Газета Спорт-Экспресс № 5 (4882) от 16 января 2009 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА |
Валентина ИВАНИЦКАЯ: "В ПЕКИНЕ ДЕВОЧКИ ПРОСИЛИ НА НИХ ПОКРИЧАТЬ!"
Старший тренер сборной России по художественной гимнастике в групповых упражнениях Валентина Иваницкая пригласила автора этих строк в Новогорск, где команда находилась на сборах. "Приезжайте когда хотите", - сказала Валентина Алексеевна. Я выбрала вечернюю тренировку, которая, как выяснилось, длится около четырех часов. Причем более часа шла разминка.
Разминка? Да после нее даже хорошо тренированный спортсмен взмолится об отдыхе. И спортсменки его получили: пять минут. А потом, собственно, и началась тренировка. Разбившись по пять человек - первый и второй составы, - девушки на двух коврах отрабатывали комбинацию с обручами, повторяя элементы несчетное количество раз. И все это время не умолкал голос Иваницкой, даже несмотря на то, что вместе с ней работала целая бригада специалистов.
-Вы всегда так заводите своих девочек во время занятия? - спросила я, как только старший тренер освободилась.
- Вот сейчас вспомнила Олимпиаду. Девочки мне прямо говорили: покричите на нас! Им это, представьте, помогает. Я их настраиваю, и они сразу собираются.
-Вся ваша команда олимпийских чемпионок-2008 сразу после Пекина закончила выступать. Я вот подумала: Женя Канаева - по существу, новичок - выиграла золото в индивидуальной программе и сразу стала знаменитой, а из группы на слуху разве что Лена Посевина. Может, девочки обиделись и потому все разом ушли?
- Нет, нет. После Олимпиады им было сказано много добрых слов, их наградили. Но еще за несколько месяцев до Игр я понимала: вряд ли эти гимнастки пойдут дальше. Может, и лучше, что мы взялись за новых. С ними не просто - их нужно поучить. С олимпийскими чемпионками тоже было бы непросто - их надо держать в тонусе. Со взрослыми спортсменками гораздо труднее, чем с молодыми, которые пока тебе смотрят в рот.
-Уж очень рано они покинули помост, выдержав лишь один олимпийский цикл.
- Да, только Посевина выступала в группе и на второй своей Олимпиаде. Причем у нее была тяжелая травма - стрессовый перелом плюсневой кости. Лене сделали операцию, и она со вставленной спицей проработала еще четыре года. Остальные, кстати, тоже не избежали травм. Аня Гавриленко сильно повредила ногу и встала в команду на флажке: ей тоже надо было делать операцию. У одной девочки спина не в порядке. Тогда как две другие просто решили, что все это еще раз вытерпеть невозможно, ведь с каждым годом становится все труднее.
-В групповых упражнениях участвуют пять человек. Группа - это команда?
- Конечно. В молодости я очень любила играть в баскетбол, гандбол нравился. Вероятно, эта любовь и привела меня к тому, что сейчас занимаюсь групповыми упражнениями.
-В вашей команде есть лидер?
- Пока нет. Девочки не очень хотят выделиться и не берут на себя ответственность. Мы лидера только начинаем нащупывать, кого-то направлять: мол, давай, подкрикни, если надо. Бросать, ловить предметы, делать элементы да еще слушать музыку - очень сложно. Какая-то из девочек окажется самой толковой, сильной, лучше других видящей площадку - вот она и станет лидером. Но без тренера команда - ничто. У нас тренер главный и за помостом, и на нем.
-Что успели сделать с новой командой?
- Очень рано, еще в прошлом сентябре, мы начали ставить упражнения с обручем. В октябре поставили композицию три ленты, две скакалки. Это новый вид у нас, очень трудный. Обруч хотя бы жесткий, его ощущаешь. А ленты и скакалки мягкие, и эта композиция пока дается очень сложно.
-А как вообще создаются упражнения?
- Очень активно в составлении программы участвую я, многие вещи сама придумываю. Много делает наш хореограф Ира Зеновая. Тренеры, мои молодые помощницы, помогают. Это не совсем коллективное творчество, но мы прислушиваемся к любому мнению. Стараемся, чтобы ничто не совпадало с тем, что делают другие команды.
-Бывает, что воруют интересные находки?
- А как же! По кусочку от каждой программы берут. Российская команда всегда была сильная. Все знают, что Россия вряд ли будет у кого красть. А вот у нас можно.
-После возвращения с гала-представления из Японии вы сказали, что пока рано говорить о тех, кто войдет в команду. Сейчас можете назвать хотя бы тех, кто входит в основной состав?
- Настя Максимова из Карелии. Ульяна Донскова, девочка уже с титулом - чемпионка Европы среди молодежи в групповом упражнении. Катя Малыгина из Перми. Наташа Белугина из Пензы. Нину Кучеренко из Ставрополя я увидела на чемпионате России, пригласила на просмотр и вот первый раз взяла на сбор.
-Случись что, можно, как в спектакле, ввести запасного?
- Не так легко, но мы стараемся. Вот Света Казакова из Рязани такая изящная, ее ставим в ленту в запасной состав. Во втором составе вообще все девочки неплохие.
-Второй состав зависти к первому не испытывает?
- Нет, они еще маленькие. К чемпионату мира в сентябре мне нужнее в команде спортсменки 1991 года рождения. А тем, кто родился в 93-м и позже, выдержать психологический накал чемпионата очень сложно.
-Существуют ли какие-то параметры, по которым вы отбираете в группу?
- Хотелось бы, чтобы были ростом 170-174 см, тогда они видные, красивые на площадке. Но с такими труднее, нужна скорость, а с их длинными ногами это проблема. Но когда девочки ею овладевают, получается красота.
-Костюмы для упражнений подбираются специальные?
- Вот мы взяли "Лебединое озеро", там только одна часть - адажио - медленная, остальные темповые. Пробовали выступать в белых костюмах - не звучит. Надели черные - совсем другое дело. Оказалось, лебеди должны быть черными, агрессия должна быть, сила. Белый цвет этого не давал.
-В синхронном плавании выступающие в дуэте могут влиться в команду и даже выиграть Олимпиаду. А у вас спортсменки, выступающие лично, могут войти в группу?
- Это очень сложно. В группе идет бросок предмета друг другу через всю площадку, а они привыкли бросать только себе, на два метра. Здесь любая переброска - это шесть метров. Попадание друг в друга всегда очень сложно дается. Нельзя сказать: вот ты точно на этом месте стой - и все будет хорошо. Вечно то недобросят, то перебросят. Тот, кто ловит, должен занять правильное место, а другие должны это увидеть и сориентироваться, что очень сложно.
Когда приходит девочка, выступавшая индивидуально на высоком уровне, те, кто стоят рядом, ей мешают. Потому что она привыкла одна быть на площадке. Вот перед Олимпиадой приходила Марина Шпехт, была у нас полгода, но у нее не получилось. Она очень индивидуальна, все элементы сделаны под нее, а здесь надо было еще что-то специально выучить, а времени в обрез. Пришлось от ее услуг отказаться. Были, конечно, обиды.
-А внутри команды конкуренция есть?
- Конкуренцию я пытаюсь все время создавать. Каким образом? Вот одна девочка начинает, нет, не капризничать, а слегка лениться, они ведь устают. Я ей: "Иди на тот ковер (к запасным. - Прим. Е.Р.), а ты, с того ковра, иди сюда". Иногда похвалишь кого-то, а другие, которые не менее честолюбивы, возмущаются: как это меня не похвалили? Начинают работать.
-Игровая команда немыслима без тактики, а у вас?
- Вся тактика заключается в том, чтобы создать ансамбль. У девочек должны быть одинаковые скорость, чувство линии, слышание музыки. Мы специально купили метроном, хотим делать под него разминку, чтобы они привыкали к жесткому ритму.
-Сколько времени нужно, чтобы создать команду, способную выигрывать чемпионаты мира, Олимпиады?
- Думаю, к осени у нас будет хорошо сыгранная команда. Девочки пройдут не менее десяти очень серьезных турниров, окрепнут, начнут набирать опыт, мастерство. А потом, смотришь, уже кого-то надо поменять...
-Кушать не возбраняется? У вас в команде девочки хотя и высокие, но очень миниатюрные. Сказывается жесткий режим? Насколько вообще все это сложно?
- Очень сложно. Мы им постоянно внушаем: вы стоите на переднем крае, назад дороги нет. Вы должны выдержать и, если сумеете это сделать, будете сильными, станете великими. Правда, особенно я не раздаю такие авансы, больше стараюсь внушить девочкам любовь к гимнастике. Чтобы им нравилось выступать, срывать аплодисменты, стоять на пьедестале. Это их удерживает.
-Что при этом жестком режиме категорически запрещено?
- Пожалуйста - ешь, пей, но хорошо работай на тренировке. Тогда то, что покушали, должно пойти только на пользу. Мы каждый день говорим о том, что надо кушать, часто взвешиваемся. Если кто-то прибавляет, объясняем, что можно вылететь из команды. А они уже привыкли, уже постояли на пьедестале, им нравится быть вместе, стали друг другу родными.
-А все-таки есть какие-то вещи, которые категорически запрещены?
- Запрещаю после одиннадцати куда-то выходить. Никаких мальчиков, ничего такого, вы - как в монастыре.
-Спортсменки не жалуются?
- С прошлым составом у меня не было никаких проблем. Может, потому, что всем было известно: в свое время мне пришлось несколько человек выставить из команды. Знают, что в случае непослушания я круто обойдусь.
-А если будут ходить, плакать, проситься назад?
- Нет, время уходит очень быстро: если кто-то не будет хотя бы десять дней тренироваться, это конец. Остальные уйдут далеко вперед, потому что мы очень много работаем.
-Много - это сколько?
- В полдевятого девочки приходят в зал, начинают тянуться, потом полтора часа хореография. Пять - десять минут перерыв - и затем до часу мы бесконечно повторяем упражнения. С четырех вечера и до семи - то же самое. У нас очень сложный вид спорта. Много монотонной работы. Но выступления приносят радость.
-Есть ли у девочек какие-то отдушины от всех этих, не побоюсь сказать, мучений?
- Вместе ходим в театр, вот сейчас собираемся на "Лебединое озеро".
-Что-то берете из балета?
- Ну конечно. Во-первых, хореографию, она у нас вся классическая. Смотрим, когда танцуют звезды. В прошлом году ходили на Цискаридзе, на программу "Короли танца". Были на некоторых спектаклях.
-У вас много жонглирования предметами. Профессионалов для этого дела приглашаете?
- На сегодня нам хватает своих наработок. Но многие действительно пользуются услугами жонглеров, которые дают им уроки.
-Когда у вас первый старт?
- 14 февраля в Тарту. Яника Шельдер, выступавшая когда-то за сборную СССР, нас всегда приглашает на этот турнир. А мы с удовольствием приезжаем.
Елена РЕРИХ