Газета Спорт-Экспресс № 97 (4974) от 8 мая 2009 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4
ОЛИМПИЗМ |
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
ИТОГИ ПРЕДОЛИМПИЙСКОГО СЕЗОНА |
ПРОГРАММА ВАЖНЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ
Предолимпийский сезон завершился для фигуристов позднее, чем обычно. Виной тому - придуманный Международным союзом конькобежцев турнир World Team Thophy, который прошел в апреле и куда, согласно регламенту национальные федерации были обязаны прислать сильнейших спортсменов своих стран. В итоге болельщики получили возможность увидеть еще одни соревнования с весьма невнятным уровнем выступлений (все-таки спортивная форма многих фигуристов пошла на спад, и накопилась усталость), сами участники заработали немножко денег, а май, в котором большинство предпочитает отдыхать, стал месяцем крайне напряженным. С учетом грядущей Олимпиады, может быть, даже самым важным. Потому что именно сейчас закладываются основы будущих программ. И это принципиальный момент.
Поясню почему. Завершившийся в марте в Лос-Анджелесе чемпионат мира весьма наглядно показал, что во всех видах программы сложились целые группы лидеров. Все прекрасно владеют коньком, справляются с элементами, которых требуют новые правила, демонстрируют собственные находки. То есть базовый уровень как минимум первой шестерки, а то и десятки участников вполне сопоставим. Даже если взять танцы, где второй российский дуэт в составе Яны Хохловой и Сергея Новицкого потерпел довольно болезненное поражение, оставшись на шестом месте в мировой иерархии, можно без труда увидеть: причина поражения кроется вовсе не в том, что Яна и Сергей не могут пока конкурировать с сильнейшими. Могут, причем по всем параметрам. Но где-то не сложилось, где-то сказались ошибки и нервы, плюс сыграл свою роль совершенно роскошный произвольный танец французов Натали Пешала и Фабьена Бурза, который и позволил этому дуэту впервые обойти россиян в очной борьбе.
Блистательной, однозначно лучшей постановкой оригинального танца чуть было не совершили революцию в 1994-м английские фигуристы Джейн Торвилл и Кристофер Дин. И сами же свели на нет все свое преимущество тем, что их произвольный олимпийский танец откровенно не удался. Вообще если начать вспоминать олимпийские победы разных лет, становится очевидно: основной залог успеха - это программа.
Ни в коем случае не сбрасываю со счетов исполнение. Но много раз убеждалась: когда постановка удалась, фигуристы выходят на лед с совершенно другим настроением даже на тренировках.
Чемпионы мира Оксана Домнина и Максим Шабалин, скорее всего, вновь предстанут в следующем сезоне в роли темных лошадок: партнер до сих пор находится на лечении в Мюнхене, так что начало совместной работы на льду вновь окажется у танцоров несколько затянутым. С одной стороны, это даже хорошо: главный вопрос, который предстоит решить первому дуэту страны и их тренерам связан как раз со здоровьем. И в том, что Шабалин занялся лечением сразу после чемпионата мира, не откладывая процесс на более поздний срок, есть безусловный плюс. С другой - несложно предположить, что соперники, проигравшие россиянам в Лос-Анджелесе совсем немного, вовсю разрабатывают планы реванша. А возможно, уже начали воплощать их в жизнь - в виде все той же канвы будущих олимпийских программ.
Еще один пример потрясающего внимания к мелочам - Юко Кавагути и Александр Смирнов в парном катании. Два-три года назад одно только предположение, что этот дуэт окажется способен бороться с сильнейшими, вызывало разве что скептицизм. Тамара Москвина, по сути, затеяла эксперимент - с имиджем пары, музыкой, элементами, стилями катания. И сейчас уже достаточно очевидно: путь к успеху нащупан. То, что Кавагути/Смирнов в состоянии бороться за место на олимпийском пьедестале, воспринимается как данность, а вот там - среди первой тройки - вполне может произойти что угодно, как это нередко бывает на Играх.
Обязательным условием олимпийского успеха в парном катании я назвала бы все те же постановки. У Кавагути и Смирнова в прошедшем сезоне они удались. Это означает, что в следующем от них будут ждать чего-то гораздо более впечатляющего. Хочется, чтобы поиски увенчались успехом. Потому что встречать соискателей драгметаллов Ванкувера будут, как ни крути, по "одежке".
Не очень вразумительное выступление российских мужчин-одиночников активизировало задремавшую было тему: "Вот вернется Плющенко..." Допустим, вернется. Допустим, даже со своим фирменным каскадом из четверного, тройного и двойного прыжков и всеми прочими техническими атрибутами. Лично мне было бы интересно увидеть олимпийского чемпиона Турина на фоне тех, кто блистает в мужском катании сейчас. Главная причина интереса заключается в том, сумеет ли Плющенко со своей командой противопоставить нынешним лидерам что-то кроме техники. Ведь большая иллюзия полагать, что со времен Турина не изменилось ровным счетом ничего. Изменилось, и сильно. В первую очередь это касается компоновки программ и хореографии.
Революционным явлением в этом плане я назвала бы "Фламенко" двукратного чемпиона мира Стефана Ламбьеля, которое швейцарец представил на суд публики в 2007-м. Парадокс в том, что с этой программой Ламбьель проиграл. Не сумел (или не успел) увязать блистательность постановочного замысла с технической реализацией элементов. А чуть позже был вынужден завершить карьеру из-за травмы. Но планка была установлена: сколь мужественным, сложным и одновременно трогательным может быть современное мужское катание, Ламбьель продемонстрировал блестяще.
Поэтому и велик риск повторного захода в "ту же воду". В Турине Плющенко выступал в роли недосягаемого лидера и в какой-то степени образца. В Ванкувере в случае возвращения он будет вынужден преодолевать чужую эталонную планку. А вот готов ли он к этому - неизвестно. Поэтому даже сейчас, несмотря на заявления о возвращении, более реальным представляется иной вариант: олимпийский чемпион восстановит физическое и техническое состояние четырехлетней давности, что позволит ему еще несколько лет достойно выглядеть в разного рода шоу, но от поездки в Ванкувер откажется.
В четвертом виде программы - женском - Алена Леонова сделала в Лос-Анджелесе все возможное, чтобы доказать, что и российские девушки, на которых после ухода из спорта Ирины Слуцкой махнули рукой, способны на большее, нежели быть аутсайдерами. Потенциала и характера фигуристки может оказаться вполне достаточным, чтобы на Олимпийских играх уверенно войти в первую десятку. Соперничать с лидерами будет тяжеловато. И дело все в тех же постановках: слишком далеко ушел мир в этом аспекте. То, что пытается противопоставить хай-теку и высокой ледовой моде Россия, изначально режет глаз ширпотребностью упаковки.
Делать олимпийские прогнозы в женском катании не хочется не только по этой причине. Даже в самые победные для российского фигурного катания годы фигуристкам приходилось биться в одиночку, не особенно рассчитывая на поддержку со стороны. Что уж говорить о нынешней ситуации? Понятно ведь, что все рычаги влияния будут задействованы в двух видах из четырех - парном катании и танцах. Если в этих видах программы все сложится и команда сумеет завоевать хотя бы одну золотую медаль, результат наверняка расценят как успешный. Хотя заявленный российской федерацией фигурного катания медальный план на золото, два серебра и бронзу лично мне представляется несколько завышенным.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
ПРОГНОЗ "СЭ". В Ванкувере российские фигуристы завоюют две медали: золотую - в парном катании и серебряную - в танцах. |