательного турнира.

НАША ГОРДОСТЬ!

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Рима

К мужской эстафете 4х200 м вольным стилем тренеры российской сборной готовились так, как полководец к решающему сражению. И не случайно: в списке эстафетных видов программы именно этот всегда считался особенным.

В последние годы я как-то не интересовалась: а существует ли сейчас в США обычай именовать эту эстафету тем самым названием, которое бытовало в американском плавании во второй половине прошлого века, - "Гордость нации"? Автором этого определения в свое время стал самый выдающийся из специалистов того поколения - Джеймс Каунсилмен. Великий романтик своего вида спорта.

Много лет назад я поинтересовалась у тренера, почему он выделяет этот вид программы в особый ранг. Каунсилмен объяснил так: "200 метров вольным стилем - это та дистанция, которую невозможно выиграть, обладая лишь талантом. Здесь проявляется и мастерство тренера, умение подготовить ученика, совершенство тренировочных методик. Если в стране есть сильные пловцы-средневики - это оценка плавательной школы. Если же из них можно составить команду, способную победить в эстафете на Олимпийских играх, - это самый яркий показатель уровня плавания в стране. Гордость нации".

Именно по этой причине в списке олимпийских побед Барселоны в 1992 году, где представители Объединенной команды шесть раз становились чемпионами, эстафетное золото 4х200, выигранное Дмитрием Лепиковым, Владимиром Пышненко, Вениамином Таяновичем и Евгением Садовым, до сих пор на особом счету. До тех Игр американцы не терпели поражений на семи Олимпиадах подряд (московские Игры, лишенные представительства США из-за бойкота, я не беру в расчет). Да и после были повержены лишь однажды - в 2000-м в Сиднее. Была даже некая символика в том, что в 1992-м за русскую эстафету отвечали два тренера - Геннадий Турецкий и Виктор Авдиенко. А восемь лет спустя Турецкий отвечал уже за мужские эстафеты Австралии. И "Гордость нации" осталась за его командой.

Великолепный старт россиян в Риме в самый первый день турнира на дистанции 4х100 метров вольным стилем как бы подразумевал, что и в более длинной эстафете страна намерена биться за медаль. Хотя после римского мирового первенства в 1994-м России больше ни разу не удавалось зацепиться за призовую тройку. Получилось лишь на Играх в Пекине, где Никита Лобинцев, Евгений Лагунов, Данила Изотов и Александр Сухоруков завоевали серебро.

Предполагалось, что эти же спортсмены сыграют квартетом и во вчерашнем финале.

Ради эстафеты Лагунов был снят с индивидуальной дистанции 50 м в/с. Его личный тренер Михаил Горелик сказал мне на этот счет, что решение было принято им без колебаний. Мол, еще когда плавал сам, привык ставить командные интересы выше личных.

Изотов и Лобинцев в утреннем заплыве не стартовали. Им предстояло гарантированно выйти на старт в финале. Точно так же заранее было известно, что финишный этап эстафеты традиционно "закроет" Сухоруков, а вот четвертая вакансия должна была достаться тому пловцу, чей утренний результат окажется более высоким.

За час до финала стало ясно, что индивидуальная жертва на "полтиннике" была принесена Лагуновым напрасно: свой предварительный (первый) этап эстафеты он проплыл за 1.48,30. И в финал был заявлен Михаил Полищук, чей утренний результат (на втором этапе) составил 1.44,93

Надеяться на то, что в Риме все может сложиться столь же удачно, как в Пекине, на самом деле не приходилось. Слишком изменился за 11 месяцев расклад плавательных сил в вольном стиле. Не думаю, что кто-нибудь взялся бы вообще предсказать фаворита: сборная США хоть и возглавила предварительный протокол, но вместе с Японией - страной, которая последний раз стояла на эстафетном олимпийском пьедестале в 1964-м, а на чемпионатах мира вообще никогда не была в призерах.

Утром Горелик сказал мне на трибуне:

- Я уже много лет работаю тренером, но в Риме иногда вообще не могу понять, что происходит. Пауль Бидерманн, который побил рекорд Фелпса, меня не удивил. В конце концов, мы уже видели похожие вещи в исполнении того же Фелпса, а до него - Иена Торпа. А вот мужской заплыв на 800 метров вольным стилем ввел меня в ступор. Китаец Линь Чжан, который в итоге выиграл, проплыл первые 400 метров за 3.46,79. А вторую половину - за 3.45,33. То есть показал на этой части дистанции результат, с которым он в индивидуальном финале на 400 метров мог шестым стать. Каким образом человек может так плыть, я просто не представляю.

Эстафета несколько отодвинула на второй план все остальные заплывы. В частности, финал на дистанции 200 м на спине, выступать в котором предстояло сразу двум россиянам - Аркадию Вятчанину и Станиславу Донцу. В полуфинале они финишировали с третьим и четвертым результатами, по поводу чего Аркадий заметил в микст-зоне, что впервые за весь чемпионат доволен тем, как плылось. И выразил надежду, что сил на финал ему тоже хватит.

Но сил вновь хватило не до конца. Потенциальная тройка призеров определилась уже после первого 50-метрового отрезка: пятикратный олимпийский чемпион Аарон Пирсол, трехкратный - Райан Лохте и примкнувший к ним японец Риосуке Ирие, который сначала шел вторым, затем сместился на третью позицию, а на финише все-таки сумел вклиниться между американцами, отобрав серебро у Лохте.

Ни Вятчанин, ни Донец даже близко не участвовали в этой битве гигантов, которая завершилась вторым мировым рекордом за вечер (первый на "сотне" вольным стилем установила немка Бритта Штеффен) Пирсола. Аркадий финишировал с четвертым результатом и новым рекордом Европы, отстав от бронзового призера почти на секунду. Донец приплыл шестым.

На вопрос корреспондента "СЭ" Михаила Макарова, чего не хватает, чтобы соревноваться с лидерами на равных, Вятчанин ответил:

- Прежде всего уверенности в том, что я сделал всю ту работу, которая позволяет показать определенный результат. На тренировках мне кажется, что работаю очень много, даже бывает тяжело заставлять себя идти в бассейн. А перед соревнованиями начинаю думать, что работал мало. Возможно, нужно просто отключить собственные мозги и слушать то, что говорит тренер. Я же постоянно в себе сомневаюсь.

Еще два рекорда мира появились в результате полуфинальных женских заплывов на 50 м баттерфляем (их авторами стали голландка Магдалена Вельдхейс и шведка Тереза Альсхаммар). В последующих восьми заплывах высшие достижения были перекрыты всего один раз - на мужской полуфинальной стометровке баттерфляем.

Жребий нарушил, пожалуй, главную интригу дня в этом виде программы: олимпийский чемпион Пекина на этой дистанции Фелпс и вице-чемпион тех Игр серб Милорад Кавич оказались разведены по разным заплывам. В том, где стартовал Кавич, оказался американец Тайлер Макгилл, показавший одно предварительное время с Фелпсом. Хотя уже вчера вечером борьба могла выйти знатная: еще свежа в памяти драма, которая произошла на стометровке в Пекине, где Кавич считался тем самым человеком, кто может помешать Майклу реализовать грандиозный план в "восемь золотых". В финале он тогда первым бросил руки на финиш, но Фелпс каким-то чудом все-таки вырвал касание. Зато в Риме в плавательных кругах вовсю курсировали разговоры о том, что Кавич в Риме настолько хорош, что как только дорвется до финала, уделает там 14-кратного олимпийского чемпиона как бог черепаху.

Свой заплыв Фелпс выиграл (50,48). А Кавич установил мировой рекорд, заочно обогнав соперника на 0,47.

Главные события, как и предполагалось, развернулись в эстафете. На первом этапе Германия единолично вырвалась вперед благодаря усилиям Пауля Бидерманна. Это было понятно. Как и то, что лидерство Германии не удержать. Затем началось самое интересное. Дебютант российской эстафеты Полищук хоть и проплыл хуже, чем утром (1.45,42), но удержал третью позицию, которую на первом отрезке обеспечил ему Лобинцев. Изотов, получив эстафету с почти двухсекундным отставанием от лидеров, сократил эту разницу вдвое и выбрался на второе место, менее чем в секунде от американца Дэвида Уолтерса. Сухоруков за 150 метров своего этапа довел эту разницу до микроскопической - 0,21. Соперничать со знаменитым финишным рывком Лохте он все-таки оказался не готов, но результат обеспечил вполне героический: пловцы США финишировали с очередным рекордом мира, опередив Россию всего на 0,6.