Газета Спорт-Экспресс № 81 (4958) от 17 апреля 2009 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
ХОККЕЙ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Дмитрий КУЗНЕЦОВ
МОЛЧАНИЕ - СЕРЕБРО
Роскошная по накалу и уровню хоккея финальная серия Кубка Гагарина имела один недостаток, вина за который целиком лежит на самих участниках решающих матчей. Информационный вакуум, в который хоккеисты поместили журналистов и, следовательно, болельщиков, почти полностью лишил последних возможности узнавать мнения их кумиров о перипетиях игр и выглядел пришельцем из прошлой жизни, явно не добавляя красок финальной интриге.
Больше других отличился на "немом" фронте "Локомотив", давший обет молчания на время финала то ли по собственной воле, то ли по указке свыше - и скорее все-таки второе. За время семиматчевого противостояния лишь немногословные телереплики в перерывах между периодами, по большей части носившие характер сумбурных комментариев, да куцые интервью на бегу - это все, на что сподобились игроки холодного финского тренера Кари Хейккиля.
Некоторые ярославские игроки молчали и в прошлогоднем финале против "Салавата Юлаева", но то были единичные случаи, сейчас же даже безотказный для журналистов Яшин отмахивался от всех без разбора репортеров. Сомнительно, что человек, прошедший многолетнюю энхаэловскую школу, может не понимать, что тем самым ничего, кроме показного неуважения по отношению к людям, делающим вместе с хоккеистами общее дело, такая практика нести не может. Но почему-то тоже молчал за компанию.
"Я вот таких вещей не понимаю! - восклицал во вторник легендарный Борис Михайлов, пришедший в гости в редакцию "Спорт-Экспресса", комментируя тему "молчания". - Все мы - репортеры, тренеры, игроки - сидим в одной лодке и плывем в одном направлении. Видимо, не все это понимают".
Такая закрытость тем более контрастирует на фоне открытости самой Лиги, за прошедший сезон продвинувшейся в этом направлении так далеко, как никогда прежде в российском хоккее. Один шаг питерского СКА под президентством главы КХЛ Александра Медведева, отворившего калитку для прессы в хозяйскую раздевалку в ледовом дворце после домашних матчей, дорогого стоит. Казалось бы, сам Бог велел перенимать пример армейцев, но этого не удосужился сделать никто.
В НХЛ практика общения со СМИ давно отработана до совершенства. Для журналистов и хоккеистов это - совместная работа, популяризация хоккея, общий бизнес. В КХЛ положение о взаимоотношениях прессы и игроков также прописано в регламенте и дает первым право донимать вопросами вторых в отведенное для этого время и местах. Однако на практике, как видим, выходит нестыковочка.
Ну и чем помогло это молчание ярославцам, проигравшим в итоге два финала кряду? Показательно, что главный молчун - чех Иргл, воротивший нос от прессы и год назад в серии с уфимцами, упустил в золотом матче финала-2009 самый реальный шанс "Локомотива" открыть счет, когда промахнулся мимо пустого угла ворот Норрены.
На ярославском фоне игроки "Ак Барса" выглядели немного, но все-таки более разговорчивыми. Как показалось, Никулин и К° после четвертой игры (5:2 в пользу казанцев) не случайно обрушились с критикой на соперника, обвиняя его в чересчур грязной игре. Грязи в игре "Локо" было не больше, чем у их оппонентов, но такое информационное наступление дало Казани психологическое преимущество перед молчавшим Ярославлем. Во всяком случае, общественное мнение на свою сторону "Ак Барс" сумел перетянуть.
В стане "Локомотива" наверняка возникали претензии к судейству по ходу серии. В целом арбитры отработали достойно, но несколько промашек в сторону Казани все-таки допустили. Глава судейского департамента Александр Поляков, например, после финальной серии признал, что в четвертой игре гол Степанова был забит неправильно. Однако Ярославль смолчал и на этот раз.
Капитан "Ак Барса" Морозов уже после финала подчеркивал, что критика, звучавшая в адрес команды, заводила игроков. Боязнь услышать о себе что-то этакое завела ярославский "паровоз" в эмоциональный тупик. Именно в хорошем смысле наглости не хватало команде, выплеска того невероятного нервного напряжения, которое не могло не накопиться после тяжелейшего сезона.
В такой ситуации, когда небритые лица партнеров вот-вот придут к вам во снах в образе отца Федора, не лучше ли было хоть на несколько минут сменить обстановку, поделиться наболевшим с теми людьми, кто помогает вам в вашей же работе, кто болеет за вас, хочет быть на вас похожими?