Газета Спорт-Экспресс № 251 (4831) от 5 ноября 2008 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Восемнадцатый этап. "ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ" |
"ФЕРРАРИ" - В 16-й РАЗ, ХЭМИЛТОН - В ПЕРВЫЙ!
Завершающий этап сезона назвал в минувшее воскресенье имя 30-го в истории обладателя высшего титула. Им впервые в карьере стал 23-летний темнокожий британец из "Макларена" Льюис Хэмилтон, опередивший в итоговом зачете пилота "Феррари" Фелипе Массу на одно очко. Скудерия, правда, уверенно завоевала Кубок Конструкторов, который выиграла в 16-й раз в истории и в восьмой - за последние десять лет.
Сюжету итогового "Гран-при" на полотне бразильского Интерлагоса позавидовала бы съемочная группа любого самого крутого боевика: владелец чемпионской короны менялся дважды за несколько десятков секунд, а все точки над i оказались расставлены только в последнем повороте последнего круга!
Единственное, что мешает "Гран-при Бразилии" войти в историю в качестве эталонного боевика, - так это вопиющая пассивность во время этого пиршества главного героя. Честно говоря, Льюиса Хэмилтона назвать главным героем просто язык не поворачивается. Вспомните хотя бы Брюса Уиллиса во всем скопище "Крепких орешков" - там едва ли наберется с десяток сцен без его участия! А в минувшее воскресенье в Бразилии Хэмилтон не сыграл даже пресловутых "шагов за сценой", он просто-напросто почти всю дистанцию был человеком-невидимкой, и судьбу короны в итоге решили за него. Ответ на вопрос, кому быть чемпионом - блестяще проводившему уик-энд Массе или же изо всех сил старавшемуся выглядеть прагматиком, а по сути бывшему просто пассивным наблюдателем Хэмилтону - давали Тимо Глок и Себастьян Феттель. Оба на последних дождевых кругах гонки оказались впереди британца: но если Феттель, как и пилот "Макларена", сменивший под финальным дождем слик на промежуточный тип резины, лично атаковал и прошел претендента в чемпионы, то Глок рискнул и остался на сухой резине. И если бы на последних метрах дистанции ехавший 4-м Тимо окончательно не потерял управления своей "Хондой" на невероятно скользком от воды бэнкинге и не дал тем самым Хэмилтону возможности восстановить статус-кво, быть бы британцу снова обладателем обидной приставки "вице". Причем винить в этом он мог бы только себя. Что касается "Макларена", то команда на этот раз сработала безупречно, ничем не подпортив картины своему премьеру. Все ошибки, за которые в течение сезона штрафовали - совершенно заслужено! - Хэмилтона и из-за которых он недобрал очков, были его собственными.
А вот Массе, для того, чтобы стать чемпионом мира, в итоге не хватило победы в Сингапуре, упущенной из-за инцидента на пит-стопе. И это уже - просчет команды, с которой нет-нет да случаются подобные судьбоносные казусы! Вот и не верь после этого поговорке: знал бы, где упасть, соломки бы подстелил...
В минувшие выходные Масса был абсолютно безупречен, и это при бесспорном наличии у бразильца пресловутого латинского темперамента и чудовищном прессинге, испытываемом им на виду у родных трибун при мысли, что может стать чемпионом. Несмотря на это, Масса не сделал ничего, за что его можно было бы хоть чуточку пожурить! И он был-таки на Интерлагосе чемпионом мира - пускай всего лишь несколько десятков секунд, но был! О том, что Хэмилтон все-таки умудрился финишировать пятым, бразилец узнал от команды по радио, когда был уже в третьем повороте своего тормозного круга... И заплакал, за что потом долго извинялся на пресс-конференции.
- Вообще-то я не из тех людей, у кого слезы близко, - виновато улыбнулся Фелипе. - А тут... Старею, видимо.
А теперь - об уроках, которые вольно или невольно преподал нам сезон-2008. Первый - о бессмысленности прогнозов в "Формуле-1". Ну кто в начале года мог предположить, что смертельную схватку за чемпионство будет вести не стремительный Райкконен, а его почти всегда выглядевший слегка вяловатым и нерешительным напарник по команде? У кого вообще хоть раз возникла мысль, что Масса имеет необходимые чемпиону задатки? Быстрый пилот, хороший парень - но это же не профессия! Ему скорее прочили немного печальную участь другого "хорошего парня" из Бразилии Рубенса Баррикелло, чья так ярко начинавшаяся и так много обещавшая карьера уже идет к закату, а до чемпионского титула ему теперь еще дальше, чем в самом ее начале. О чем это говорит? О том, что "Большие призы" окончательно стали командным видом спорта. И если за твоей спиной стоит мощная, умелая и надежная команда, ты оказываешься способен прыгнуть выше головы.
И тем не менее второй урок сезона-2008 - о роли человеческого фактора. Ярким примером тому, что пилоты в "Формуле-1" еще не окончательно стали белковыми придатками автомобилей, стал в минувшем году двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. Вряд ли за зиму, разделившую 2007-й и 2008-й годы, "Рено" удалось изрядно исправить недостатки своего болида, но Алонсо на этой далеко не совершенной машине почти каждый раз был вблизи схватки за места на подиуме, а на финише и вовсе выиграл два этапа подряд! А теперь сравните с прошлогодними результатами Джанкарло Физикеллы и, как говорится, почувствуйте разницу!
Ну и третий урок, или скорее еще одно повторение пройденного. О том, что "Формула-1", из спорта мутировавшая в своего рода коллективный бизнес, окончательно превратилась в королевство кривых зеркал, где лицемерие, ханжество и двуличие возведены в ранг официальной политики. В свете чего босс "серебряных стрел" Рон Деннис может сколько угодно утверждать о равном положении Хэмилтона и Хейкки Ковалайнена в "Макларене", веры его словам ноль. В этом сезоне стало видно невооруженным взглядом, что "Макларен" поменялся ролями с "Феррари" и откровенно занят фаворитизмом. О чем между строк на финише года заявил и терпеливый финн Ковалайнен, которому этого самого терпения все-таки не хватило. В самом деле - с чего бы этот яркий, молодой, подающий громадные надежды парень после пары-тройки острых гонок, в которых навязывал борьбу своему напарнику, вдруг ушел в глухую тень? Не рулить же он разучился, в самом-то деле?
Ольга ЛИНДЕ