Газета Спорт-Экспресс № 206 (4786) от 12 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4

12 сентября 2008

12 сентября 2008 | Художественная гимнастика

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ

Ирина ВИНЕР: "Я БОЛЬШЕ НЕ "БУМАЖНАЯ ДУША"

30 июля у главного тренера сборной России по художественной гимнастике был юбилей. Но отметить его Ирина Винер решила после Олимпиады. Грандиозным праздником "Мое призвание - моя судьба", который пройдет 20 сентября в Лужниках.

Великая женщина Ирина Винер нас удивляла и удивляла. Мы сидели полтора часа в ее новогорском особняке - и тайком переглядывались: ничего себе...

Она закипала и оттаивала одной секундой. Она крушила неожиданной интонацией образ той железной дамы, что рассматривает корреспондентов исключительно как механических зайцев. Через которых можно провести свои взгляды на гимнастику - и только. Никакого душевного тепла.

Винер была моментами очень теплой. Ничего железного ни в голосе, ни во взгляде.

Через минуту все менялось. Ирина Александровна хмурилась от невиннейшего вопроса. Прерывала, не дослушав. Звучало обещанное железо.

А вскоре в комнату влетело звонкое создание - русский той-терьер. Облаял корреспондентов и лизнул в щеку хозяйку, запрыгнув на стол.

Этого хватило для возвращения тепла:

- Иди сюда, мой мальчик, моя деточка... Иди... не гавкай, не то сейчас в "тюрьму" пойдешь...

Пса звали Император - и в "тюрьму" ему не хотелось. Хотелось сдавленно рычать на гостей - но с лаем было покончено.

-Любите животных?

- Обожаю. В Ташкенте у нас была фантастическая кошка. Всю семью строила. Когда нежилась на коленях сына или брата, я могла час звонить в дверь, - никто не вставал. Им было неловко потревожить кошку. В Москве у меня раньше животных не было. А этого русского той-терьера на прошлый Новый год подарили Оля Капранова и Вера Сесина. Назвала Император.

-Никого, кроме вас, не признает?

- Нет, первая леди для него - мама. Я-то дома не самый частый гость.

...Мы оглядывались по сторонам - комната была такая же удивительная, как ее хозяйка. Много картин, кругом живые цветы.

-У какой картины в этой комнате самая необычная судьба?

- Здесь много картин моего папы. Он всю свою жизнь художника провел с народом. Тем самым, который изображен на картинах. То в горных аулах с чабанами, то с хлопкоробами, то ехал в город Ангрен, где добывали уголь, то в Беговат, где выплавляли сталь... И у картин такая же судьба, как у отца. У него нет ни одного портрета сына, дочери или жены. И портретов членов ЦК - тоже нет.

-Все картины в этой комнате - его?

- Не все. Их же полторы тысячи. А некоторые его полотна хранят художники из Иркутска, которые любят солнце. У отца были очень добрые пейзажи.

-Какую-то картину отца, которую помните по детству, хотелось бы найти?

- Угадали, есть одна картина, которая бесследно исчезла. Помню ее как сейчас. Было начало ноября, в Ташкенте только начиналась настоящая осень. Прекрасная, плодородная. Бархатный сезон. И вдруг пошел снег! В нашем дворе огромные виноградные гроздья были под белыми хлопьями. Отец вышел на улицу и написал то, что увидел. Это была необыкновенной красоты картина, но она пропала. Наверное, лежит где-то в запасниках. Мечтаю ее найти. Как и автопортрет отца. Это замечательная картина, которая показывает его внутренний мир.

-В Ташкент приезжаете?

- Раза три в год. Там живут родственники со стороны мужа, похоронены папа, бабушка с дедушкой.

-В жизни каждой женщины есть букет, который особенно хотелось бы сохранить, пусть даже в засушенном виде. Какой букет хотелось сохранить вам?

- Я очень трепетно отношусь к букетам, которые дарят дети. Мои гимнастки. Вообще, так отношусь ко всему, что они дарят. Перед Олимпиадой, на этапе Кубка мира в Иркутске, я очень торопилась. Ждала машина, нужно было мчаться в аэропорт. Не успела дать автограф одной девочке, та стояла последней в очереди. На ходу извинилась, а она подарила мне один цветочек и нерпочку, такую мягкую игрушку... И вот эта нерпочка прошла со мной все сборы, сидела со мной за главным судейским столом в Пекине. Я все время ее гладила.

-Этот подарок - самый дорогой за последнее время?

- "Самый", "самый"... Ну почему - самый?! Почему вы, журналисты, всегда ищите что-то самое? Дороже всего для меня моменты, когда дети стоят на пьедестале, звучит гимн России. Дай Бог, чтоб они могли мне делать этот подарок, а я им делать то, что делаю. О'кей?

-Конечно. Как-то вы сказали, что поселились в Новогорске и Москву стараетесь объезжать стороной. Так и есть?

- Да. Бываю редко.

-В свой дом на Рублевке заглядываете чаще?

- Там живет супруг (бизнесмен Алишер Усманов. - Прим. "СЭ"). Наведываюсь туда нечасто, слишком долго добираться оттуда в Новогорск. Даже этот дом - съемный.

-А как же собственный?

- Строится. Хороший дом, деревянный.

-И давно строится?

- Уже три года. Дереву надо дать устояться. Поэтому пока снимаю. Мой дом будет совсем рядом с залом, даже ближе, чем этот. Пять минут ходьбы. Специально искала и нашла землю, сама спроектировала дом.

Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ

Окончание - стр. 16