Газета Спорт-Экспресс № 75 (4952) от 10 апреля 2009 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
ФУТБОЛ |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - НА ИГРОКЕ ИЛИ ВРАЧЕ?
В последнее время с уст журналистов и спортивных чиновников не сходят слова про допинг и "внезапную смерть". Естественно, не могли обойти эти проблемы и врачи российской футбольной премьер-лиги, собравшиеся в Москве.
В футболе в отличие от других видов спорта строгой системы контроля за приемом запрещенных препаратов нет. Постоянно проверяются лишь игроки сборной России. Клубы такие проверки проходят, только если заключают специальный договор с Антидопинговым центром. Вот и получается раздолье: что хочу, то и пью.
-Кто должен нести ответственность за прием запрещенных средств? - интересуюсь у заслуженного врача России Савелия Мышалова.
- В первую очередь спортсмен, - отвечает он. - Посмотрите на иностранцев, которые к нам приезжают. Ни одной таблетки не примут, пока ты им не объяснишь, что это такое. Они боятся, так как у них есть строгая система контроля. У нас же кровь могут проверить сегодня, а потом через полгода. Поэтому европейцы интересуются тем, что написано на этикетке, а россияне и африканцы - нет. Они пока врачам доверяют. Да и нет пока в футболе такой проблемы, как допинг. Назовите мне хоть один случай.
-Кроме бромантана, ничего в голову не приходит.
- Бромантан - ерунда. Футболиста зацепили не за что. Бромантан помогает работе иммунной системы. А в итоге решили: раз повышается иммунитет, значит, и работоспособность тоже. Бромантан получил широкое применение - даже в аптеках какое-то время продавался. А потом зарубежные коллеги увидели, что у русских постоянно выскакивает этот препарат, и решили запретить. На нем многие попались. Хотя это допинг только на бумаге.
-А зачем вообще в футболе допинг?
- В футболе существует проблема второго тайма. Игрок в первом тайме все отдал, а во втором - 10 минут сыграл и встал. Все запрещенные препараты преследуют цель продлить работоспособность организма. Помочь ему выдержать оба тайма. На Западе уже достигли совершенства в этом вопросе.
Феномен "внезапной смерти" - вещь не новая. Первым известным примером можно считать легендарного древнегреческого гонца, который принес в Афины весть о победе при Марафоне и умер, едва успев о ней сообщить. В 90 процентах случаев причина смерти скрывается в области кардиологии и во многом зависит от размеров сердца. Если оно вдруг откажет, никакие дефибрилляторы не помогут.
- Чаще всего к "внезапной смерти" приводит скрытая патология, не выявляющаяся при обычном обследовании, - рассказывает академик РАЕН Андрей Смоленский. - Тем более что и признаки, ведущие впоследствии к остановке сердца, неоднозначны - недомогание, обморок, боль в груди, головокружение. Зачастую понять причину этих неприятностей сложно еще и потому, что врачебно-физкультурные диспансеры недостаточно оснащены. Кроме того, в России пока не приняты разработанные Международным обществом кардиологов стандарты, которые касаются и спортсменов. Наконец, еще одна серьезная проблема - отсутствие национального регистра, в котором была бы собрана информация по всем случаям "внезапной смерти", доступная врачам команд. Это опыт, который призван помочь избежать повторения подобного в будущем. На Западе учтен каждый пострадавший.
-После смерти Алексея Черепанова в хоккее прошла массовая проверка спортсменов. В футболе такое возможно?
- У многих наших футболистов в свое время были проблемы с сердцем, - рассказывает Мышалов. - Или работал я со знаменитым конькобежцем Евгением Гришиным. У него обнаружили аритмию. Спросил у специалиста: что делать? Жалуется, спрашивает, на боли? Нет. Пусть бегает. Очень сложно провести границу, где спортивное сердце, а где больное.
-Что же делать?
- Нужен контроль. В клубе - обследования в течение года. Медицинский паспорт.
-А у нас разве такого нет?
- Все зависит от врача, который работает в команде. Если врач этим занимается постоянно, смотрит анализы, кладет результаты тренеру на стол, то проблема выявляется.
-Получается, все дело в добросовестности клубного врача?
- Конечно. В Советском Союзе были установлены нормативные требования, единые для всех. Была комиссия в федерации футбола СССР. Она выезжала и проверяла, как проводятся обследования. Требовала показать документы. Сейчас такого нет. Порой даже липовые допуски ставят в заявки. Раньше, бывало, одной подписи врача не хватало - требовалась еще подпись учреждения, в котором обследовался игрок. Считаю, и сейчас нужны две подписи.
-Эффективна была такая система?
- Не знаю, насколько она эффективнее нынешней, но жестче - намного.
Екатерина БРЕДИНА