Газета Спорт-Экспресс № 145 (5022) от 6 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2
ФУТБОЛ |
Алексей СМЕРТИН: "КАРЬЕРА ЗАКОНЧЕНА. СТРАНИЦУ ПЕРЕВЕРНУЛ. А ВСЯ КНИГА ВПЕРЕДИ"
На прошлой неделе у нас в редакции побывал лучший футболист страны-1999 и экс-капитан сборной России.
ПРОЩАЛЬНЫЙ МАТЧ НЕ НУЖЕН
Смертин пришел в редакцию "СЭ" пешком. Пояснил: люблю, мол, так гулять, ведь живу в центре. Идти-то всего ничего, полчаса.
Потом поздравил с международным днем спортивного журналиста, о котором авторы этого материала и не подозревали. Увидев на столе иллюстрации к еще не вышедшей тогда заметке про судью Игоря Захарова, заинтересованно сдвинул брови:
- Постойте, постойте... Не он ли играл в середине 90-х в Ижевске?
Мы поразились памятливости Смертина. С чего бы ему, прошедшему "Бордо" и "Челси", помнить, кто и когда играл за Ижевск.
- Как же не помнить? - усмехнулся Алексей. - Я тогда был в "Заре" из Ленинска-Кузнецкого, и этот парень меня очень жестко встречал. У него и прозвище было - Злой.
- В вашей жизни без изменений? Вы с сентября без команды...
- Я решил закончить с футболом. Заявляю официально.
- Почему именно сейчас определились?
- Тогда обо всем по порядку. Прерывал я контракт в Англии, потому что перестал играть. Для меня на первом месте всегда стоял футбол. Все прелести лондонской жизни были не так важны. Уезжал оттуда с желанием продолжить карьеру в России. Думал: где начинал, там и закончу. К сожалению, не получилось.
- Почему?
- Не было предложения, которое устроило бы. Я себя люблю как человека и уважаю как футболиста. Гордость не позволяет опускаться ниже определенного уровня. Вот и решил: "Лучше уйти игроком лондонского "Фулхэма", чем, например, брянского "Динамо".
Кто-то готов играть до сорока исключительно ради заработка. Кого-то душит страх перед неизвестностью. А у меня ничего этого нет - ни страха, ни потребности каждый месяц приносить домой какие-то деньги. Уже три года как создан плацдарм - мне есть, чем заниматься. Работы полно. В Барнауле своя школа, фонд, теперь вот еще стал депутатом. Но это лишь первый шаг. Честно говоря, хочу быть задействованным в более глобальных проектах. Приносить пользу стране.
- Таким видели свое прощание с футболом?
- Конечно, нет! Я смотрел через розовые очки: "О, прощальный матч, все меня обнимают, выносят на руках, забиваю гол..." Сейчас понимаю: ничего этого мне не нужно. Не хочу прощального матча.
- Вот это заявление.
- Фанфары ни к чему. Да, в чем-то я герой своего времени, добросовестно отработал. Люди мне за что-то благодарны. Но в той главе поставлена точка, страницу перевернул. А вся книга впереди.
- У вас есть ответ: почему лучшим российским клубам не понадобился бесплатный Смертин?
- В России сложился стереотип - "возрастной игрок". 33 года для футболиста в нашей стране - это очень много. Некоторым молодым тренерам легче работать с начинающими игроками - зачем им Смертин, человек с характером и самооценкой? Тем более возрастного футболиста не перепродашь, никакой перспективы.
- Говорят, вы могли перейти в "Спартак"?
- Был в сентябре разговор с Карпиным.
- А подробнее?
- Подробнее - сам не в курсе. Расспросите того же Карпина, может, что-то расскажет. Он дозвонился мне, узнав, что я расторг контракт с "Фулхэмом". В регламенте УЕФА есть пункт, который позволяет дозаявить свободного агента вне трансферного окна. Но по какой-то причине делать этого не стали. Карпин предлагал вернуться к этой теме в межсезонье. Но с тех пор - тишина.
- В последнее время приглашений не было?
- Звали в Австралию и Израиль. Но уровень чемпионата там оставляет желать лучшего. Были слухи насчет "Ле Мана", но так слухами и остались. Еще был вариант в MLS. Вот в Америку поехал бы. Лига серьезная, там Юнгберг играет. Но "Вашингтону", чтобы меня купить, пришлось бы разгружать зарплатную ведомость. Избавляться от двух игроков. На это не пошли.
- В премьер-лиге о вас не вспоминали?
- Зимой проявляла интерес "Москва". Но в клубе была непонятная ситуация с финансами, и все сорвалось.
- Кто из родных громче всех говорит: "Рано заканчиваешь"?
- Знаю точно, кто моему решению очень рад. Мама. Я для нее остался ребенком, о здоровье которого надо заботиться. Так что для мамы день моего ухода из футбола - праздник. У меня, слава богу, почти не было травм. Отделывался испугом. Хотя ноги никогда не убирал, ни единого перелома или разрыва - случай уникальный. Помню, еще в "Локомотиве" пошел в подкат, и нога воткнулась в землю. Вывернул колено, картина была ужасная. Я лежал на носилках и думал: все, отыгрался. А выяснилось, всего-навсего мениск.
"ОБЪЯСНИТЕ РУССКОМУ..."
- Не пришлось корить себя за то, что 31 августа прошлого года разорвали контракт с "Фулхэмом"?
- Ни разу не корил! Единственное, что меня связывало с Англией, - футбол. Семья оставалась в Москве. Едва футбола лишили, понял - больше в Лондоне ничего не держит. Мне было очень тяжело смотреть со стороны, как команда играет.
- Вы ведь всю жизнь играли в основном составе?
- В том-то и дело. 55 матчей за сборную выходил в стартовом. С "Челси"-то расстался потому, что не мог сжиться с ролью запасного. Из клуба никто не гнал, Моуринью предлагал остаться. Я вполне мог задержаться в клубе, получить еще один чемпионский титул. Но сам решил уйти в "Чарльтон". И правильно сделал. Там получал удовольствие от футбола.
Юрий ГОЛЫШАК,Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 6 |