Газета Спорт-Экспресс № 161 (5038) от 24 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3
ВЕЛОШОССЕ |
ТУР ДЕ ФРАНС |
Вчера интервью специальному корреспонденту "СЭ" дал президент российской "Катюши", дебютирующей в этом году на "Большой петле".
Андрей ЧМИЛЬ: "АРМСТРОНГ "КАТЮШЕ" НЕ НУЖЕН"
Сергей БУТОВ |
из Аннеси |
ССОРА АРМСТРОНГА И КОНТАДОРА - БЛЕФ
- Гонка еще не завершилась, однако ее сценарий в целом уже ясен, не так ли?
- Совершенно верно. Очевидно, что этот "Тур" проходит при доминировании команды "Астана". Причем как на спортивном, так и на медиафронтах. Все внимание средств массовой информации сфокусировано исключительно на противостоянии Армстронга и Контадора. Мы видели, что первая неделя "Тура", если быть точнее, то его пиренейская часть, была полностью блокирована "Астаной". Естественно, продолжаться так все время не могло, поэтому настало время другим командам поднять головы. Но когда дым рассеялся и маски, наконец, были сброшены, стало очевидно, что именно гонщики "Астаны" являются главными актерами, дирижерами и даже оркестром "Большой петли".
Что касается "Катюши", то за команду просто хочется порадоваться. За результат, который показал Сергей Иванов, за растущий потенциал наших спортсменов. Конечно, хотелось бы, чтобы возможности наших парней стали более обширными. Отсутствие на определенных этапах гонки спортсменов "Катюши" в уезжающих отрывах, 80 процентов которых, так уж получилось, благополучно доезжали до финиша, несколько настораживает. Хотя больше хочется говорить об успехе Сергея, продемонстрировавшего суперпрофессиональные качества. Он выбрал сложный, не по горным характеристикам, но по профилю, этап, великолепно его отработал и, таким образом, представил нашу команду на "Тур де Франс". Впереди еще четыре этапа, включая сегодняшнюю разделку. Так что, надеюсь, широкая публика еще получит возможность узнать не только Карпеца, Игнатьева или Иванова, но и других наших спортсменов.
- Когда в первые дни "Тура" дуэль Армстронга и Контадора была в самом разгаре, на чьей стороне были лично вы?
- Я считаю, что возвращение Армстронга - чистой воды рекламная акция, придуманная для поднятия его личного рейтинга. Кроме проблем и непонятно откуда взявшейся суеты и прочего балагана вроде персональных телохранителей, это ничего никому не принесло. Наличие Армстронга в одной команде с ярко выраженным лидером Контадором, являющимся уникальной фигурой, создало искусственный перевес. Более того, я думаю, что никаких проблем, о которых столько говорили, у них между собой нет - это блеф. Надо отдавать себе отчет в том, что при всех выдающихся физических качествах, которыми обладает Армстронг, более чем трехлетнее отсутствие в спорте не может быть компенсировано никакими сумасшедшими тренировками. Так что этот спектакль был заранее подготовлен, а эти двое прекрасно разыгрывают свои роли.
- Если Армстронг займет место на итоговом подиуме, что вполне реально, на мой взгляд, о чем это будет говорить?
- В первую очередь о том, что Армстронг это все-таки феномен. Это человек, который на протяжении последних пяти лет своей карьеры готовился исключительно к одной гонке. Количество его стартов не превышало пятидесяти в год, двадцать из которых были этапами "Тур де Франс". Задачу, поставленную перед ним, он выполнял на сто процентов, после чего опять уходил в летаргический сон. То, что он сейчас в числе лидеров, говорит не только о его физических способностях и завидной психологической подготовке, но также и о том, что альтернативы ему в мировом пелотоне на сегодняшний день нет. Если в 80-е годы список претендентов на победу, будь то многодневка или классическая однодневная гонка, состоял из десятка гонщиков, то в наши дни такой список куда более скромен и компактен. Если многодневка, то вопрос в том, выиграет Контадор или проиграет? Перед однодневками тот же вопрос возникает относительно Тома Бонена.
- Появление Армстронга в "Катюше" - фантастика?
- Думаю, даже Герберт Уэллс не смог бы выдумать ничего более фантастического. Нет, Армстронг нам не нужен. Понимаете, как только он попадает в команду, та полностью теряет свое лицо и индивидуальность. Остается один Армстронг. Он временно надевает на себя майку той команды, которая дала ему такую возможность. Но как только гонка заканчивается, он с себя ее быстренько снимает и надевает другую - на которой написано Livestrong, название его фонда. Он открыто занимается рекламой собственной структуры, причем в этом деле он маэстро. "Катюше" же не нужна индивидуальная реклама, мы двигаем целый проект. Армстронг - это метеорит, который скоро уйдет с орбиты. А нам нужна перспектива.
- Вы же не будете отрицать, что приход в "Катюшу" такой фигуры, как Армстронг, вызовет бум популярности велоспорта в России?
- Во-первых, я бы не стал утверждать это наверняка. Во-вторых, это диаметрально противоположная линия развития от той, которой собираемся придерживаться мы.
- Правда, что Армстронг за год в "Астане" так ни разу не побывал в Казахстане?
- Гарантировать это я не могу, у меня нет связей с казахстанской таможенной службой и паспортным контролем (улыбается). Но исходя из той информации, которой я обладаю, у Армстронга было несколько приглашений со стороны руководства государства, на которые он не откликнулся. И вовсе не потому, что Армстронг вот такой вот плохой. Просто он живет на другой планете - "Планете Армстронг". А нам нужно создавать "Планету "Катюши". Лэнс - слишком яркий и большой космический объект, чтобы служить чьим-то интересам, кроме своих собственных. Я с куда большей вероятностью представляю мальчишек в нашей глубинке, скажем, в Чувашии, которые будут садиться на велосипед с криком: "Я - Сережка Иванов", чем тех же мальчишек, воображающих себя Лэнсом Армстронгом.
КАРПЕЦУ НУЖНО ПОДРАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
- В 34 года многие заканчивают со спортом. А Иванов переживает вторую молодость. В чем причина?
- Полагаю, дело в том, что у Сергея наступила та грандиозная фаза карьеры, когда понимаешь, что впереди тебя уже не ждет множество дней в том детском увлечении, которое стало профессией. У него начался отсчет от обратного. Каждый раз, когда он садится на велосипед, в подсознании возникает мысль: "Еще один день прожит". Сейчас Иванов четко понимает, к чему он может прийти и, самое главное - каким образом. Это профессиональная радость человека, знающего свое дело. И получающего от этого целый букет удовольствий - моральное, материальное, психологическое и физическое.
- Пятнадцатое место Карпеца, которое он занимает перед разделкой, отражает его реальную силу многодневщика?
- Думаю, Володя достоин более серьезных мест. Карпецу нужен, видимо, не трехнедельный "Тур де Франс", а четырехнедельный. У него довольно специфический организм, он прибавляет от этапа к этапу. Когда другие начинают загибаться, у Карпеца только открывается второе дыхание. Ну и, конечно, ему нужно время, чтобы адаптироваться в роли лидера. Ведь это не просто красивое название, внимание журналистов и определенные экономические компенсации. Лидер - человек, который, проснувшись утром, четко понимает свои задачи на каждый конкретный этап, прокручивает его в голове. Капитаны команд по большей части - это жесткие, расчетливые спортсмены, умеющие учитывать и извлекать выгоду из целого комплекса факторов. Крайне редко люди выстреливают в первый же год лидерства, как это было с Лораном Финьоном, приехавшим на "Тур де Франс" в качестве неопрофессионала, а уехавшего в желтой майке. Но в случае того же Володьки это невозможно. Ему надо вырасти психологически. В однодневной гонке - ты снайпер, не имеющий права на ошибку. Промахнешься - будешь ждать 365 дней для повторного выстрела. Здесь гонка идет три недели. За это время можно много чего наворотить, проиграть и отыграть, короче, прожить короткую жизнь. И, что важно, есть возможность разыграть индивидуальную партию. Но для этого нужна внутренняя уверенность, которой Карпецу еще не хватает.
- На равнинных этапах в активе гонщиков "Катюши" два четвертых места. Наверное, это все-таки не то, на что вы рассчитывали. Что произошло с основным спринтером команды на этом "Туре" Данило Наполитано?
- Ему просто немного не повезло. Он выпал на первой же горе в Пиренеях. И за ним ехала только "машина-метла", закрывающая гонку. Обычно зрители проявляют большую симпатию к отстающим гонщикам, подталкивают их в гору, дают воды. По регламенту все это строго запрещено, но когда никто не видит, то можно. Наполитано же, находясь под строгим контролем, кричал, отгонял зрителей и был вынужден 110 километров пилить в гору в одиночестве. И на три минуты не уложился во временной лимит. У Данило был шанс на втором этапе "Тура". Когда шла позиционная борьба за место на колесе Кавендиша, он это почетное и перспективное место себе отбил. Но перед финишем было два правых поворота, в один из них немец Циолек вошел с неправильной траектории, а Наполитано на полном ходу въехал ему в заднее колесо. На этом "Тур" для него фактически закончился.
- Вы удивились неудачному выступлению Дениса Меньшова?
- Денис продемонстрировал грандиозный профессионализм, выиграв "Джиро д'Италия". Он фактически в одиночку боролся против армады итальянцев, готовых, как оказалось, на все, лишь бы достичь желаемого (Чмиль, очевидно, имеет в виду известие о положительной допинг-пробе второго призера "Джиро" итальянца Данило Ди Луки. - Прим. С.Б.). Неудачи, через которые Денис прошел в первой части гонки - падения, не совсем правильно сложившийся сценарий, отсутствие дополнительной мотивации - все-таки "Джиро" уже в кармане, помешали ему проявить свой истинный потенциал. Не уверен, была ли у него вообще необходимость приезжать сюда. Я не критикую, просто рассуждаю вслух. Возможно, для Меньшова лучше было отдохнуть после "Джиро", съездить на "Вуэльту". А на следующий год изменить свою программу подготовки и приехать на "Тур" с конкретной целью - выиграть. По сути, Меньшов сейчас второй после Контадора многодневщик мира, если судить по количеству и качеству выигранных "Гран-туров". И для комплектации золотого альбома ему осталось лишь звание чемпиона "Тура".
- "Катюша" заинтересована в Меньшове?
- Безусловно. Любой гонщик такого калибра, как Денис, входит в сферу наших интересов. Но существует и профессиональная этика. У Меньшова действующий контракт, за расторжение которого нужно платить немалую компенсацию. Так что мы либо подождем еще год, пока у Дениса закончится соглашение с "Рабобанком", либо будем надеяться на то, что за это время вырастим для него достойного конкурента в борьбе за высокие места на такой гонке, как "Тур де Франс".