Газета Спорт-Экспресс № 139 (5016) от 29 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ВЕЛОШОССЕ |
"ТУР ДЕ ФРАНС"-2009 |
В предстоящую субботу в Монте-Карло стартует главная гонка сезона, на победу в которой будет претендовать целая группа гонщиков, включая чемпиона "Джиро"-2009 Дениса Меньшова.
КТО ТАМ НА МЕНЬШОВА?
С ДЕНИСОМ ВСЕ СТАНЕТ ЯСНО В ПИРЕНЕЯХ
Все наше внимание, разумеется, будет приковано к Меньшову. И главный вопрос здесь: хватило ли Денису месяца с небольшим для того, чтобы восстановить силы после победы на "Джиро"?
31-летний Меньшов после триумфа в Риме в соревнованиях не участвовал вообще. Съездил домой, в Орел, оттуда вернулся в испанскую Памплону, где давно живет, и начал подготовку к "Туру". Зная профессионализм Дениса, нельзя исключить, что в эти минуты он накручивает километры где-нибудь в районе Мон Венту, главной горной вершины "Большой петли". Проводит, так сказать, рекогносцировку.
Надо сказать, что "Джиро" и "Тур" стыкуются в графике отдельно взятого, пусть даже и высокого класса, гонщика с трудом. Не случайно легендарный Лэнс Армстронг до этого года "Джиро" упорно игнорировал. Делая ставку на "Тур", Армстронг понимал, что сил на две трехнедельные гонки подряд может и не хватить. Понимает ли это Меньшов? Безусловно.
Знаменитый российский гонщик положил глаз на "Тур" давно, но на протяжении нескольких лет славы на французских дорогах так и не снискал. Да, выигрывал майку лучшего молодого гонщика, да, победил три года назад на одном из этапов. Но это совсем не то, чего хотелось бы всем нам.
Дважды, в 2005-м и 2007-м, спустя месяц после "Тура" Денис брал золотую майку на заключительном, осеннем, "Гран-туре" сезона - испанской "Вуэльте". Две победы в Испании - результат сам по себе выдающийся, однако речь сейчас не об этом. Сентябрьский пик формы натолкнул Меньшова на мысль о том, что вторая трехнедельная гонка сезона ему удается лучше, чем первая. Приоритет "Тура" над "Вуэльтой" сделал неминуемыми изменения в графике подготовки.
В прошлом сезоне Меньшов впервые решил участвовать в "Джиро", с тем чтобы к "Туру" подойти в оптимальной форме. И прошлогодний эксперимент прошел удачно! Меньшов, конечно, в Италии звезд с неба не хватал, однако занял там высокое 5-е место в общем зачете, да и вообще оставил в целом приятное впечатление. "Тур" же для россиянина выдался лучшим в карьере - он долго претендовал на победу, позже откатился на четвертое место, однако после многочисленных допинговых разоблачений все-таки получил третье призовое место на легендарной многодневке. До него из россиян в первой тройке финишировал лишь Петр Угрюмов в 1994-м.
"Джиро"-2009 Меньшов, как все помнят, не просто выиграл, но сделал это при незабываемых обстоятельствах - с падением на мокрой римской брусчатке за полкилометра до финиша. Та майская форма Дениса вызывала восхищенные взгляды соперников, но что будет в июле? В принципе кое-что станет ясно уже в самом начале многодневки, ибо первым же этапом назначена индивидуальная разделка в Монте-Карло, и отнюдь не по равнине. Меньшов такие любит. И, будучи в хорошей форме, должен оказаться в непосредственной близости от победителя, если не выиграть ее. В крайнем случае почти все прояснится в Пиренеях, куда пелотон "Тура" приедет уже в конце первой недели.
Едва ли не впервые за многие годы не вызывает косых взглядов его голландская команда Rabobank. Похоже, в прошлом остались времена, когда на любом мало-мальски приличном тягуне первыми сыпались именно "рабобанковцы", оставляя Меньшова в одиночестве. По-настоящему сильных горняков нет и в нынешнем составе голландской велогруппы, однако ее командные действия на "Джиро" оставили приятное впечатление. А ведь майский состав Rabobank был послабее июльского.
АРМСТРОНГ, КОНТАДОР И ДРУГИЕ "КАЗАХИ"
37-летний Лэнс Армстронг в представлениях не нуждается. Скорее в некоторых пояснениях. В мае знаменитый американец впервые в карьере проехал "Джиро", где показал, что пока "не готов". Впрочем, несмотря на недавнюю травму ключицы, ближе к концу многодневки техасец явно раскатился, пару раз показав зубы в горах. Те, кто считает, что время Армстронга безвозвратно ушло и он больше ни на что не годен, уверен, будут неприятны удивлены его выступлением на "Туре". Старый волк выйдет на охоту за своим восьмым титулом, который автоматически превратит его из великого гонщика в величайшего. Это сомнений не вызывает.
Зато вызывает сомнения статус Армстронга внутри команды. По словам генерального менеджера команды Йохана Брунеля, лидером на "Туре" будет не по годам титулованный Альберто Контадор, горячий сын испанских гор. Это, скорее всего, священная неправда, но неправда, произнесенная в интересах команды.
Армстронг достаточно мудр, чтобы понимать: никто не может гарантировать ему первый номер при "живом" Контадоре. А вот 26-летний Контадор еще недостаточно опытен, чтобы понять: никто не будет делать ставку исключительно на него, когда в команде есть Армстронг. Поэтому заявление Брунеля, конечно, чистой воды дипломатия.
Не слишком фантастическим кажется вариант, при котором "Астана" по ходу гонки разобьется на два крыла - "группу Армстронга" и "группу Контадора". Во всяком случае, спортивный директор "Астаны", двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов, с которым мы общались на днях, дал понять, что будет заготовлено как минимум два тактических плана. Ну а основная "перестрелка" между этими двумя, конечно, состоится в горах и на разделках. Первая из них пройдет, как мы помним, на старте в Монте-Карло (к слову, в минувшую пятницу Контадор выиграл гонку на время в ходе чемпионата Испании).
Надобно сказать пару слов и о таких гонщиках, как американец Ливай Лайфаймер и немец Андреас Клоден. В любой другой команде, кроме "Астаны", они могли бы быть безоговорочными лидерами. Но на "Туре", судя по всему, будут выполнять менее престижные функции, например водовозов. Если у "Астаны" все-таки случится разделение на два лагеря, то любопытно, в какие "группы" попадут остальные 7 гонщиков команды.
Нам с Екимовым тоже стало интересно, и мы набросали списочек. Получилось, что Армстронг железно может рассчитывать на украинца Ярослава Поповича, швейцарца Грегори Раста и Лайфаймера. У последнего перед командой существуют определенные моральные обязательства. Дело в том, что на "Джиро" Ливай поехал в статусе капитана команды, но выполнить поставленные задачи не смог, поэтому по идее должен быть на "Туре" паинькой и послушно работать на дядю. Дядю Армстронга.
"Человеком Контадора" в этой компании можно смело назвать португальца Серджиу Паулинью. "Нейтралитет" пока сохраняют трое: Клоден, казахстанец Дмитрий Муравьев и Аймар Субелдиа, несмотря на то что испанец.
Многих интересует и вопрос личных отношений Армстронга и Контадора. Они сведены к отношениям товарищей по команде, не более того. Дружбы в силу разницы в возрасте там быть не может. Враждовать открыто в их статусе суперзвезд также глупо. Любая фраза одного, сказанная о другом, немедленно тиражируется сотнями газет и телеканалов. В свое время Брунелю пришлось покрутиться на сковородке, гася африканские страсти, которые были вызваны неосторожным высказыванием Армстронга и последовавшей перепалкой в прессе.
В общем, уже сейчас очевидно, что в берлоге "Астаны" двум медведям так или иначе придется выяснить отношения. И для нас это все-таки хорошо. Каждый из медведей будет сам за себя, а на каждого шатуна-одиночку найдется свой охотник. Одного такого охотника я знаю - за Rabobank выступает.
АКТЕРЫ ВТОРОГО ПЛАНА
Если бы велосипедистам вручали "Оскар" за лучшую роль второго плана, то главным претендентом наверняка стал бы Кадел Эванс. Два года подряд австралиец из Silence-Lotto занимал второе место на "Туре", что прекрасно иллюстрирует его сильные и слабые стороны. Бывший маунтинбайкер Эванс в горах руководствуется девизом "умри, но не сейчас". Сбросить его с колеса, когда это нужно, практически невозможно.
Но не надо паниковать. Эванс проиграет сам, неожиданно, в том месте, где этого никто не ждет. Год назад серебряный призер чемпионата мира-2007 Александр Колобнев характеризовал его как гонщика по натуре не ведущего, а скорее ведомого. Сильного, стабильного, но неатакующего и неагрессивного. Предпочитающего воспользоваться чужими ошибками, но чаще всего не способного взять на себя инициативу. За прошедший год в этой характеристике Эванса не изменилось ни буквы.
Другой тихоня - испанец Карлос Састре. Действующий чемпион "Тур де Франс". Уважаемый гонщик, приятный в общении человек, настоящий боец, но даже статус чемпиона не сделал его большой звездой. Это тоже в характере Карлоса, которому недостает ни харизмы Армстронга, ни лоска Контадора. В прошлом году Састре выиграл "Тур" фактически на одном этапе - в ходе штурма Альп д'Юэз, знаменитой горы, которой на этот раз в маршруте "Большой петли" нет. Впрочем, Састре - уже имя. На "Джиро" за ним следили очень внимательно, но свои два горных этапа Састре взял. К "Туру" испанец должен подойти в оптимальной форме, и тогда с ним придется повозиться.
Братья Шлек, Франк и Анди, родились в Люксембурге, что, впрочем, не мешает им подходить к планированию своих карьер с имперскими замашками. Оба признанные мастера, но самое важное событие в жизни у них, как у Полиграфа Полиграфовича Шарикова, еще впереди. Братья прекрасно проявили себя на прошлогодней "Большой петле", когда привезли своего тогдашнего одноклубника Састре на Альп д'Юэз и там прикрывали как могли, паля по всем соперникам с обеих рук.
После того как Састре ушел в Cervelo, братья остались в Saxo Bank вдвоем. Но назвать их явными претендентами на желтую майку лидера не поворачивается язык. 29-летний Франк еще весной заработал в результате падения сотрясение мозга, и недавние гонки показали, что его форма далека от идеала. Что же касается Анди, то ему, похоже, еще рановато посягать на лидерство, так как в 24 года выиграть "Тур де Франс" практически невозможно, если ты не Контадор. А Анди - не Контадор.
А ЧТО ЖЕ КАРПЕЦ?
Теперь о "Катюше", этом оазисе отечественного велодвижения в мутных водах мирового велоспорта. Ее состав на "Тур" в "СЭ" неоднократно публиковался, и люди знающие давно в курсе, что лидером команды будет 28-летний Владимир Карпец. Владимир - гонщик уважаемый, но его пока рассматривают в качестве претендента на победу разве что в России. Пора ломать традицию.
Карпец впервые сверкнул в 2004-м, выиграв, как и Меньшов годом ранее, майку лучшего молодого гонщика "Тура". После чего принялся расти и по-гонщицки взрослеть в испанской Caisse d'Epargne. Взрослел Карпец до тех пор, пока не стал помехой для главной звезды команды Алехандро Вальверде.
Карпеца задвигали как могли, но предъявлять за это испанцам претензии в духе "Россию опять унизили" совершенно бессмысленно, так как то было проявлением здорового протекционизма. Тем более что по-настоящему затмить Вальверде Карпец был не в состоянии. Конфликт интересов закончился тем, что в прошлом году Карпец вообще остался без "Тура" (как, к слову, Вальверде в нынешнем, но это отдельная, не менее грустная песня).
В самой "Катюше" идут разговоры о призовой тройке, за которую при определенной доли везения сможет побороться Карпец, но, на мой взгляд, это завышенная цель. Впрочем, сознательно завышенная. Проси невозможного - получишь максимум. Максимум для Карпеца устанавливать не возьмусь, но за шестерку Владимиру сам бог велел бороться. Карпец хорош в горах (когда в форме), силен в разделках (когда в форме) и конкурентоспособен на равнине (когда в форме). Как нетрудно догадаться, главный вопрос - форма Карпеца.
По словам спортивного директора "Катюши" Дмитрия Конышева (а теперь и главного тренера сборной России, с чем мы его и поздравляем), еще в мае ему приходилось немного сдерживать Карпеца для того, чтобы пик пришелся именно на июль. Теперь, согласно тренерским планам, ко второй неделе "Тура" Карпец будет в полном порядке.
Беспокоит другое. Если по каким-то причинам у Владимира дела не заладятся, альтернативы ему в команде просто нет. Второй сильный многодневщик "Катюши", испанец Антонио Колом, который в случае чего мог подхватить упавшее знамя российского велоспорта, обвинен в использовании допинга.
Зато включение в состав участников впервые за многие годы российской команды позволит нам значительно расширить отечественное представительство на "Туре". Помимо Карпеца за "Катюшу" выступят Сергей Иванов, Александр Бочаров, Михаил Игнатьев и Николай Трусов. Не забудем также о победителе этапа "Тура"-2008 Владимире Ефимкине и перспективном Юрии Трофимове, выступающих за французские команды.
Так что это будет интересный "Тур". Меньшов после "Джиро", дебют "Катюши", Армстронг против Контадора - вон сколько сюжетов! То ли еще будет.
Сергей БУТОВ
11 ПОБЕД РОССИЯН НА ЭТАПАХ "ТУР ДЕ ФРАНС"
Год | Гонщик | Этап |
1990 | Дмитрий КОНЫШЕВ | 16 |
1991 | Дмитрий КОНЫШЕВ | 19 |
1991 | Вячеслав ЕКИМОВ | 20 |
1991 | Дмитрий КОНЫШЕВ | 22 |
1994 | Петр УГРЮМОВ | 19 |
1994 | Петр УГРЮМОВ | 20 |
1996 | Евгений БЕРЗИН | 8 |
1999 | Дмитрий КОНЫШЕВ | 15 |
2001 | Сергей ИВАНОВ | 10 |
2006 | Денис МЕНЬШОВ | 12 |
2008 | Владимир ЕФИМКИН | 9 |
ЛУЧШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЯН НА "ТУР ДЕ ФРАНС"
Год | Победитель | Лучший из россиян | Место | Отставание |
1990 | Грег ЛЕМОНДСША | Дмитрий КОНЫШЕВ | 25 | 31.21 |
1991 | Мигель ИНДУРАЙНИспания | Вячеслав ЕКИМОВ | 42 | 1:06.17 |
1992 | Мигель ИНДУРАЙНИспания | Дмитрий ЖДАНОВ | 38 | 1:17.04 |
1993 | Мигель ИНДУРАЙНИспания | Вячеслав ЕКИМОВ | 35 | 1:06.43 |
1994 | Мигель ИНДУРАЙНИспания | Петр УГРЮМОВ | 2 | 5.39 |
1995 | Мигель ИНДУРАЙНИспания | Вячеслав ЕКИМОВ | 18 | 39.51 |
1996 | Бьярне РИЙСНорвегия | Евгений БЕРЗИН | 20 | 38.00 |
1997 | Ян УЛЬРИХГермания | Вячеслав ЕКИМОВ | 44 | 2:01.23 |
1998 | Марко ПАНТАНИИталия | Евгений БЕРЗИН | 25 | 42.51 |
1999 | Лэнс АРМСТРОНГСША | Дмитрий КОНЫШЕВ | 62 | 1:49.10 |
2000 | Лэнс АРМСТРОНГСША | Вячеслав ЕКИМОВ | 55 | 1:59.57 |
2001 | Лэнс АРМСТРОНГСША | Александр БОЧАРОВ | 17 | 41.15 |
2002 | Лэнс АРМСТРОНГСША | Александр БОЧАРОВ | 30 | 51.52 |
2003 | Лэнс АРМСТРОНГСША | Денис МЕНЬШОВ | 11 | 19.44 |
2004 | Лэнс АРМСТРОНГСША | Владимир КАРПЕЦ | 13 | 27.16 |
2005 | Лэнс АРМСТРОНГСША | Владимир КАРПЕЦ | 50 | 1:43.45 |
2006 | Оскар ПЕРЕЙРО СИОИспания | Денис МЕНЬШОВ | 5 | 6.09 |
2007 | Альберто КОНТАДОРИспания | Владимир КАРПЕЦ | 14 | 24.15 |
2008 | Карлос САСТРЕИспания | Денис МЕНЬШОВ | 3 | 2.10 |
3459,5 КИЛОМЕТРА "БОЛЬШОЙ ПЕТЛИ"-2009
Дата | Этап | Города | Км |
04.07 | 1 | Монте-Карло | 15,5** |
05.07 | 2 | Монте-Карло - Бриньоль | 187 |
06.07 | 3 | Марсель - Ла Гран-Мотт | 196,5 |
07.07 | 4 | Монпелье | 39* |
08.07 | 5 | Ле Кап Д'Агде - Перпиньян | 196,5 |
09.07 | 6 | Жирона - Барселона | 181,5 |
10.07 | 7 | Барселона - Андорра-Аркалис | 224 |
11.07 | 8 | Андорра-ла-Велья - Сен-Жирон | 176,5 |
12.07 | 9 | Сен-Годен - Тарб | 160,5 |
14.07 | 10 | Лимож - Иссуден | 194,5 |
15.07 | 11 | Ватан - Сен-Фарго | 192 |
16.07 | 12 | Тоннерр - Виттель | 211,5 |
17.07 | 13 | Виттель - Кольмар | 200 |
18.07 | 14 | Кольмар - Безансон | 199 |
19.07 | 15 | Понтарлье - Вербье | 207,5 |
21.07 | 16 | Мартиньи - Бурж-Сен-Морис | 159 |
22.07 | 17 | Бурж-Сен-Морис - Ле Гран-Борнан | 169,5 |
23.07 | 18 | Аннеси | 40,5** |
24.07 | 19 | Буржуан-Жаллье - Обенас | 178 |
25.07 | 20 | Монтелимар - Мон Венту | 167 |
26.07 | 21 | Монтеро-Фот-Йон - Париж | 164 |
* Командная гонка с раздельным стартом.
** Индивидуальная гонка с раздельным стартом.
Выделены горные этапы.