Газета Спорт-Экспресс № 116 (4993) от 1 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

1 июня 2009

1 июня 2009 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

"ДЖИРО Д'ИТАЛИЯ"

РУССКИЙ ЦЕЗАРЬ

Вчера 31-летний россиянин Денис Меньшов после невероятно драматичного последнего этапа - гонки с раздельным стартом в Вечном городе - стал победителем одной из самых престижных велогонок мира - "Джиро д'Италия".

Владимир ЕФИМКИН: "ОТ ИТАЛЬЯНЦЕВ ВСЕГО МОЖНО ОЖИДАТЬ"

Можно было сколько угодно трубить на всех углах о том, что судьба "Джиро", по сути, решилась на Везувии, однако стоило наступить дню решающей разделки, как самые отъявленные оптимисты вдруг стали страшно суеверными. Те, кто победно размахивал кулаками, принялись уверять, что 20 секунд преимущества Меньшова перед итальянцем Данило Ди Лукой - это почти ничто, что "мяч круглый", а велоспорт - вид спорта непредсказуемый.

Осторожные настроения разделял и один из самых успешных российских гонщиков, победитель этапа "Тур де Франс"-2008 Владимир Ефимкин. Пока его брат-близнец Александр наматывал километраж по дорогам Италии в составе своей команды AG2R, Владимир "прохлаждался" в итальянских горах, готовясь к очередной "Большой петле".

- По-моему Меньшов здесь все всем уже доказал, - начал Ефимкин. - О его потенциале лично я был прекрасно осведомлен еще во время "Вуэльты"-2007. На этой "Джиро" я смотрел несколько горных этапов, по итогам которых Денису просто аплодирую. Итальянцы в горах его как могли дергали, но он держался до последнего.

-Как в эти дни в Италии относятся к лидерству Меньшова?

- Ха! А вот как: Ди Лука - герой, Пеллицотти - герой, Меньшов - тоже молодец. Вообще итальянцы обращают самое пристальное внимание на то, кто лидирует - их соотечественник или иностранец. Очень сильны националистические настроения, что лично мне не по душе. После победы Альберто Контадора в прошлом году и лидерства Меньшова в Италии повсюду раздается: "У нас итальянская гонка или что?" Остается только согласиться с Пашей Тонковым, который считает "Джиро" самой "эгоистической" гонкой в мире.

-Ждете от разделки каких-либо сюрпризов?

- Не хотелось бы, но приходится. До сих пор вспоминаю разделку 1998 года, когда Пантани выиграл у Тонкова, который, казалось бы, уже почти обеспечил себе общую победу. Еще Меньшову нужно остерегаться излишне эмоциональных болельщиков.

-Вы серьезно?

- Совершенно. Скажем, когда я лидировал в общем зачете "Тура Португалии" несколько лет назад, то спортивные директора прямо советовали мне держаться подальше от обочины. В свое время после контакта с болельщиком упал Армстронг. Мой брат однажды ехал на "Туре Страны Басков" в крутую гору так один чудак захотел ему помочь, подтолкнул сзади. В результате Саша потерял равновесие. Слез с велосипеда, закинул его на плечо и побрел с ним в гору

Дмитрий КОНЫШЕВ: "КАКИЕ ЕЩЕ ПРОГНОЗЫ? МЕНЬШОВ - ЧЕМПИОН!"

На фоне всеобщей осторожности белой вороной смотрелся спортивный директор российской "Катюши", неоднократный победитель этапов на "Джиро" и "Тур де Франс" Дмитрий Конышев, который был твердо уверен, что Меньшова можно досрочно поздравлять с победой. Ваш корреспондент даже вступил с ним по этому поводу в дискуссию. Но Конышев был непреклонен.

- Какие еще могут быть прогнозы? - воскликнул Дмитрий. - По-моему без вариантов: Меньшов - чемпион.

- А если вдруг у Меньшова сегодня случится "кризисный" день, а Ди Лука попрет, как танк?

- Это вряд ли. Если бы разделка была километров 60, я бы еще подумал, прежде чем ответить. Но здесь всего "пятнашка" и по равнине.

-А вдруг Меньшов проколется?

- Теоретически возможно, практически нет. Как правило, когда гонка проходит в городе, трассу не чистят. Но Рим достаточно чистый по итальянским меркам город по сравнению, например, с Неаполем.

-В чем вообще заключается специфика разделки в городе?

- В Европе в городах много булыги. Но Денис давно живет в Испании, где булыжниками никого не удивишь.

-Ди Лука накануне разделки поздравил Меньшова с победой в "Джиро". Тактический ход? Усыпляет бдительность?

- Мне тоже не верится в то, что Ди Лука сдался. Он будет драться до конца. К тому же трасса проложена в городе, будет множество поворотов, которые он, как техничный гонщик, проходит хорошо. Но понять итальянца можно. Меньшов объективно сильнее в индивидуальном ходе. У Ди Луки были шансы отобрать у Дениса майку в горах, однако он их не использовал. Его проблемы.

НАСТОЯЩИЙ МЕНЬШОВ!

Говорят, есть ложь, есть наглая ложь, а есть прогноз погоды. Но вчера римские синоптики угадали: предсказали дождливую погоду в Риме во второй половине дня - и, вероятно, с удовлетворением наблюдали, как примерно посередине гонки зрители дружно пораскрывали зонты.

Ди Лука появился на старте в ультрасовременном аэродинамическом шлеме и... обыкновенном, не разделочном, велосипеде. Замысел итальянца был ясен и в общем-то логичен. Разделочный велосипед с дисковыми колесами дает хороший эффект на равнине, но представить себе гонку по улицам Вечного города без множества крутых поворотов было решительно невозможно. А на простом гоночном велосипеде скорость сразу после поворота набираешь значительно быстрее.

Этим-то и объяснялось пятисекундное преимущество Ди Луки над стартовавшим тремя минутами Меньшовым на первой отсечке, где трасса петляла от площадей Венеции и Квиринале до фешенебельной улицы Венето. На какое-то время стало тревожно, так как виртуальное преимущество Дениса над Ди Лукой, отчаянно рисковавшим буквально на каждом повороте, сократилось до 15 секунд. Однако очень скоро кривые улочки сменились широкими проспектами, и на подъезде к площади Святого Петра в Ватикане Меньшов не только восстановил статус-кво, но и стал уезжать от итальянца. Возобновился дождь. Встречный ветер хлестал Ди Луку по щекам, он вставал из седла, раскачивал несчастный велосипед, словно маятник, но время неумолимо работало против него.

...Меньшов упал, когда все уже праздновали его победу. Просто скользнул по мокрому булыжнику на одном из поворотов - и рухнул на землю. Те секунды, что Меньшова по инерции тащило по мостовой, тянулись вечно. Точнее будет сказать, что в то мгновение время просто остановилось, а сердце, убежден, заколотилось у всех, кто наблюдал за этой драмой в прямом эфире.

Инстинктивно бросившись за предательским велосипедом, Меньшов уже увидел протянутую ему новую машину. Пулей вылетевший с заднего сиденья командной технички Rabobank механик в одну секунду выхватил запасной велосипед с крыши автомобиля. Я не знаю его имени (на командном сайте найти фамилии обслуживающего персонала мне не удалось), но очень хочется при встрече пожать ему руку.

Меньшов не с первого раза попал стопой в крепление, однако, получив ускорение от того же механика, отправился на заключительный километр дистанции одновременно яростно и осторожно. И только перед самым финишем у стен Колизея стало ясно, что это победа!

Когда мы созвонились спустя полчаса после финиша с серебряным призером чемпионата мира-2007 (и, судя по всему, бронзовым призером Олимпиады в Пекине) Александром Колобневым, то, как дети, глупо хихикали в трубку, прежде чем начать обсуждать перипетии гонки.

- Наверное, Хичкок не мог придумать ничего более драматичного для такой развязки! - выпалил Колобнев. - Когда Денис упал, я поймал себя на мысли, что меня трясет. Знаете, я еще перед гонкой сказал жене: "Что-то да будет". Она отмахнулась, мол, не каркай, а у меня было такое ощущение, хоть ты тресни! Когда включили телевизор, дождь то начинался, то стихал. А на сырой брусчатке упасть проще простого.

А еще, - продолжил Колобнев, - я никогда не видел Дениса таким, каким он был на финише. Видимо, он чувствовал, как злорадствовали итальянцы в тот момент, когда он упал, и, закончив гонку, дал волю эмоциям.

Эти кадры, вероятно, обошли вчера весь мир. Меньшов, с растрепанными волосами и абсолютно диким выражением лица, подняв над головой руки, шел по римской мостовой принимать поздравления. Куда пропал тот тихоня Меньшов, к которому мы все привыкли? Мир наконец увидел того, кто скрывался все это время за непроницаемой маской. Настоящего Меньшова! Русского Цезаря.

Сергей БУТОВ

92-я мужская многодневная велогонка "Джиро д'Италия". 30 мая. 20-й этап. 203 км. 1. Жильбер (Бельгия, Silence-Lotto) - 4:30.07. 2. Воклер (Франция, Bouygues Telecom) - отставание 0.02. 3. Гардзелли (Италия, Acqua Sapone) - 0.07. 4. Дэвис (Австралия, Quick Step). 5. Ино (Франция, AG2R). 6. Пеллицотти (Италия, Liquigas)... 11. МЕНЬШОВ (Rabobank)... 15. СЕРОВ ("Катюша")... 22. ВОРГАНОВ (Xacobeo Galicia)... 45. ПЕТРОВ... 48. КЛИМОВ. 49. ЕСЬКОВ - у всех то же отставание... 57. Маццанти (Италия, все - "Катюша") - 0.48... 59. А. ЕФИМКИН (AG2R) - то же отставание... 98. КОЗОНЧУК (Rabobank) - 2.48... 159. ИСАЙЧЕВ (Xacobeo Galicia) - 13.28. 160. ИГНАТЬЕВ ("Катюша")... 162. СОКОЛОВ (Bouygues Telecom) - у обоих то же отставание.

31 мая. 21-й этап. Индивидуальная разделка на 14,4 км. 1 . Коноваловас (Литва, Cervelo) - 18.42. 2. Уиггинс (Великобритания, Garmin) - 0.01. 3. Хаген (Норвегия, Columbia) - 0.07. 4. Попович (Украина, "Астана") - 0.11. 5. Брузегин (Италия, Lampre) - 0.16. 6. Висконти (Италия, ISD) - 0.18... 10. МЕНЬШОВ - 0.24... 42. ИГНАТЬЕВ - 1.07... 45. ВОРГАНОВ - 1.09... 76. ПЕТРОВ - 1.35... 87. КОЗОНЧУК - 1.43... 92. А. ЕФИМКИН - 1.46... 97. ИСАЙЧЕВ - 1.51... 99. СОКОЛОВ - 1.53... 112. БРУТТ - 2.08... 116. КЛИМОВ - 2.15... 125. ЕСЬКОВ - 2.24... 153. СЕРОВ - 2.58... 155. Маццанти - 3.00... 165. Свифт - 3.53.

Итоговый зачет. 1. МЕНЬШОВ - 86:03.11. 2. Ди Лука (Италия, LPR) - 0.41. 3. Пеллицотти - 1.59. 4. Састре (Испания, Cervelo) - 3.46. 5. Бассо (Италия, Liquigas) - 3.59. 6. Лайфаймер (США, "Астана") - 5.28... 23. ВОРГАНОВ - 45.59... 34. ПЕТРОВ - 1:10.01... 37. А. ЕФИМКИН - 1:19.57... 42. Маццанти - 1:29.54... 65. ЕСЬКОВ - 2:12.44... 79. КОЗОНЧУК - 2:34.17... 117. СЕРОВ - 3:24.32... 125. БРУТТ - 3:31.08... 132. Свифт - 3:45.35... 137. КЛИМОВ - 3:52.28... 164. ИСАЙЧЕВ - 4:27.04... 167. ИГНАТЬЕВ - 4:32.23... 169. СОКОЛОВ - 4:59.11.

5 ПОБЕД РОССИЯН НА "ГРАН-ТУРАХ"

Год

Гонщик

Гонка

1994

Евгений БЕРЗИН

Джиро д'Италия

1996

Павел ТОНКОВ

Джиро д'Италия

2005

Денис МЕНЬШОВ

Вуэльта

2007

Денис МЕНЬШОВ

Вуэльта

2009

Денис МЕНЬШОВ

Джиро д'Италия

23 ГОНЩИКА, ВЫИГРАВШИЕ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ РАЗНЫХ "ГРАН-ТУРОВ"

Победы

Гонщик

Тур де Франс

Джиро д'Италия

Вуэльта

3(11)

Эдди МЕРКС Бельгия

1969-1972, 1974

1968, 1970, 1972-1974

1973

3(10)

Бернар ИНО Франция

1978, 1979, 1981, 1982, 1985

1980, 1982, 1985

1978, 1983

3(8)

Жак АНКЕТИЛЬ Франция

1957, 1961-1964

1960, 1964

1963

3(5)

Феличе ДЖИМОНДИ Италия

1965

1967, 1969, 1976

1968

3(3)

Альберто КОНТАДОР Испания

2007

2008

2008

2(7)

Фаусто КОППИ Италия

1949, 1952

1940, 1947, 1949, 1952, 1953

-

2(7)

Мигель ИНДУРАЙН Испания

1991-1995

1992, 1993

-

2(5)

Джино БАРТАЛИ Италия

1938, 1948

1936, 1937, 1946

-

2(4)

Тони РОМИНГЕР Швейцария

-

1995

1992-1994

2(3)

Шарль ГОЛЬ Люксембург

1958

1956, 1959

-

2(3)

Лоран ФИНЬОН Франция

1983, 1984

1989

-

2(3)

Педро ДЕЛЬГАДО Испания

1988

-

1985, 1989

2(3)

Денис МЕНЬШОВ Россия

-

2009

2005, 2007

2(2)

Уго КОБЛЕ Швейцария

1951

1950

-

2(2)

Гастон НЕНЧИНИ Италия

1960

1957

-

2(2)

Роже ПИНЬОН Франция

1967

-

1969

2(2)

Ян ЯНССЕН Голландия

1968

-

1967

2(2)

Луис ОКАНЬЯ Испания

1973

-

1970

2(2)

Йоп ЗОТЕМЕЛК Голландия

1980

-

1979

2(2)

Стефен РОШ Ирландия

1987

1987

-

2(2)

Ян УЛЬРИХ Германия

1997

-

1999

2(2)

Марко ПАНТАНИ Италия

1998

1998

-

2(2)

Джованни БАТТАЛЬИН Италия

-

1981

1981

Победы- количество разных выигранных "Гран-туров" (общее количество побед на "Гран-турах").