Газета Спорт-Экспресс № 17 (4894) от 30 января 2009 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

30 января 2009

30 января 2009 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Дмитрий КУЗНЕЦОВ

КРИЗИС И ГЕОГРАФИЯ

Воскресные аншлаги на матчах "Динамо" М - ЦСКА и "Ак Барс" - "Магнитка" дали повод поразмышлять о принципе деления клубов по дивизионам. Тем более пока есть время, так как КХЛ еще не утвердила регламент следующего сезона.

У противников "географии", как известно, три аргумента. Во-первых, в регионах хотят чаще видеть наши старейшие команды - московские "Динамо", ЦСКА и "Спартак". Во-вторых, восточные клубы не устраивает, что Москва будет ездить на игры на автобусах, а Урал с Сибирью друг к другу летать и, значит, тратиться на транспорт больше. И, наконец, при территориальном принципе появляется неравномерность в распределении клубов исходя из их силы.

Однако в провинции далеко не все предпочитают соперников из Москвы. Это хорошо видно хотя бы на примере "Ак Барса". В декабре в Казани на встрече с "Динамо" оставались пустые места. Не была забита под завязку 10-тысячная "Татнефть Арена" и на игре с ЦСКА (8000 - столько, кстати, было и на "Нефтехимике"), а приезд "Спартака" вызвал еще меньший интерес (6500). И это на фоне аншлагов в поединках с "Магниткой" и "Атлантом".

Та же картина в Риге, Магнитогорске и у других клубов-регионалов.

В Белокаменной, в свою очередь, предпочитают исключительно дерби. Полную МСА "Лужники" не смог (в отличие от матча с ЦСКА) собрать даже приезд "Ак Барса", главного соперника бело-голубых по дивизиону Чернышева.

Для продвижения лиги необходимо, чтобы столица была привлекательным местом для хоккея. А московский болельщик голосует за три вывески: "Динамо" - ЦСКА, "Динамо" - "Спартак", ЦСКА - "Спартак". Очевидно, что таких матчей должно быть больше, а для этого нужен столичный дивизион.

Его появлению мешает в том числе и бойкотирование со стороны Востока, который считает, что сэкономленные на транспорте деньги могут идти на покупку звезд. Но сегодня, в период глобального кризиса, когда сам бог велел ужиматься во всем, это выглядит просто кощунственно: пусть мне самому будет худо, лишь бы соседу не лучше. В "географической" НХЛ, кстати, отшельник "Ванкувер" закидывал удочку на предмет получения льгот от лиги как самой летающей команде. Однако Бэттмен ни о каких поблажках слушать не захотел.

При этом в Москве есть свои транспортные заморочки - не многим хуже полетов в Хабаровск пресловутые пробки. Достаточно вспомнить, как СКА опоздал в Балашиху, из-за чего матч с ХК МВД пришлось сдвигать по времени. Или историю с "Барысом", который осенью, затратив три с небольшим часа на перелет в Москву, из аэропорта до гостиницы добирался еще дольше. И на следующий день, перепугавшись, отменил утреннюю тренировку и прибыл в ледовый дворец ЦСКА за 3 часа до матча.

Схожие проблемы испытывают и другие приезжие команды перед игрой в московском регионе. Клубы же столицы и области в матчах друг против друга от таких проблем застрахованы: утром они могут тренироваться на своем льду, после чего отправляться на выезд.

Страхи противников "географии" по поводу того, что дивизионы будут неравномерными - какой-то очень сильный, какой-то - слабый, на мой взгляд, также беспочвенны. Если разбивать клубы территориально, то дивизионы будут выглядеть примерно так:

ЦСКА, Динамо М, Спартак, ХК МВД, Витязь, Химик

Локомотив, СКА, Атлант, Северсталь, Динамо Р, Динамо Мн

Салават Юлаев, Ак Барс, Лада, Торпедо, Нефтехимик, Амур

Металлург Мг, Авангард, Трактор, Металлург Нк, Барыс, Сибирь.

Так вот, три первые команды из географических дивизионов - ЦСКА, "Локомотив" и "Салават" - и сейчас лидируют в своих "рейтинговых" шестерках, а 4 последние - не попадают в плей-офф. Правда, "Салават" и "Ак Барс", сведенные в одну территориальную группу, сейчас первые в своих дивизионах. Но так стопроцентного равенства в уровне групп не добиться ни при каком варианте: ныне "Салават" и "Атлант", две лучшие команды дивизиона Боброва, лучшие и во всей лиге.

Большой несправедливости при территориальной разбивке не выходит, зато по 4 раза за сезон болельщики смогли бы наслаждаться противостояниями "Магнитка" - "Авангард", "Магнитка" - "Трактор", "Салават" - "Ак Барс", "Ак Барс" - "Нефтехимик", ХК МВД - "Витязь" и другими. Не говоря уже о московских дерби.

На худой конец можно совместить два принципа: взять за основу географический, но сделать отступление, например, для четырех первых команд по итогам плей-офф и четырех последних по итогам регулярки, разводя клубы в обоих квартетах по разным дивизионам - наиболее близким территориально.

В общем, даже на беглый взгляд плюсов у "географии" не меньше минусов. А если уж "Восток" никак не сможет пережить "троллейбусный" дивизион, то пусть бальзамом для него станет отправка туда команды из Хабаровска.