Газета Спорт-Экспресс № 117 (4994) от 2 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ХОККЕЙ |
КХЛ |
Вчера в конференц-зале московского офиса компании "Газпромэкспорт" прошел драфт КХЛ. Первый в истории российского хоккея.
ЕВРОПА ПОД КОЛПАКОМ
Михаил ЗИСЛИС
Главная сенсация нашего драфта-2009: самого рейтингового в мире игрока-юниора, потенциального первого номера предстоящего драфта НХЛ канадца Джона Тавареса ни один клуб КХЛ так и не взял! Хотя когда дошла очередь до последнего выбора, то все в зале с надеждой посмотрели на представителя "Автомобилиста". Однако тот не поддался эмоциям и назвал фамилию малоизвестного защитника "Мечела" Бадулина. Аудитория, показалось, разочарованно вздохнула.
На самом деле о канадцах за весь драфт вспомнили всего три раза. Московское "Динамо" выбрало громилу Зака Кассиана, которому через год-другой прочат хорошее будущее в НХЛ, и защитника Эрика Гудбрандсона. Да под занавес представитель "Ак Барса" со второй попытки выговорил фамилию 17-летнего Тэйлора Холла. Этот нападающий выйдет на энхаэловский драфт только через год, причем, по предварительным прогнозам специалистов, должен получить там первый номер. Считается, что этот юниор достоин стоять в одном ряду с другими канадскими вундеркиндами последних лет - Кросби и Таваресом.
Обладателю Кубка Гагарина Холл приглянулся позапрошлой весной, когда играл в составе канадской юниорской сборной. В Казани, кто не помнит, та команда в финале чемпионата мира сокрушила хозяев со счетом 8:0. А потому не исключено, что "Ак Барс" когда-нибудь и впрямь предпримет попытку заполучить Холла.
Остальные клубы на Канаду и США глядеть и не думали, обоснованно полагая, что в ближайшем будущем лучших североамериканских юниоров в России ждать не стоит. Зато Европа попала под колпак клубов КХЛ по полной программе! Были задрафтованы почти все более или менее талантливые юниоры-европейцы, выступающие по обе стороны Атлантики.
Тут все логично. Во-первых, лучшая отечественная молодежь была защищена своими клубами. Во-вторых, на иностранцев права сохраняются до тех пор, пока им не исполнится 28 лет, тогда как в случае с россиянами возрастная планка составляет 22 года. В-третьих, чем ниже раунд драфта - тем меньше компенсация за игрока воспитавшему его клубу, а за иностранцев она и вовсе не положена. Тем не менее число выбранных игроков из дальнего зарубежья стало настоящей сенсацией - 31 человек! При том что всего было задрафтовано 85 хоккеистов.
Если раньше лишь руководители КХЛ говорили о предстоящей экспансии в Европу, то на драфте менеджеры клубов показали, что и они верят в такую перспективу. В этом тоже есть логика: именно менеджерам отвечать за свой выбор, а без "глобализации" КХЛ лучшие европейцы вряд ли потянутся в Россию, предпочитая играть дома или в НХЛ.
Больше всех поразил СКА. Сначала под общим 8-м номером питерцы заполучили финского вратаря Сатери, выступавшего на последнем молодежном чемпионате мира, а затем все в том же стартовом раунде выбрали перспективного словака Татара и сына главного тренера сборной Чехии Владимира Ружичку-младшего. Причем называть поведение СКА на драфте "витанием в облаках" рука не поднимается. По словам генерального менеджера клуба Андрея Точицкого, за выбранными игроками не просто следили, а интересовались их желанием продолжить карьеру в КХЛ. Жестких отказов не последовало, и не исключено, что в ближайшие два-три года они появятся в питерском клубе.
Не стоит огорчаться тому, что часть клубов почти не смотрела на внутренний рынок. Российскому драфту еще только предстоит стать действительно большим событием, на которое будут считать за честь приезжать не администраторы клубов, а президенты и генеральные менеджеры. Тогда не придется сталкиваться и с откровенно нелепыми ситуациями, как это было с представителем "Нефтехимика", попытавшимся взять в 4-м раунде игрока, ранее выбранного другим клубом в 1-м раунде!
Но первый шаг к поднятию статуса драфта должна сделать сама КХЛ. Подготовкой ко вчерашнему мероприятию занимались всего пять человек, в распоряжении которых было меньше трех месяцев. Тогда как в Центральном скаутском бюро НХЛ 20 штатных, работающих круглый год сотрудников, а как минимум столько же привлекают на временной основе.
В любом случае обвинять сотрудников кахаэловского бюро в каких-то недоработках не стал бы. Пусть даже получилось так, что 8-й номер рейтинга младший брат Даниса Зарипова - Марат ушел в "Магнитку" под общим 63-м, а имевший номер 9 Егор Мартынов отправился в "Салават" и вовсе 90-м. Подобные случаи бывают и в НХЛ, где у клубов по два десятка собственных скаутов, при том что у наших такая должность в штатном расписании пока редкость.
Пример того, как надо грамотно работать на драфте, был продемонстрирован в первые же минуты церемонии, когда ЦСКА и минское "Динамо" провели обмен. Армейцы, которые должны были выбирать вторыми, так сильно хотели видеть в своих рядах Пашнина, что отдали белорусам за право выбирать первыми в первом раунде все свои остальные выборы. В выигрыше остались оба клуба. Красно-синие приобрели необходимого игрока, а белорусы не только взяли нужного им нападающего Стефановича, но и получили еще несколько дополнительных выборов.
Для НХЛ подобные случаи уникальны. От первого номера на драфте там отказываются очень редко. Последний раз это произошло в 2003 году, когда "Питтсбург", выбиравший третьим, совершил обмен с "Флоридой", чтобы заполучить голкипера Флери. Он, к слову, сейчас второй год подряд защищает ворота "Пингвинов" в финале Кубка Стэнли.
Кто знает, может, лет через пять армеец Пашнин будет биться в плей-офф Кубка Гагарина, останавливая канадскую звезду "Ак Барса" Холла?