Газета Спорт-Экспресс № 155 (5032) от 17 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3

17 июля 2009

17 июля 2009 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Игорь ТЕР-ОВАНЕСЯН: "КАК МЕНЯ ВЕРБОВАЛО ЦРУ"

Игорь Тер-Ованесян - легенда. Когда-то его фамилия звучала так же громко, как другая - Брумель. За последние 75 лет рекордсменов мира по прыжкам в длину было всего пятеро - из них лишь один белый и европеец. Тер-Ованесян.

Правда, выступая на пяти Олимпиадах, олимпийским чемпионом он так и не стал, утешившись двумя бронзовыми медалями. Бывает с легендами и такое.

Мы встретились в кафе на Красной Пресне. Игорь Арамович удивил сразу - рассказал о невероятной истории, приключившейся пятьдесят лет назад. Полвека он хранил тайну - и вот решился на откровенный разговор. А подытожил совсем уж удивительным: "Вы, ребята, мой рассказ не лакируйте…"

Обычно мы встречались с совсем другими пожеланиями.

ПОД КОЛПАКОМ

- Об этой истории, как мне казалось, не должна была знать ни одна живая душа, - начал Тер-Ованесян. - Но вот приезжаю на Игры в Пекин, и мне передают книгу американца Дэвида Маранисса "Рим 1960 - Олимпиада, которая изменила мир". Этот автор специализируется на политических расследованиях. И в книге описан случай, как меня вербовало ЦРУ. Я был ошарашен: откуда Маранисс про это выведал?! В каких архивах раскопал?

- Так что за история?

- Накануне римской Олимпиады-1960 спринтера сборной США Дэвида Зима срочно вызвали из Нью-Йорка в Вашингтон. Сказали: наши американские партия и правительство просят выполнить кое-какое задание, очень по тем временам важное.

- Завербовать вас?

- Совершенно верно. Достали мою фотографию. Заключили какое-то соглашение. Отрядили двоих в помощь - прыгуна с шестом Дональда Брэгга, который в Риме стал олимпийским чемпионом, и копьеметателя Альберта Кантелло. Зим спросил: почему, мол, вербовать надо именно Тер-Ованесяна?

- Действительно - почему?

- А за мной ЦРУ следило давно - я говорил по-английски, интересовался джазом и выглядел как типичный американский студент. Парень из хорошей семьи. Хотя им нужен был не столько я, сколько скандал на Играх. Чтобы кто-то из советских попросил политического убежища.

- И как агитировали?

- На Олимпиаде в Риме ко мне явился фотокорреспондент журнала Sports Illustrated Джерри Кук, прекрасно говоривший по-русски. Пригласил в купальню на Тибре: "Игорь, я готовлю материал о матче СССР - США. Подурачимся, сделаем хорошие фотографии".

- Согласились?

- Почему нет? Я взял прыгуна с шестом Володю Булатова и пошли.

- Журналист тоже был замешан?

- Едва ли. Кстати, мой портрет через некоторое время появился на обложке Sports Illustrated. Впервые в истории американского журнала опубликовали фото советского чемпиона. Плюс ко всему заказали статью, и я целую ночь для них что-то сочинял. Писал по-русски, они даже поместили фотографию одной странички из рукописи. Я на ней четыре ошибки сделал, очень торопился. Футбол через "д" написал. Американцы заплатили 300 долларов. Для меня в те годы - бешеные деньги.

- Но это было позже. А как вас вербовали?

- Мы продолжали встречаться с Зимом, Брэггом и Кантелло. То пообедаем вместе, то еще куда сходим. Наконец они решились: "Игорь, ты же нормальный человек! Как живешь в этом Союзе? Объясни нам - как?!"

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

Окончание - стр. 8