Газета Спорт-Экспресс № 159 (5036) от 22 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

22 июля 2009

22 июля 2009 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ТУР ДЕ ФРАНС

КАРПЕЦ ПЕРЕЖИЛ АТАКУ СЕН-БЕРНАРОВ

Сергей БУТОВ

из Бурж-Сен-Морис

"ПРОНТО!"

Выходной день на "Туре" почти священен. Фактически красный день календаря. В понедельник "Катюша" расквартировалась в швейцарском Сьоне, городишке малопримечательном и знакомом российскому болельщику разве что по махинациям тамошних футбольных деятелей. Помните нашумевшую переигровку "Спартака"?

Расписание командной жизни было - каждый день бы такое! С утра обязательная тренировка, поддержания спортивного тонуса ради, зато потом свободное время. Прямо как в пионерлагере. Хочешь на люстре качайся, хочешь в нарды сыграй или какую умную книгу прочти. В общем, полная демократия и отсутствие контроля со стороны тренеров. Но даже при столь льготном распорядке особняком стоит прием пищи. На такой гонке, как "Тур", спортсмены обедают в обычном понимании этого слова только в выходные. В любые другие дни литрами пьют воду с соляным раствором и давятся безвкусными энергетическими батончиками. Тьфу!

Выходной, впрочем, это еще всегда и осада командных отелей-крепостей журналистами. Так было и в понедельник, когда толпа англоговорящих репортеров обмотала телевизионными кабелями всю гостиницу, топоча по лобби в ожидании пресс-конференции соседей "Катюши" - американской команды Garmin Slipstream. Все посходили с ума из-за лидера "Гармина" - британца Брэдли Уиггинса, хотя справедливости ради скажем, что он действительно стал, пожалуй, главной сенсацией нынешней "Большой петли". Даже при том, что этот самый Уиггинс, нехороший человек, в сутолоке больно наступил мне на ногу и не извинился. Подумаешь - идет третьим в общем зачете вслед за Армстронгом!

К слову, по моим данным, делить с "Катюшей" гостиницу должны были вовсе не американцы, а французы из AG2R. Понесшие, как мы помним, серьезную потерю в лице ВладимираЕфимкина. Задуманное еще в Москве интервью с Владимиром с глазу на глаз, разумеется, сорвалось. Пришлось воспользоваться телефоном, и в трубке вскоре раздалось звонкое итальянское "Пронто!".

- Володя, как дела?

- Я уже дома, в Италии. Не хотел оставаться туристом с командой. Поэтому брат (близнец Александр. - прим. С.Б.) подскочил на машине из Италии и забрал меня. Жаль, что так все вышло, что тут говорить. Шел достаточно высоко в "генерале" и вполне мог переплюнуть прошлогоднее 10-е место. После того самого падения вроде бы успел раскатиться. Четыре этапа с грехом пополам проехал, но чуть попробовал себя в горе, и колено заныло так, что жить не хотелось. Какой уж тут "Тур"! Ладно, буду готовиться к "Вуэльте", ведь остался еще запас нерастраченных сил.

"ВОТ БАЛБЕС"

Вечером, едва спала жара, засели беседовать на открытом воздухе с Дмитрием Конышевым. Нынешний главный тренер шоссейной сборной России - один из двух спортивных директоров "Катюши" на этом "Туре". Помогает главному из них, гораздо более опытному итальянцу Сержу Парсани. Мимо пробежал еще один итальянский спортивный директор команды Клаудио Коцци. Матерщинник, весельчак и балагур. Без таких команда - не команда. Одно название. Вообще-то Коцци отработал от звонка до звонка с тем же Парсани майскую "Джиро" и сейчас по идее должен был потягивать кьянти где-нибудь на средиземноморском побережье. Бросил почти на бегу: "Какое, к черту, кьянти! Мне зарплаты тренера на жизнь не хватает, устроился таксистом, вожу вот людей туда-сюда. Из Италии в Швейцарию. Из Швейцарии в Италию". Мы посмеялись. Италия-то совсем рядом, по ту сторону Альп. Это у гонщиков выходной, а у тренеров - рабочие будни.

"Тур" - всегда водоворот событий. Каждый день кто-то приезжает, кто-то уезжает. Вот, скажем, я буквально на пару часов разминулся с президентом "Катюши" Андреем Чмилем, отъехавшим из Сьона по неотложным президентским делам. Впрочем, Чмиль незримо присутствует в команде всегда. Это я понял, обнаружив в своем гостиничном номере его чемодан. Значит, ненадолго отъехал. Значит, скоро обратно.

Зато вечером в расположение команды прибыл многократный чемпион России Владимир Гусев. Выиграв недавний суд у уволившей его "Астаны", Гусев восстановил свое доброе имя и приехал вместе с менеджером обсуждать будущий переход в "Катюшу". С бородой, зато в костюме, при галстуке и с портфелем в руке. Еще бы! "Такие вопросы, дорогой посол, с кондачка не решаются".

…Внезапно из окна высунулся полуголый Филиппо Поццато. С телевизором в руках. Из него грохотала на всю округу ария из итальянской оперы, а Поццато дирижировал. Конышев аж поперхнулся пивом: "Пиппо, вот балбес!" Молодые американские журналистки остались Пиппо очень довольны и, кажется, совсем позабыли про своего зануду Уиггинса.

Ну как тут серьезно поговорить с этими итальянцами! А ведь разговор-то с Конышевым планировался нешуточный. На повестке дня - вторничные перевалы Сен-Бернар, большой и малый. Овеянные, между прочим, легендами. Сразу вспоминается 1800-й год, Наполеон, в своей мышиного цвета шинели шагающий вместе с 40-тысячной армией через большой Сен-Бернар дабы неожиданно напасть и разгромить итальянскую армию, положив начало череде наполеоновских войн, фактически прекращенных в памятном 1812-м на реке Березине.

Принялись со спортивным директором "перемывать кости" всем подряд гонщикам "Катюши". А этот как? А у того что? Как ни крути, ни для кого из россиян эти Сен-Бернары не годятся!

- Карпецу такие этапы не слишком подходят, - размышлял Дмитрий Борисыч. - Ну, такие, чтобы гора - и пошли-и-и. Володя у нас гонщик "на дизеле". Ему надо продышаться как следует на нескольких коротких горках, зато потом не остановить. Вот в среду в этом плане хороший этап будет, прямо под Карпеца, там эти горы вот так пойдут (описывает ладонью волну).

Я соглашаюсь, конечно. На дизеле - так на дизеле. Но за державу обидно. Хочется, чтобы победа Сергея Иванова оказалась не единственной на этом "Туре". Впрочем, утро вечера мудренее, гонка все расставит по своим местам.

"ВОВА, БУФЕТ ОТКРЫТ"

Стартовый городок "Тура" живет по своим особенным правилам. Львиная доля внимания уделяется "Астане" и ее столпам Контадору и Армстронгу, всем остальным достаются крохи с барского стола. Командный автобус "Астаны" перед гонкой напоминает осажденную крепость. Телевизионная картинка ажиотажа вокруг Армстронга и компании не в состоянии передать реальную обстановку истерии, царящей в эти минуты. Лэнса на публике ожидают, словно мессию. "И так каждый день, каждый божий день", - слышу голос кого-то из русскоговорящих членов обслуживающего персонала казахстанской команды.

На старт Армстронг вчера отправился, что называется, на грани дедлайна. За считаные минуты до начала гонки. Он верхом на велосипеде, а по бокам двое телохранителей, привыкших передвигаться исключительно бегом. "Бонджорно!" - прокричал Лэнс Парсани, с которым мы присели на капот командной технички, обсуждая на ломаном английском тактические варианты гонки. Парсани дружелюбно кивнул в ответ. Я тоже решил Армстронга не обижать - и кивнул. Несколькими минутами раньше мимо, без всяких там охранников, промчалась желтая майка Контадора. Неторопливо проехал и Денис Меньшов, с интересом взглянув на Михаила Игнатьева, громко сливавшего из бачка залежалую воду. Действующий чемпион мира итальянец Алессандро Баллан и вовсе остановился рядом с Парсани, долго с ним обнимался и сетовал на судьбу-злодейку, обрушившую на него многочисленные травмы.

Большой Сен-Бернар начался сразу, без предупреждения. Почти со старта. 40-километровый подъем, шутки в сторону. "Вова, выкинь нахрен свой бачок, я тебе потом подвезу", - пролаяла рация голосом Иванова, адресовавшего тираду Карпецу. Действительно, в горе лишние полкилограмма совершенно ни к чему. Первые километры дистанции одноклубники окружили Владимира теплотой и заботой, и он отплатил сторицей - сорвался в отрыв вместе с большой группой. Опа, у гонки появился нерв!

Мы жгли покрышки, прорываясь в отрыв. Ситуация была нервная. Конышев, в чьей машине я очутился, дергался по пустякам. "Слушай, хватит базарить, я радио не слышу", - рявкнул он на сидевшего на заднем сиденье механика-баска, который уже полчаса разговаривал по мобильному со своей мамой.

Карпец решил резину не тянуть и пошел дальше, утянув за собой обладателя гороховой майки лучшего горного гонщика итальянца Франко Пеллицотти. Пеллицо, как зовут его в мировом пелотоне, попутчик в горах хороший, надежный.

Жарко. Ветер бьет прямо в лицо. "Вова, если хочешь пить - буфет открыт", - рекламировал Конышев. Карпец капризничать не стал. Подкатили к Пеллицотти: "Франко, работай нормально. Карпец ни на что в "классифике" не претендует, мы просто хотим подняться повыше". Пеллицо кивнул и тут же в подтверждение лояльности выдал объемную смену. Разрыв между двойкой и отрывом постоянно рос.

Дорога на Сен-Бернар заслуживает отдельного описания, на которое, к сожалению, нет места. Легендарный перевал привлек на свои склоны и утесы гигантские толпы зрителей. Разные люди сюда пришли, одни бросались под колеса, другие протягивали баночки кока-колы. Но у нас с собой было! Карпец же с Пеллицотти сполна получили свою порцию аплодисментов за покорение Сен-Бернара, временами переходивших в овации.

После подъема - пограничный пункт с Италией. Черт возьми, да когда же наконец наступит Франция на этом "Туре"! Кстати, именно из-за этого крошечного участка итальянских дорог - спуска с большого Сен-Бернара и подъема на малый - испанцу Алехандро Вальверде запретили участвовать в "Большой петле".

На равнине, маленьком кусочке между концом спуска и началом подъема, шедшая позади группа, покинутая в свое время двумя беглецами, стала отыгрывать отставание от Карпеца. Тот, узнав об этом, эмоций скрывать не стал. "Вова, ты не морщись! Ты кушай, Вова. Сейчас гора пойдет", - прикрикнул Дмитрий.

Пока Карпец кушал, нас нагнали, и мы на пару минут почувствовали себя экипажем "Антилопы-гну", дожидавшейся в кустах, пока проедут настоящие участники автопробега. Вскоре группа просвистела мимо, и нам удалось пристроиться ей в хвост.

Сзади уже накатывал разозленный пелотон, надо было что-то предпринимать. За 20 км до финиша (и за 7 км до завершения изматывающего подъема) Конышев скомандовал: "Вова, сейчас не смотри ни на кого. Работай на все деньги". Карпец послушно ускорился, нашел темп, оказавшийся не по зубам некоторым товарищам по отрыву, однако спустя пару километров наступил кризисный момент. Карпеца бросили в горе, а по "Радио Тура" тем временем голосили - враг не дремлет, пелотон позади.

К счастью, Карпец сдюжил. Чего это ему стоило, знает он один. Дождавшись побега из пелотона небольшой группы, вожаком которой выступил не кто иной, как Контадор, Владимир сумел зубами вцепиться в пятки гонщикам и не отпустить. Доказал себе, что в состоянии проезжать этап в одно время с желтой майкой, а заодно поднялся в общем зачете с 20-го на 16-е место. Для одного этапа совсем неплохо. Кто теперь скажет, что Россия на этом "Туре" отбывает номер?

96-я мужская многодневная велогонка "Тур де Франс"

21 июля. 16-й этап. Мартиньи - Бурж-Сен-Морис. 159 км. 1. Астарлоса (Испания, Euskaltel - Euskadi) - 4:14.20. 2. Касар (Франция, Francaise Des Jeux) - отставание 0.06. 3. Федриго (Франция, Bouygues Telecom). 4. Рош (Ирландия, AG2R). 5. Ван ден Брек (Бельгия, Silence - Lotto). 6. Мойнар (Франция, Cofidis) - у всех то же отставание. 7. Пеллицотти (Италия, Liquigas) - 0.11… 10. Контадор (Испания, "Астана") - 0.59… 12. Армстронг (США, "Астана")… 23. ТРОФИМОВ (Bouygues Telecom)… 25. КАРПЕЦ - у всех то же отставание… 35. ИВАНОВ - 3.55… 43. БОЧАРОВ (все - Россия)… 51. Оррах (Испания) - у всех то же отставание… 78. Ванденберг (Бельгия, все - "КАТЮША") - 16.40… 85. МЕНЬШОВ (Rabobank) - то же отставание… 92. ИГНАТЬЕВ - 24.15… 99. ТРУСОВ… 103. Поццато (Италия, все - "КАТЮША") - у всех то же отставание.

Общий зачет. 1. Контадор - 67:33.15. 2. Армстронг - отставание 1.37. 3. Уиггинс (Великобритания, Garmin - Slipstream) - 1.46. 4. Клоден (Германия, "Астана") - 2.17. 5. Э.Шлек (Голландия, Saxo Bank) - 2.26. 6. Нибали (Италия, Liquigas) - 2.51… 11. Астарлоса - 4.38… 16. КАРПЕЦ - 5.56… 24. БОЧАРОВ - 11.33… 38. ТРОФИМОВ - 22.32… 42. МЕНЬШОВ - 27.04… 51. ИВАНОВ - 38.33… 77. Оррах - 1:12.36… 102. Поццато - 1:37.07… 111. Ванденберг - 1:48.25… 118. ТРУСОВ - 1:56.34… 139. ИГНАТЬЕВ - 2:11.56.