Газета Спорт-Экспресс № 36 (4913) от 21 февраля 2009 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1
ФУТБОЛ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Александр КРУЖКОВ
ОТ ГАДЖИЕВА ДО ОВЧИННИКОВА
Знаете, что общего между Лобановским и Слуцким, Романцевым и Черчесовым, Бышовцем и Рахимовым, Газзаевым и Блохиным, Долматовым и Сарсания? Они никогда не работали вторыми тренерами.
- Роль помощника - не для меня, - говорил мне много лет назад Олег Долматов. - Сразу для себя решил: учиться буду на своих ошибках. Только так, на мой взгляд, можно приобрести настоящий опыт.
Действительно, не каждому понравится постоянно быть на подхвате, таскать фишки с жилетками и засунуть подальше собственное "я". Поэтому многие стартовой тренерской площадкой выбирали что угодно, но не должность ассистента. Лобановский принимал команду в первой лиге, Романцев, Долматов и Сарсания - во второй. Черчесов начал с австрийских любителей. А Газзаев, Бышовец и Слуцкий решили сперва поработать с детьми.
В то же время пребывание на вторых ролях не помешало пробиться в элиту Ярцеву и Прокопенко, Федотову и Гаджиеву, Бердыеву и Кобелеву, Тарханову и Красножану. И даже Хиддинку с Адвокатом. Эти уверены, что работа вторым профессионально обогащает. Особенно если есть у кого поучиться.
Ассистенты, впрочем, устроены по-разному. Для кого-то это профессия промежуточная. Ступенька наверх. Возможность дождаться дельного предложения, сохранив зарплату и практические навыки. На тренерском жаргоне называется "перебивочка".
У некоторых путь наверх растягивается надолго. Двадцать лет проходили в помощниках Голодец и Гаджиев, двенадцать - Федотов и Демьяненко, девять - Побегалов.
А есть тренеры, к которым неприметная должность второго приклеилась, кажется, навсегда. У них давно нет личных амбиций и желания обрекать себя на нервотрепку. Пусть хорошо оплачиваемую и очень престижную. Когда-то Виктор Прокопенко лучше всех объяснил, в чем разница между главным тренером и помощником: "У второго никогда не будет таких безумных, изматывающих ночей - до игры и после. В отличие от главного он всегда крепко спит".
Пожалуй, самые известные из "вечно вторых" - Латыш, Кафанов и Козин. Латыш в 80-е играл с Газзаевым в московском "Динамо". Однажды они подрались, что, как ни странно, лишь укрепило дружбу. И где бы потом ни работал Газзаев, всюду ему помогал Латыш. Точно так же без верного оруженосца Кафанова нельзя сегодня представить Бердыева - этому тандему уже более десятка лет. А Козин, как нитка за иголкой, тринадцать лет следовал за Валерием Овчинниковым. Когда же тот оказался не востребован, бывший ассистент переквалифицировался в футбольного агента. Удивительная преданность!
Однако Латыш и К° - исключение. Подавляющее большинство, выбирая профессию тренера, мечтают порулить сами. Чем быстрее - тем лучше. За границей нередки случаи, когда игрок, еще вчера топтавший шипами поле, сегодня уже стоит во главе солидного клуба. Заммер, Маттеус, Виалли... Даже чужакам вроде Блохина (в Греции) и Рахимова (в Австрии) не боялись с ходу доверить команду первого дивизиона. А Клинсманну вообще отдали святое - сборную Германии, хотя до этого он ни дня не провел на тренерской скамейке. И ведь сработало!
В российской премьер-лиге никого из молодых не бросали сразу в омут с головой. Самый короткий путь проделал пока 38-летний Сергей Овчинников. Зимой он принял "Кубань" всего после года работы ассистентом. Были, конечно, у нас дебютанты и помоложе - Шалимов, Слуцкий, Ромащенко, Чернышев, но все они к тому моменту успели побыть в шкуре главного.
К слову, в 75-м году, когда главным тренером ЦСКА сенсационно назначили Тарасова, футбольный мирок напрягся. Сформулировав отношение к чужаку устами Николая Петровича Старостина: "Не дай бог у Тарасова будет результат. Схарчуют всех нас. За то, что шли не той линией..." Хоккейный мэтр с ЦСКА ничего не добился и через год оставил футбол. К нескрываемой радости коллег.
Вот и появление Овчинникова в Краснодаре старшее поколение тренеров восприняло в штыки. Ему припомнили и отсутствие опыта, и вратарское прошлое: дескать, из голкипера никогда не выйдет толкового специалиста...
Сейчас никто не знает, что получится у Сергея Ивановича. Нет ответа и на вопрос, какой путь эффективнее - Гаджиева, дожидавшегося самостоятельной работы двадцать лет, или Овчинникова, который ограничился сезоном.
В одном уверен. Тренеры бывают хорошие и плохие. Ни возраст, ни опыт тут ни при чем.