Газета Спорт-Экспресс № 17 (4894) от 30 января 2009 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
Ирина ПРИВАЛОВА: "О ТОМ, ЧТО ПОРА ЗАКАНЧИВАТЬ, ДАЖЕ НЕ ДУМАЮ"
Мировая рекордсменка в беге на 60 м (6,92), участница трех Олимпиад, олимпийская чемпионка Сиднея в беге на 400 метров с барьерами и неоднократный призер Игр Ирина Привалова предприняла летом прошлого года попытку отобраться на свою четвертую Олимпиаду. Не получилось. А за год до Игр мы разговаривали с Ирой. Тогда она сказала, что уже выходит на нужный тренировочный уровень и будет решать, на какой дистанции готовиться.
-Из всех возможных вариантов вы на этот раз выбрали бег на 100 метров. Почему? - спросила я у Приваловой, когда мы встретились с ней в манеже МГУ, где 40-летняя спортсменка тренируется.
- Дело в том, что мы не выезжаем на сборы, это слишком накладно для нашей большой семьи. А поскольку в Москве на открытом стадионе начинают бегать только в конце апреля, то получается, что 400 метров с барьерами просто нет возможности тренировать. Даже гладкие 400 метров очень сложно бегать в манеже, где дорожка 150. Если начинаю чуть-чуть на повышенных скоростях преодолевать крутые виражи, болят ноги. Остановившись на 100-метровке, я в мае - июне прошлого года все равно имела проблемы с ногами, поэтому пропустила Мемориал братьев Знаменских.
-Одно время вы пробовали бегать даже 800 метров, но отказались от этой затеи. Тем не менее какой-то опыт это вам принесло?
- Поняла, насколько это тяжелый хлеб, начала больше ценить свои спринтерские тренировки. Их мне не столько физически, сколько психологически легче переносить. Прежде на тренировках приходилось сильно мучиться. Сейчас занятия в радость, хотя ожидать высоких результатов с такой работой трудно.
-А что тормозит?
- Чтобы выйти на высокий уровень, нужно проделать большой объем работы. Но как только начинаю этот объем набирать, сразу чувствую, что не успеваю восстанавливаться. Приходится сбрасывать нагрузки, чтобы остаться на плаву. Такой вот замкнутый круг.
-По этой схеме вам, видимо, времени для подготовки к Олимпиаде как раз и не хватило?
- Вы правы. Но тут еще, как говорится, не хватило политической воли руководства, чтобы пригласить меня на соревнования в Иркутск накануне Олимпиады.
-На чемпионате России, где проходил отбор, вы показали 11,52. В свете Олимпиады этот результат, согласитесь, не предполагал хорошего выступления в Пекине.
- Но буквально накануне я пробежала стометровку за 11,32. Думала, если попаду в команду, то на Олимпиаде 11,20 будет, ведь оставалось еще три недели. Если бы я оказалась в том же Иркутске, могла бы показать хорошие секунды. Но я там не оказалась.
-По-моему, мало кто мог предположить, что наши девушки выиграют эстафету 4x100 метров. А вы?
- Мое мнение - везет сильнейшим. На тот момент они, может, не физически, но психологически оказались более устойчивыми и смогли показать результат.
-Нет горечи в душе - мол, вот и я могла бы там быть?
- Нет, нет. Я себя в эстафете не видела. Со всеми девочками после разговаривала. У них эмоции били через край. Александра Федорива рассказывала, что испытала такое нервное напряжение, что чуть не в панике была. Но они все выдержали. Наверное, свыше кто-то помог.
-У вас не было сомнений - а надо ли начинать в этом сезоне все сначала?
- По поводу тренировок я сомнений не испытываю никогда. Для меня тренировки - образ жизни, переключение от домашних дел. А если еще что-то получается, то доставляет радость. Мыслей о том, что пора заканчивать, нет. Буду бегать, сколько Бог даст, если не на соревнованиях, то хотя бы для себя.
-Конкретные планы на сезон есть?
- Мне интересно, на какой уровень я могу выйти, не форсируя подготовку. Сейчас с травмами - тьфу-тьфу - стало полегче. Если чувствую, что-то не так, сразу снижаю нагрузки.
-Недавно на 60 метрах вы показали 7,40. Как оцениваете этот результат?
- Средней паршивости (смеется).
-На что рассчитываете на первом крупном турнире сезона - "Русской зиме", - который пройдет в Москве 1 февраля?
- В том, что улучшу результат, не сомневаюсь. Недавно даже купила новые шиповки, но оказалось, что размер не подошел - маловаты. Решила именно их и повесить на гвоздь.
-Никуда не уйти от того, что вас все сравнивают с выдающейся бегуньей Мерлин Отти, которая продолжает выступать в 48 лет. Между вами действительно есть что-то общее?
- Мне так же, как и Мерлин, нравится тренироваться. Ей сам процесс бега доставляет удовольствие, для нее это смысл жизни. Если выигрывает, а двадцатилетние остаются позади, почему бы и не бегать? Другое дело, что в силу объективных причин она не может выйти на высокие результаты, которые в прошлом приносили ей титулы, победы. Но это и не важно. Сам факт того, что в таком возрасте человек быстро бежит и прекрасно выглядит, заставляет относиться к ней с уважением.
-А вы без бега сколько можете прожить?
- День, наверное, смогу. Если это запланированный день отдыха. А дальше не знаю, не представляю себя без бега.
-А имеете представление, чем будете заниматься, когда все-таки закончите?
- Буду воспитывать дочек, Маше - семь лет, Кате - три года. Мне их совершенно не на кого оставлять.
-У девочек есть старший брат, студент 4-го курса МГУ...
- Вот сейчас как раз с сестренками остался, а я смогла к вам прийти.
-Много времени быт отнимает?
- Как у всякой женщины: купить, приготовить, убрать, постирать...
-Не будь такой большой семьи, может, легче было бы вернуться на дорожку?
- Об этом сейчас трудно судить. Скорее о том, что семья может увеличиться. Вот девчонки очень хотят еще одну сестренку.
-Вы член женской комиссии ИААФ. В этой связи что-то можете сказать о допинговом скандале, разразившемся накануне Олимпиады и повлекшем дисквалификацию сразу семи наших ведущих атлеток?
- В сентябре состоялось заседание нашей комиссии, но никаких решений по этому делу принято не было. На мой взгляд, задача этой комиссии как раз в том и состоит, чтобы помогать таким спортсменкам, но каким образом, еще не разрабатывали. Были варианты поддержать их не только морально, но и материально, но дальше разговора дело не пошло. К нашим спортсменкам общество отнеслось еще гуманно, а в других странах есть дисквалифицированные атлеты, которые находятся на грани нищеты, им хоть в петлю лезь. Тут, я уверена, надо не карать, а воспитывать.
Елена РЕРИХ