Газета Спорт-Экспресс № 150 (5027) от 11 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ХРОНИКА |
СВОЯ КОЛОНКА |
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
MADEINUSA
Из года в год люблю наблюдать за тем, как разворачиваются события на чемпионатах США по плаванию. Взять, например, тот, что сейчас проходит в Индианаполисе. Позади всего пара дней - а впечатлений масса. Как вам, к примеру, рекорды мира, один из которых - в плавании на спине - установил пятикратный олимпийский чемпион Аарон Пирсол, а второй - в баттерфляе - обладатель 14 высших олимпийских наград Майкл Фелпс?
Причем, не случись этих двух рекордов, все равно было бы интересно. Чего стоит, например, выступление того же Пирсола на стометровке баттерфляем. Перевернулся человек со спины на живот, проплыл новую для себя дистанцию - и занял третье место, причем в весьма зубастой компании.
Или взять победу Дары Торрес на "полтиннике" вольным стилем. Лет этой спортсменке столько, что уже и вслух-то упоминать неприлично, а ведь продолжает выступать. И как!
Когда в спорте происходят явления такого порядка, всегда хочется найти им какое-то простое объяснение. Мол, всему виной некое чудодейственное средство из серии "Съел - и порядок". Или не менее чудодейственные комбинезоны: те, у кого они есть, снимают сливки. А те, у кого их нет, довольствуются остатками.
Такими объяснениями легче всего себя утешить. Куда обиднее признать, что они - такие же, как мы. Просто с другим взглядом на спорт в принципе.
Если бы цель американцев сводилась к тому, чтобы выиграть любой ценой, подозреваю, что тот же Фелпс никогда не отказался бы от выступлений на своих некогда коронных дистанциях - комплексным плаванием. Ему просто не позволили бы. Ведь там в отличие от баттерфляя и спринта победа куда более реальна. К тому же, говорят, вслед за Фелпсом отказаться от комплексного плавания готов и его соотечественник, еще один олимпийский чемпион Райан Лохте. Хотя, казалось бы, зачем уходить, если Великий Майкл по собственной воле освобождает от своего присутствия соревновательное поле в этой дисциплине?
Американскому плаванию вообще свойственна многостаночность. Люди стартуют по нескольку раз в день в самых разных видах программы и прекрасно себя чувствуют. Успевают восстанавливаться, не загружают психику однообразной работой, а главное - этой нескончаемой чередой стартов вводят себя в идеальное соревновательное состояние. Как гончие псы: подними на старте решетку клетки - и уже не удержать.
Шестикратный чемпион мира Юрий Прилуков в недавнем интервью сказал, что в России все плавают "за идею". Мол, и условий нормальных нет, и денег больших не платят. Отчасти это так. Но по большому счету гораздо в большей степени "за идею" работают американцы. Просто идея другая. И одержима ею вся команда, вплоть до обслуживающего персонала.
Если присмотреться (а я, признаться, присматривалась), то бросается в глаза, насколько четко и с явным удовольствием каждый человек в костюме сборной США выполняет свою работу. Делает все для того, чтобы "его" мальчик или девочка ни секунды не проводили впустую, не чувствовали себя покинутыми. Независимо от того, выиграл он свой заплыв или проиграл. Это рождает цепную реакцию: спортсмен, о котором так заботятся, подсознательно настраивается на ту же волну: старается сделать все, на что способен. И эффект от этой обратной связи похлеще любой фармакологии, любого "гормона роста".
Деньги, конечно, важны. Но не думаю тем не менее, что выдающееся выступление Фелпса в Пекине было следствием лишь того, что спонсор американской сборной (и Майкла в том числе) пообещал заплатить спортсмену за восемь золотых наград миллион долларов. Если бы все было так примитивно, вряд ли мы увидели бы в этом сезоне такого Фелпса. У которого глаза горят ничуть не меньше, чем когда он только начинал плавать.
Фелпс, конечно, явление выдающееся. Сродни тому, каким был в плавании четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов. Вот только Попов был ярким примером "кустарного" производства, блистательно воплощавший в жизнь идею, придуманную в свое время его тренером - Геннадием Турецким. Но ушел - и в российском спринте образовалась пустыня.
Что же касается Фелпса, почему-то не сомневаюсь: когда для него настанет время оставить спорт, это место в американском плавании недолго будет вакантным.