Газета Спорт-Экспресс № 212 (4792) от 19 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
ХОККЕЙ |
КХЛ |
ВЫЕЗДНАЯ МОДЕЛЬ с Павлом СТРИЖЕВСКИМ |
"ДИНАМО" Москва
ХОТЬ СЕЙЧАС - В НХЛ!
Этим материалом "СЭ" продолжает авторскую рубрику, посвященную командам, которые на данный момент находятся в центре всеобщего внимания. Самое трудное начало календарь предопределил московскому "Динамо": из 13 первых матчей бело-голубые проведут на выезде 11! Тем не менее, москвичи, проведшие звездную селекцию в межсезонье, выдали отличный старт, победив в шести из семи встреч.
Петр Чаянек, прихрамывая, вышел за порог "Татнефть Арены" в темноту казанской ночи и моментально оказался в центре хоровода. Небольшая толпа девушек, невзирая на моросящий дождик, ждала именно его. Остальные игроки "Динамо", даже самые звездные, стояли неподалеку возле автобуса, никем не тронутые. Сам же симпатяга Чаянек от такого внимания, понятно, разомлел и улыбался во весь рот. Позабыв даже о распухшем колене, которое ему в третьем периоде "прострелил" бывший партнер по "Ак Барсу" Илья Никулин.
Карел Рахунек показался на улице вслед за Чаянеком. Защитник смерил местных красавиц оценивающим взглядом и, убедившись, что ему от всей этой любви не перепадет даже малости, усмехнулся: "Ничего-ничего, меня в Ярославле будут встречать еще лучше".
Казанская популярность Чаянека объясняется просто. Помимо того что 33-летний ветеран провел за "барсов" блестящую концовку прошлого сезона (33 очка в 33 матчах - не правда ли символично?), он еще и просто обаятельный парень, лишенный всяких признаков звездной болезни. Всю дорогу в аэропорт Петр провел, уж извините за подробность, со спущенными штанами, прикладывая к ушибленному колену пакет со льдом и увлеченно обсуждая с вашим корреспондентом перспективы развития КХЛ. Общались мы на английском, но тому, насколько здорово Чаянек говорит и по-русски, можно лишь поражаться. Человек ведь и года в России не прожил!
Именно эти два чеха да Алексей Житник (26 суммарных заокеанских сезонов и почти две тысячи энхаэловских матчей на троих!) подвели черту под абсолютно лучшей межсезонной селекцией в КХЛ. Думаете, слишком категоричное заявление? Тогда вспомните предстартовую анкету клубных президентов в "СЭ". Кто лидировал по количеству упоминаний в ответ на вопрос о самом сильном составе? То-то и оно.
ЖИТНИКА В "ДИНАМО" ОТПРАВИЛ УОДЕЛЛ
О расставании с целой колонией именитых людей, среди которых половина - заслуженные и коренные динамовцы, болельщики москвичей вспоминают теперь без всякого сожаления. Потому что хоккеисты, которые пришли на смену Трощинскому и Ореховскому, Джиордано и Харитонову, Федорову и Романову сильнее их настолько, что печалиться об уходе этой группы просто нет смысла.
Рахунек, кстати, уже лидирует в КХЛ по количеству игрового времени. Его напарник Житник по этому же показателю замыкает лучшую шестерку. И это в 36 лет!
Вряд ли ошибусь с предположением, что именно Житник и Ягр - те два хоккеиста, чьи летние переезды в Россию удивили нас сильнее всего. Лично я до последнего не верил, что энхаэловские звезды, которым и сегодня под силу подписать контракт с любым заокеанским клубом по собственному выбору, могут предпочесть наш чемпионат. Почувствуйте разницу: речь не про Радулова, подающего отличные надежды, но настоящей звездой пока не ставшего, и даже не про Брылина - трехкратного обладателя Кубка Стэнли, но в НХЛ считавшегося оборонительным форвардом третьего звена, - а про игроков, давно и прочно утвердившихся там в статусе суперзвезд.
- Ни от чего нельзя зарекаться, - философски заметил Житник, когда я поделился с ним этими соображениями. - Что Ягр, что я сам в межсезонье стали свободными агентами без компенсации. То есть оказались в совершенно другой ситуации чем, например, Саша Радулов. В моем положении и решение принять было гораздо проще. А в НХЛ прошлый сезон, как вы знаете, у меня не сложился - не сошелся в "Атланте" с тренером.
-С Бобом Хартли или Доном Уоделлом?
- С Уоделлом. При Хартли все как раз было отлично: играл по 30 минут за матч и проблем не знал. Зато когда Хартли уволили и Уоделл назначил себя на его место, все поменялось. Игровое время упало минут на 15, я перестал выходить и в большинстве, и в меньшинстве. Пару раз пытался и с ним побеседовать, и со вторым тренером, но в итоге понял, что их хоккей - просто не моя игра. А сидеть на лавке холодным и голодным, да еще потом и за результат отвечать - нет уж, извините. Результат должны спрашивать с тех, кто играет. Ну а в конце сезона, что называется, коса нашла на камень. Уоделл заявил, что ему нужно посмотреть на молодых, и последние 13 - 15 матчей я почти не раздевался. При этом в НХЛ ведь зарплаты игроков открыты, и какой у меня был контракт - все знали (три с половиной миллиона долларов в год. - Прим. П.С.) . В местной газете даже статья об этом вышла. С заголовком "Самый дорогой зритель в Атланте". Ощущения были сами понимаете какие. В общем, эта история, считаю, на совести Уоделла. Пусть работает себе дальше.
ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ - "ДЕТРОЙТ" И "АНАХАЙМ"
-Вас, кстати, не удивляет, что этот человек, ставший во главе "Атланты" еще до ее появления на свет и за девять лет не выигравший с ней ни одного матча в плей-офф, до сих пор имеет работу?
- Теперь уж, думаю, недолго осталось. Еще годик - и будет в "Атланте" смена руководства. К нынешнему уж слишком много вопросов. Почему, например, у такого великолепного игрока, как Ковальчук, за последние пять лет сменилось десять центральных нападающих? Он все равно забивает по 50 голов за сезон, но представляете, сколько бы он забивал, если бы хоть пару лет поиграл с одним и тем же классным центральным и просто хорошим правым крайним? Он и 60, и 70 шайб забрасывал бы! "Анахайм" последних лет и особенно "Детройт" - вот два клуба, которые, на мой взгляд, подают всем пример того, как надо вести селекцию. И там, и там - правильное соотношение ветеранов с молодыми, и все задействованы. Более возрастная оборона и форварды с энхаэловским опытом от двух до четырех лет... Ну да ладно. А со мной получилось просто: 1 июля "Трэшерз" выкупил мой контракт, и уже спустя неделю мною заинтересовалось "Динамо". Потом стали звонить и другие - как из НХЛ, так и из России.
-Так почему, если приглашали в том числе и из НХЛ, выбрали Москву и "Динамо"?
- Когда у тебя в Америке стабильность - это одно. А когда начинаешь переезжать... Надо быть реалистом: мне уже не 20 лет, и я далеко не на старте карьеры. С хоккеем, конечно, пока не заканчиваю, еще года два-три надеюсь поиграть. Будь я холостым, такие вопросы решались бы проще. Но у меня-то семья. И дети уже далеко не грудные: 9 и 11 лет, все соображают. Они из-за моих переездов за последние три года сменили три школы. Поэтому сейчас, посоветовавшись всей семьей, решили, что они пока останутся в Киеве. Им там нравится, я от них в часе лета. Буду ездить к ним, они - ко мне. А для меня, конечно, огромную роль сыграло и то, какой в "Динамо" подобрался состав. Как на него посмотрел, сразу понял: эта команда заявляется на чемпионат далеко не ради участия. Ну а Ягр... Ему видимо, сделали предложение, от которого нельзя отказаться (смеется).
-Среди звавших вас клубов НХЛ не было тех, с кем вы видели реальный шанс что-то выиграть?
- Дело в том, что у них предсезонные лагеря открываются только 19 сентября. И разговоры были такие: сейчас мы, дескать, посмотрим, как у нас сложится с подписанием неограниченно свободных агентов, что будет с арбитражами - и решим, что с тобой делать. То есть заинтересованность во мне была, но никто, кроме "Динамо", не говорил: "Подпишем контракт прямо сейчас..."
ЗЕЛЕНЫЕ ПРЕЗИДЕНТЫ ЯГРА
Еще на полгода раньше примерно эту же фразу услышал от бело-голубых Карел Рахунек.
- Мне Владимир Вуйтек позвонил в самый разгар сезона с "Девилз" - сразу после Нового года, - говорит 29-летний защитник. - Договорились обо всем очень быстро. Какой Москва отличный город, я уже знал по собственному опыту. Понимал и то, что при Вуйтеке в "Динамо" соберется сильная команда, так что к приезду в Россию мысленно готовился, еще начиная с зимы.
Москва, Вуйтек, "Динамо", мощный состав - все это, конечно, здорово и романтично, но и контакта с реальностью давайте все же не терять. Легионеры, как бы хорошо они к России ни относились, едут сюда не из любви к искусству, а за большими деньгами. Какими финансовыми условиями можно было убедить одного из ведущих защитников "Нью-Джерси" даже не пытаться выходить на энхаэловский рынок свободных агентов - пусть каждый из вас попробует догадаться сам. Нам об этих суммах еще как минимум год никто рассказывать не собирается.
- Пока я был в "Баффало", против Рахунека с его "Рейнджерс" и "Нью-Джерси", бывало, по восемь раз за сезон играли, - вспоминает Житник. - Очень хороший защитник! С катанием, с пасом, игру читает великолепно. И он приехал сюда. Чаянека тоже прекрасно помню по "Сент-Луису" - прекрасный нападающий. Выходит, в Россию едут не только те, кто постарше, или кто уже не может пробиться за океаном. И Рахунек, и Чаянек, и я могли бы играть в НХЛ и сегодня. Ну и Ягр, конечно. Но ему видать, навалили столько "зеленых президентов", сколько в НХЛ из-за потолка зарплат заработать просто невозможно.
-Через два года Илье Ковальчуку будет 27 лет, и у него закончится контракт с "Атлантой". Вы можете вообразить, что в этот момент он бросит НХЛ и приедет играть сюда?
- Очень даже могу. И не он один. Во всяком случае, если у него будет из России хорошее предложение, я уверен, что он очень внимательно к этому отнесется. Не хочу ничего от его имени обещать, но подумайте сами: можно ли еще пять лет назад было представить себе, что такое возможно?
О СОЛДАТАХ, ГЕНЕРАЛАХ, КУМИРАХ И ПОДМОЧЕННОЙ РЕПУТАЦИИ
Между тем, все эти приобретения с приставкой "супер" умудрился сделать клуб, который не далее как два с половиной года назад был близок к снятию с чемпионата, поскольку задолжал всем своим хоккеистам, тренерам и сотрудникам зарплату за пять месяцев. В том жутком сезоне бело-голубых смогли удержать от забастовки разве что уговоры Владимира Крикунова да лидерские качества Максима Сушинского. Неужели репутация "Динамо" после той истории не пошатнулась даже настолько, чтобы отпугнуть людей, привыкших жить в мире гарантированных выплат?
- Я, естественно, слышал о тех проблемах, - говорит Житник. - Но знал и о том, что в клуб пришло новое руководство, и что с тех пор о проблемах с деньгами тут забыли. Лично для меня важную роль сыграло еще и то, что обычно в таких случаях руководство клуба звонит агенту игрока, а на меня вышел лично Михаил Головков. Позвонил и сказал: "Мы бы хотели, чтобы ты играл у нас". Кроме того, я достаточно много читал о КХЛ в газетах и понимал, что это не просто пять человек, которые собрались и решили: давайте-ка замутим новую лигу. Здесь в проекте задействованы огромные корпорации и люди высокого государственного уровня. Едва ли кто-то из них хочет рисковать репутацией и ударить лицом в грязь. На сегодняшний день я играю здесь, и мне нравится. Наших советских предсезонок не проходил уже больше 15 лет и поначалу, честно скажу, боялся. Думал, опять эти бега-забеги, опять по четыре тренировки в день. Нет, все прошло нормально. Теперь главное - хорошо сыграть. Знаете, есть поговорка: если солдат не хочет стать генералом, это не очень хороший солдат. Я считаю себя неплохим солдатом, потому что очень хочу что-то выиграть.
-Задача стоит именно такая - выиграть чемпионат?
- Именно такую задачу нам никто не ставил, но лично я хочу выиграть. Вторые, третьи, четвертые места - тоже неплохо, но между ними и первым - огромная разница. Тем более что чемпионом СССР или России я никогда не был. Однажды, еще с ЦСКА в 1991, стал вторым и дважды был финалистом Кубка Стэнли. То есть на клубном уровне до сих пор ничего не выиграл. Но мой любимый хоккеист Рэй Бурк отыграл в "Бостоне", не выигрывая Кубков, 20 лет и получил шанс сделать это в "Колорадо", когда ему было уже за сорок. Надеюсь, что и мне такой шанс еще представится.
-Если выиграете с "Динамо" Кубок Гагарина, ощущения от победы будут такими же первосортными, какие приносит Кубок Стэнли?
- Уверен в этом. Любое чемпионство на профессиональном уровне - это огромный успех. Тем более в КХЛ, где на золото будут претендовать команд десять.
КСТАТИ, О ЗАДАЧАХ...
Их, при имеющемся мощнейшем составе, казалось бы, перед такой командой только и ставь. Однако в "Динамо" перед началом сезона конкретная цель так и не прозвучала. Не прозвучала она и в прессе. В уже упомянутой предстартовой анкете "СЭ" президент москвичей Михаил Головков, несмотря на мой нажим, охарактеризовал задачу на сезон лишь как "борьбу за самые высокие места".
-Самое высокое место - это первое, - попробовал я было подтолкнуть Головкова к конкретике.
- Самые высокие - это самые высокие, - вновь упрямо напустил тумана президент клуба.
Скажу честно: зачем динамовцам этот эзопов язык, я так и не понял. Чтобы снять с команды лишний стресс? В том что отсутствие железной необходимости становиться чемпионами снимет с игроков и тренеров психологический прессинг, я вовсе не убежден. На примере того же Житника видно: не услышав от руководства четкой задачи, он поставил себе ее сам. Да и какие еще задачи, кроме чемпионских, могут быть у команды с таким составом, таким тренером и такими амбициями? Добавь к нынешнему составу еще одного добротного вратаря - и команду можно заявлять прямо в НХЛ. По-моему, здесь все прозрачно: для такого "Динамо" ни один итог, кроме выигрыша Кубка Гагарина, безоговорочно успешным считаться не может.
Тем более что клуб не на словах, а в действительности делает все возможное, чтобы в быту комфортно жилось даже самым избалованным хоккеистам. Описывать, как теперь выглядит динамовская база в Новогорске, нет смысла - как нет смысла описывать убранство музея. Это надо видеть. Любопытна другая история. Руководство базы еще в прошлом сезоне попросило игроков высказать пожелания в отношении того, какой должна быть раздевалка. Кто-то отделался общими фразами, кто-то и вовсе посчитал, что к нему эта просьба отношения не имеет. Инициативу в свои руки взял (вы не поверите!)... Эрик Ландри! Через несколько дней канадец принес на базу диск, на котором во всех деталях 360-градусной панорамы была записана презентация раздевалки "Канадиенс" в монреальском Bell Centre.
- Где ты это раздобыл? - изумились в "Динамо.
- Знакомые помогли, - загадочно улыбнулся Ландри.
Теперь новогорская раздевалка москвичей - точная копия монреальской, но с динамовским колоритом. Вся в бело-голубых тонах, с огромным динамовским логотипом на ковре посреди комнаты, с индивидуальным поддувом воздуха из каждого шкафчика для сушки формы и с красивой подсветкой в режиме ожидания, которая выхватывает лучом света ту самую букву "Д".
Общаясь с Житником, я спросил защитника, не шокирует ли его после 15 лет в НХЛ российский быт на выезде.
- Нисколько, - отрезал ветеран. - В Москве у нас, понятно, полный порядок. Новосибирск с Хабаровском, где мы начинали сезон, - прекрасные, современные, красивые города. Вот Новокузнецк - это, конечно, не то. Но по месяцу нам там жить и не приходится. Туда мы приезжаем максимум на день-два за сезон. Приехали, потренировались, сыграли, уехали - не такая уж большая проблема. Я вообще, как говорится, человек дешевого обслуживания. Что есть, то есть. Никакой особой атрибутики мне не нужно. Все клубы КХЛ, насколько я знаю, сейчас летают чартерами. Это огромный плюс! Дворцы во многих городах новые, хорошие.
После чего развил свою мысль дальше:
- Главное, чего пока не хватает российскому хоккею, - телевидения. В Америке этот процесс налажен. Каждый матч транслируется. Будь это хоть Нью-Йорк, хоть Баффало - все 82 матча своей команды жители города увидят. Благодаря этому там за команду болеет весь город, и всех игроков знают в лицо. В России этого пока не хватает. Чем больше хоккея будет в прессе и на телевидении, тем лучше. В Сибири и на Урале народ и так неплохо ходит на матчи, а вот Москве есть куда расти. Ясно, что в большом городе всегда есть чем заняться, но со временем, надеюсь, и Лужники, и Сокольники, и дворец ЦСКА будут заполняться не хуже, чем в Хабаровске с Новосибирском...
БЕЗДОМНЫЙ ФАВОРИТ
Если бело-голубые и дальше будут набирать очки теми же темпами, какими делают это на старте сезона, то "Лужники" и впрямь скоро начнут громыхать не хуже, чем во время локаутного сезона. Другой вопрос, что "Динамо", при всех его возможностях, до сих пор остается единственным московским клубом, не имеющим собственного дворца.
Для динамовского руководства эта тема - уже много лет одна из самых больных. Обсуждать ее под диктофон желающих нет, однако сводка с фронта недвижимости, насколько мне удалось разузнать, выглядит следующим образом. Головков озадачился вопросом постройки динамовской арены с момента прихода в клуб, однако работа по поиску места для строительства осложняется двумя обстоятельствами: крайне малым количеством подходящих для этого стройплощадок и чудовищными ценами на московскую землю. Какие именно возможности рассматриваются сейчас и насколько они реальны - неизвестно, но зато известно, какие варианты по разным причинам сорвались. Лучший из них - в районе Савеловского вокзала, что неподалеку и от метро, и от всего динамовского комплекса в Петровском парке. Неплохое место было и между "Водным стадионом" и "Тушинской", однако там, насколько известно, переговоры даже не дошли до конкретики. Если дело все же дойдет до покупки конкретного участка, то строительством одной ледовой арены клуб, конечно же, не ограничится. Поскольку в наших нынешних реалиях принести доход ни одно спортсооружение не способно, дворец придется окружать какой-то коммерческой инфраструктурой.
Никаких сроков в решении своей жилищной проблемы у "Динамо" нет. Формулируется она скорее так: когда у клуба будет собственный дворец - неясно, и неизвестно, будет ли вообще. Лужниковская МСА несмотря на достойную вместимость, давно устарела и физически, и морально. Но главное - оставаясь в статусе арендатора, "Динамо" не может переделывать во дворце что-либо под себя. Скажем, о замене разноцветных пластиковых сидений или обустройстве нормального пресс-центра в Лужниках не может быть и речи.
Впрочем, поскольку динамовские болельщики - народ ультраконсервативный, и к своей родной "Луже" (как сами же ее и называют) давно прикипели душой, то и клубное руководство по поводу новой арены они не прессуют. Так что если и суждено нынешней звездной команде превратиться в команду-звезду на несколько лет, то и главные события КХЛ обречены на прописку в Лужниках еще надолго.