Газета Спорт-Экспресс № 119 (4996) от 4 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

4 июня 2009

4 июня 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

На вопросы "СЭ" ответил побывавший на стажировке в "Москве" 41-летний главный тренер сборной Молдавии, лучший футболист СССР 1990 года, олимпийский чемпион Сеула-88, победитель Лиги чемпионов в составе "Марселя".

Игорь ДОБРОВОЛЬСКИЙ: "КОГДА КОБЕЛЕВ И КОЛЫВАНОВ ПРОИГРЫВАЮТ, ТАКОЕ ЧУВСТВО, БУДТО УСТУПИЛ САМ"

Сейчас он работает на другом уровне, но рекордные для Молдавии 12 очков, набранные его командой в отборочном турнире Euro-2008, дорогого стоят. Тем более что возглавлял сборную он только в последних восьми матчах, в которых она набрала 11 очков. До Добровольского молдаване не выигрывали на выезде 12 лет, при нем же одержали две гостевые победы подряд, в том числе над солидной Боснией, а также сыграли вничью с будущими бронзовыми призерами Euro турками. Разгром же Венгрии - 3:0 - стал единственной крупной победой в истории официальных матчей сборной Молдавии.

Внешне культовый полузащитник, начавший тренерскую карьеру в ближнем зарубежье, не изменился: такой же стройный, совсем не поседевший и не облысевший. И подумал я: в том, что столь ярких личностей нашего футбола мы видим так редко, есть что-то неправильное.

В "МОСКВЕ" ПОНРАВИЛОСЬ ВСЕ

-Как удалось организовать стажировку в "Москве"?

- Помимо работы в сборной я совладелец, президент и и.о. главного тренера клуба высшего молдавского дивизиона "Академия". Однажды у нас объявился 17-летний Александр Кузнецов, воспитанник школы "Москвы". У "горожан" он играл бы за дубль, у нас же команда очень молодая, и он выступает в основном составе. Между тем уровень чемпионата Молдавии намного выше, чем турнира резервистов в России - это, в частности, доказала победа "Шерифа" в Кубке Содружества. И хорошо, что парень набирается опыта, приносит пользу всем, в том числе "Москве", куда он, возможно, вернется уже полностью сформировавшимся футболистом.

С Кузнецова и началось сотрудничество двух клубов, вылившееся в мой приезд в "Москву". Приняли меня великолепно, за что благодарен и руководству "горожан", и их тренерскому штабу.

-Как сложился контакт c Миодрагом Божовичем?

- Замечательно. Очень хороший, легкий в общении человек. Понравились и отношения футболистов с тренером, и их восприятие тренировочного процесса, и сами упражнения, и поведение команды во время тренировок - словом, все. Я понял, что не случайно "Москва" находится на лидирующих позициях. Эти впечатления подтверждает в сборной Молдавии и защитник "горожан" Александр Епуряну.

Идею стажировки я воспринял с энтузиазмом, поскольку уровень чемпионата России сейчас весьма высок, и тренеру всегда полезно посмотреть вблизи, как там работают специалисты. Я и так каждый месяц приезжаю в Москву на два-три дня, чтобы просмотреть футболистов премьер-лиги, играющих за нашу сборную, - Епуряну, Головатенко из "Химок" и Гацкана из "Ростова". А здесь еще появился шанс увидеть тренировочный процесс.

НЕ КАЖДОГО ЖДЕТ СУДЬБА ГВАРДЬОЛЫ

-В Молдавию вы вернулись в 2005-м, когда все воспринимали вас как западного человека, который в бывший Союз никогда не вернется и будет строить жизнь в Европе. Почему решились на перемены?

- Иностранец и есть иностранец. Последние годы перед возвращением я жил в Испании, где хватает своих тренеров. Очень мало бывших футболистов, которые, оставшись в другой стране, сделали там успешную карьеру. А на родине их знают и любят, им доверяют.

-Хоть какие-то шансы сделать карьеру на Пиренеях были?

- Было предложение стать играющим тренером клуба второго дивизиона "Мостолес". Но в то время иностранец не имел права тренировать в Испании, не проработав трех лет главным тренером в высшей лиге своей страны. Это сейчас существует лицензия категории Pro, с которой можно трудиться в любой стране мира без ограничений. Тогда все было сложнее.

-Сразу решили начать с Молдавии, где делали первые шаги в футболе?

- Я вернулся потому, что получил предложение из города, где начинал карьеру. Возглавил "Тилигул-Тирас" и одновременно был заявлен как игрок.

-Может, с вашим именем надо было сразу в Россию ехать?

- Считаю сделанный шаг правильным и не жалею о нем. Не думаю, что любому тренеру надо начинать с самого верха. Не каждого ждет судьба Гвардьолы. Поскольку тогда на пару лет вообще отошел от футбола, решил: подниматься в новой профессии нужно шаг за шагом. И начал с более низкого по уровню чемпионата, чем российский.

- А чем занимались, когда отошли от футбола?

- По сути дела, ничем.

-Ваш случай - не единственный. Александр Мостовой несколько лет отдыхает от футбола и, кажется, получает от этого удовольствие.

- Переход от роли игрока к роли тренера очень непрост. Это две совсем разные профессии, и я понял, насколько справедливо выражение: "Тренер должен убить в себе игрока". Они словно отец и сын. Будучи футболистом, думаешь только о том, чтобы выйти и сыграть. И ему, как ребенку, даже в голову не приходит, сколько вопросов, чтобы он мог думать только об игре, должен решать отец, то есть тренер. И по нервной нагрузке другой уровень.

-А еще тренеру, который был большим игроком, трудно смириться, что большинство его подопечных не способно делать на поле то, что было под силу ему, так?

- Собственная карьера игрока осталась для меня в истории. Никогда не привожу примеры, как сыграл бы в той или иной ситуации, не вспоминаю случаи из своего прошлого. Только вне тренировочного процесса, если сами игроки о чем-то спросят. И уж тем более не сравниваю никого с собой и не осуждаю. В то же время стараюсь выжать из футболистов максимум.

-Насколько велика роль тренера в футболе?

- Думаю, 50 на 50 с игроками. Но когда тренер большой, она гораздо выше. Мне посчастливилось работать с людьми, одно имя которых решало очень много. У игроков было чувство, что они не имеют права этого человека подвести. Это и Бесков, и Лобановский, и Малофеев, и Бышовец, и Газзаев.

-С Бесковым в "Динамо" вы работали, когда ему было за 70. Тем не менее взяли серебро 94-го, а в 95-м он выиграл Кубок России.

- Очень рад, что поработал вместе с этим великим человеком. Как игрока, его всегда связывали с "Динамо", но наивысших тренерских успехов он добился в "Спартаке". И мне было вдвойне приятно, что я застал период, когда Константин Иванович возглавил родной клуб и добился в нем многого.

С ТЕМИ, КТО ПРИЕЗЖАЛ ОТДЫХАТЬ, ПРИШЛОСЬ РАССТАТЬСЯ

-В России вы могли оказаться в конце 2006 года, когда едва не стали спортивным директором "Динамо". Почему этого не произошло?

- К тому времени я уже был главным тренером сборной. И тем не менее без сомнений отправился в Москву. Получив предложение от клуба, сделавшего меня и футболистом, и человеком, я не мог сказать "нет". Извинился перед всеми в Молдавии и поехал в "Динамо". Но за две-три недели переговоров понял: с руководством клуба мы не сходимся взглядами на многое. И вернулся в Молдавию.

-Общаетесь с бывшими одноклубниками, которые стали тренерами, - Кобелевым, Колывановым, Кирьяковым?

- Конечно. И очень переживаю за них. Когда кто-то из них проигрывает, воспринимаю это так, будто уступил сам.

-Будучи игроком, видели в Кобелеве задатки специалиста, который сможет взять бронзу с "Динамо"?

- Конечно. То, как Андрей вел себя на поле, каким лидером был, с каким стремлением побеждать выходил, говорило, что из него получится тренер. Достигнув определенного возраста, люди уже навсегда остаются самими собой. Думаю, Кобелев, как никто другой из тренеров в России, сейчас делает хорошую команду собственными усилиями.

-По части смелого привлечения в состав молодежи вы его единомышленник?

- Да. Абсолютно не боюсь выпускать в стартовом составе и 18-, и 19-летних игроков. И в сборной, и в "Академии" многие дебютировали в таком возрасте, а то и раньше. И никто меня не подводил. Даже если в первой игре у парня что-то не получалось, я доверял еще, и он подтверждал, что достоин доверия.

-Почему, возглавив сборную, вы довольно жестко себя повели и сильно изменили состав?

- Трудно перестроить психологию людей, для которых проигрыш в один-два мяча - хорошо. Пришлось расстаться с группой футболистов, приезжавших из клубов отдыхать, приятно проводить время на родине. И сделать новую команду, которая меня не подвела.

Когда принял сборную, мы более полугода напряженно работали, одновременно экспериментируя с составом. И однажды я сказал: "Все. Теперь я определился и в вас верю. Раньше мы играли, чтобы показать хороший футбол, теперь он уже есть, и мы будем стремиться к результату". После этого прекрасно провели концовку сезона, одержав пять побед, три из которых в официальных матчах, а также сыграли вничью с Турцией.

-Рассказывают, что на послематчевой пресс-конференции Фатих Терим поздравил вас с завоеванной ничьей...

-... а я в ответ поздравил его с тем же самым. Турки сравняли счет за десять минут до конца, и я посчитал, что должны быть довольны они. Потому и высказался именно так.

-Некоторые ваши фразы на пресс-конференциях становились хитами. Например: "Не трогайте игроков. В поражении виноваты не они, а я. Меня и терзайте".

- Когда футболисты полностью отдаются игре, я обязан взять вину на себя. Да и вообще, я главный тренер, значит, и отвечаю за результат. За два с половиной года работы со сборной ни один футболист по отдельности и все вместе не услышали от меня на публике, что причина неудачи в них.

-Бышовец и Лобановский из форвардов превратились в тренеров-оборонцев, Романцев - наоборот. А вы, бывший созидатель, к какому футболу стремитесь?

- Всегда хочется дарить болельщикам зрелище. Но - при железной дисциплине сзади. Между атакой и защитой в современном футболе нужно находить золотую середину. Анри, Месси, Аршавин принимают участие в обороне. Уже никто не стоит впереди в ожидании мяча.

ИЗ "МАРСЕЛЯ" И "АТЛЕТИКО" УХОДИЛ САМ

-Глядя на Аршавина в "Арсенале", не испытываете чувства, что так по-настоящему и не нашли за рубежом свою большую команду?

- Нет. У меня были прекрасные годы и хорошие матчи в каждой команде. Другое дело, что по разным причинам я сам уходил из двух очень серьезных клубов - "Марселя" и "Атлетико". Несмотря на то, что мне там предлагали новые двухлетние контракты. А перейти в "Реал", куда меня приглашали, не позволило уже заключенное соглашение с "Дженоа".

-Почему в нынешнем цикле сборная Молдавии вновь стала аутсайдером?

- После прошлого цикла у меня завершился контракт, и я около месяца размышлял, подписывать ли новый. Сделал это, посчитав, что с такой командой можно ставить высокие задачи вплоть до борьбы за выход на чемпионат мира. Тогда никто не ожидал, что перед самым началом нового турнира мы останемся без половины команды. Три игрока, чьи имена называть не хотел бы, под давлением клубов написали заявления с отказом от выступлений за сборную. Я их понял: людям надо кормить семьи. Еще несколько футболистов были серьезно травмированы. Команды, над созданием которой мы работали два года, фактически не осталось: в Молдавии найти равноценную замену основным игрокам невозможно. Но сейчас ситуация нормализовалась, и люди в сборную вернулись.

ЛИЦЕНЗИЯ PRO БУДЕТ УЖЕ В ИЮНЕ

-Зачем, работая в сборной, тренируете еще и "Академию"?

- Каждодневная работа в клубе, пусть с молодыми ребятами, опыт, который я приобретаю. А во-вторых, тренеры нашей команды, которая была создана всего три года назад и еще в прошлом сезоне выступала в первом дивизионе, только получают лицензию категории А, с которой можно возглавлять клуб высшего молдавского дивизиона. У меня она уже есть.

-А лицензией Pro собираетесь обзаводиться?

- Этим сейчас и занимаюсь. В июне - последний экзамен.

-Сколько еще намерены работать в сборной?

- Мой контракт заканчивается с завершением отборочного цикла. А дальше - жизнь покажет.

-В чемпионат России перебраться готовы?

- Почему бы и нет? Будучи футболистом, сначала играл за "Нистру" в первой лиге чемпионата СССР. Захотелось в высшую. Потом - за границу... Так и в тренерской деятельности. Если к чему-то стремишься, всегда нужно расти.

-Человек, который признавался лучшим футболистом СССР, установил для себя планку амбиций. Вы ставите цель стать лучшим тренером России?

- И вновь отвечу: почему бы и нет? А когда добьешься результата в стране, надо ставить следующую задачу - на европейском уровне.

Игорь РАБИНЕР