Газета Спорт-Экспресс № 36 (4913) от 21 февраля 2009 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

21 февраля 2009

21 февраля 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ

КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Пресловутая дороговизна московской жизни - понятие относительное. Автор этих строк, проживая попеременно то в Москве, то в Казани, продукты, скажем, покупал в одной и той же торговой сети и ценники видел неизменные. Схожая история и с бензином, и с промтоварами. Казанское метро в два с лишним раза дешевле московского, но пока на нем добраться из спальных районов в центр без пересадок проблематично, а потому стоимость поездки на матч "Рубина" для жителя пригородов получается вполне столичной. В Москве после матча любимой команды можно недорого посидеть с друзьями в скромном кафе, в Казани же к тому часу, когда пустеют трибуны "Центрального", работают заведения не из дешевых: счет, скажем, в "Мясном Ударе", одно время почитавшемся поклонниками "Спартака", стартует с 700 рублей, соседняя "Рыба" - еще дороже.

Зато по части расходов собственно на футбол Москва регионы опережает (исключение - Санкт-Петербург) и позиций сдавать явно не собирается. Стоимость годовой "подписки" на матчи "Рубина" или "Ростова" заметно ниже, чем на "Спартак", ЦСКА и "Зенит". Это при том что ажиотажного спроса на абонементы в отличие от Питера у московских клубов нет и в ближайшее время не предвидится. А ведь в стране кризис, а значит, покупательная способность населения падает. И в этих условиях население явно озаботится скорее покупкой хлеба насущного, чем походом на футбол. Заплатить ведь надо не только за билет: программка, минеральная вода, проезд - вот минимальный набор "опций". При выборе между сезонным абонементом и оплатой кредита даже самый преданный поклонник ЦСКА или "Динамо" не пойдет на поводу у своей мятущейся души. Тем более что и семья далеко не всегда разделяет желание отца и мужа кредитовать любимый клуб.

Абонемент - это ведь самый настоящий кредит, который болельщик дает своей команде. Деньги за услугу он платит вперед, при этом не зная, какого именно качества футбол предстоит увидеть за потраченную сумму. А возврату и обмену покупка не подлежит. Говорить о комфорте на трибуне обычно не приходится - в стране от силы пяток стадионов, на которые приятно прийти. Большинство же - либо памятники советской архитектуры, как "Динамо" в Петровском парке, либо плоды "народной стройки" по-советски, как самарский "Металлург", трибуны которого представляют собой громадные металлоконструкции.

Поклонники "Крыльев", впрочем, люди удивительно терпеливые. На такие мелочи они давно не обращают внимания, как и на удаленность арены от центра Самары. Однако и самарцы, и те, кто болеет за "Амкар" и Нальчик, "Томь" и "Терек", не говоря уже о жителях Казани, избалованных столичным размахом своего города, этой зимой могут почувствовать, как дороги клубу. Беглое знакомство с пакетами, которые предлагают болельщикам команды премьер-лиги, убеждает: выживать за счет публики в регионах не планируют, в Питере о кризисе никто пока не размышлял, а в Москве о своей кредитной истории в отношениях с поклонниками еще всерьез не думали. И, наверное, резон в этом есть. В конце концов, пока наш футбол - не зрелище для тех, кто готов не считаться стратами, а Россия - не Англия, где в очередь на право выкупа абонемента отцы записывают детей в младенчестве. У нас иные реалии. Главный тезис прост: деньги придется считать всем, причем тщательно. Держатель же абонемента - тот самый партнер, которому надо радоваться. И всячески беречь этого безымянного кредитора, готового даже в непростое время раскошелиться на абонемент вместо новых сапог для жены.