Газета Спорт-Экспресс № 197 (4777) от 2 сентября 2008 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

2 сентября 2008

2 сентября 2008 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Владимир КРАМНИК: "КОГДА ПЛАВАЮ В БАССЕЙНЕ, РЕШАЮ ЗАДАЧИ И ЭТЮДЫ"

33-летнему российскому гроссмейстеру Владимиру Крамнику менее чем через полтора месяца предстоит самое серьезное испытание, которое выпадает на долю шахматиста. Матч на первенство мира с выдающимся индийским виртуозом, первым номером мирового рейтинга, чемпионом мира Вишванатаном Анандом. Сегодня экс-чемпион мира Владимир Крамник отвечает на вопросы обозревателя "СЭ" Юрия ВАСИЛЬЕВА.

О ТУРНИРАХ

-Владимир, как я слышал, Мемориал Таля на этот раз специально сдвинули по срокам, чтобы вы смогли принять в нем участие и потренироваться перед матчем с Анандом?

- Традиционно этот турнир проводился в октябре-ноябре, но в октябре у нас матч с Анандом, а в ноябре - Олимпиада, и получалось, что на Мемориале Таля я сыграть не смогу. При том что я очень хотел сыграть - и даже заранее дал согласие на участие (при условии, что возникла бы возможность перенести сроки).

Мне пошли навстречу и перенесли турнир на август. И я благодарен Российской федерации шахмат, потому что на самом деле для меня Мемориал Таля очень важен в плане подготовки к матчу с Анандом - чтобы не терять игровой формы, иметь какую-то практику. А еще важно, что этот турнир состоялся не непосредственно перед матчем, а за полтора месяца до него. Значит, есть время и отдохнуть, и, может быть, какие-то выводы сделать на основании полученной информации.

В общем, я очень доволен тем, что этот турнир состоялся в августе и что мне в нем удалось сыграть.

-Для вашего соперника по матчу Ананда таким подготовительным стартом явится, скорее всего, турнир в Бильбао, который начнется в ближайшие дни. Если бы вас пригласили, вы поехали бы на этот турнир?

- С турниром в Бильбао получилась немного странная ситуация. Насколько я знаю, там большое влияние имеет господин Данаилов. А суть такова. Какое-то время назад организаторы вышли на меня и сообщили, что хотят меня видеть на этом турнире. Они сказали: мы можем провести соревнование в сентябре или в декабре. И спросили, какие сроки для меня более предпочтительны. Я ответил: в сентябре не могу никак - у меня турнир в Москве, а затем матч. А вот в декабре я с удовольствием сыграю.

И буквально через несколько дней после этого разговора поступило сообщение, что турнир будет... в сентябре. Понимайте, как хотите, но сложилось впечатление, что меня специально спрашивали о сроках, чтобы выбрать другие и чтобы я не мог сыграть. Ситуация немного странная: уж лучше бы ничего не спрашивали.

-Еще в Линаресе Ананд сказал, что перед матчем не будет играть с вами в одних турнирах. Может, это он попросил испанских организаторов "развести" его и вас в Бильбао?

- Не знаю. Каждый строит график подготовки, как ему удобнее. Ананд постоянно живет в Испании, свободно говорит на испанском, так что Бильбао для него, в сущности, "родной" турнир. Для меня же приятнее играть на Родине. Так что в какой-то степени все естественно получилось. Остался осадок лишь из-за этого странного звонка от организаторов. А так - все нормально. Я сыграл в Москве, Ананд сыграет в Бильбао. Все довольны.

-Ананд вообще последнее время мало играет, что для него несвойственно: очевидно, что он очень серьезно готовится. Наверное, вы будете "под микроскопом" изучать игру Ананда в Бильбао?

- Во-первых, я и так его неплохо представляю. А во-вторых, уже изучал его игру "под микроскопом" в процессе подготовки. В любом случае не помешает посмотреть, что Ананд будет делать. Хотя, с другой стороны, турнир, который проходит накануне матча, - не показатель. Человек обычно "закрывается": вряд ли перед матчем он будет что-то показывать. Возможно, даже наоборот: соперник может специально начать играть не так, как он затем соберется играть в матче. Поэтому какие-то серьезные выводы по этому турниру делать не стоит. Тем не менее посмотреть на игру Ананда интересно, что и говорить.

-Вам ведь тоже пришлось наверняка "дезу" сопернику подбрасывать, "закрываться", как вы выражаетесь, чтобы не рассекретить подготовку... Это создавало вам трудности в игре?

- Конечно, мне что-то хотелось проверить - и в то же время открываться было опасно. Нельзя было давать сопернику ясную картину - чтобы трудно было сделать какой-то определенный вывод по моей игре. Думаю, у меня это получилось. Потому что я играл каждую партию по-разному, пытался экспериментировать. Не уверен, что Ананду удастся сделать какие-то выводы на основании моих партий, сыгранных в Москве.

Конечно, такая тактика создавала известные неудобства. По большому счету в турнире такого уровня надо играть на полную мощность, применяя все свои заготовки. Именно так такие турниры и выигрываются. Но ведь я не сильно настраивался на результат, он для меня не был так важен.

-А что было важно?

- Необходимо было проверить кое-какие вещи, о которых я не хотел бы сейчас говорить. В этом плане все удалось. Я кое-что проверил, сделал выводы, что-то мне понравилось, какие-то вещи мне надо будет в сентябре дорабатывать. В общем, я доволен.

О КОЛЛЕГАХ

-Что думаете о триумфаторе Мемориала Таля Василии Иванчуке, которому удалось почти невозможное: сделать дубль, победить в обоих состязаниях?

- Василий настолько фанатично подходит к шахматам, что это дает ему, конечно, большую фору по сравнению с другими. Не секрет, что многие шахматисты делят турниры на более важные и менее важные, а вот для Иванчука каждый турнир самый важный в жизни. Восхищает, что в уже не малом для профессионального спорта возрасте (Иванчуку на будущий год исполнится 40. - Прим. Ю.В.)он очень хорошо играет. Наверное, лучше, чем когда бы то ни было в своей карьере. Я очень рад за него. Это дает некий позитивный посыл для меня на будущее. Значит, можно еще долго хорошо играть в шахматы.

-Морозевич тоже играл поначалу очень здорово, вот даже вас ему удалось огорчить...

- Саша поначалу играл очень хорошо, и всем уже казалось, что он наверняка выиграет турнир. Потом в конце, как мне кажется, у него не хватило энергии. У Морозевича это и раньше бывало. В целом надо сказать, что он усилился и играет очень хорошо. Я очень рад, что в российской команде у нас есть такие надежные люди, как Морозевич.

-О Магнусе Карлсене не поменяли своего мнения, которое вы высказали в начале года в Вейк-ан-Зее? Мол, пройдет несколько лет - и с ним играть будет трудно?

- Магнус, конечно, очень талантлив и очень перспективен, потому что молод. Но я не стал бы преувеличивать. Он пока послабее нас - Ананда, меня, Топалова.

Показателен матч в рапиде, который был недавно в Майнце. Там Ананд легко выиграл у Карлсена. Все-таки с очень сильными игроками норвежцу пока играть не просто. Он им уступает. Не знаю, как долго это продлится, прогрессирует Карлсен быстро. Но в любом случае у него есть некоторые пробелы, особенно в дебютной стадии. И ему надо много работать. Кстати, насколько я в курсе, он сейчас работает с Анандом. Не знаю, насколько это поможет Ананду, но Магнусу очень полезно поработать с сильным шахматистом.

В любом случае появление Карлсена меня радует: то, что на Западе появился такой сильный шахматист, - хорошо для шахмат. У нас как-то все Восток оккупировал. По существу, из Западной Европы он единственный реально сильный гроссмейстер. Для шахмат это здорово.

-На всех, кто был на турнирах серии "Гран-при" в Баку и Сочи, большое впечатление произвел китайский шахматист Ван Юэ. Что о нем думаете?

- Я смотрел его партии. В принципе я ему даже симпатизирую, потому что у него и стиль на мой очень похож, а дебютный репертуар у нас просто один к одному. Он как бы продолжатель моей творческой линии - только в Китае. Ван Юэ невероятно цепко защищается, его почти невозможно обыграть. Многие против него имели громадное преимущество, но в результате он не проиграл за два турнира "Гран-при" ни одной партии. А там ведь выступали сильнейшие шахматисты мира. На мой взгляд, Ван Юэ очень перспективный шахматист.

-Наверное, вам придется на Олимпиаде с ним играть, Китай, видимо, поставит его на первую доску.

- Да, думаю, он, безусловно, сильнейший сейчас шахматист Китая. Ну а придется сыграть - сыграю. Интересно играть с новыми молодыми игроками. Китайцы вообще сейчас напирают. И в шахматах - тоже. Я думаю, они будут нашими главными конкурентами на Олимпиаде. Китайцы упорнее, чем европейцы, их трудно "сломать"... Они будут очень и очень опасны на Олимпиаде. Но объективно Россия по-прежнему сильнейшая шахматная держава в мире.

-Одно дело быть объективно сильнейшей. Другое дело - доказать это в конкретном соревновании.

- Да, это так. Но мы приложим все силы, чтобы на Олимпиаде в Дрездене выиграть золото.

-Извините, но реалистично ли вы подходите к оценке своих физических сил? Ведь Олимпиада стартует буквально через десять дней после окончания вашего матча с Анандом...

- Ну что ж. Мне не привыкать играть, что называется, "на зубах". Несмотря на колоссальную усталость, постараюсь отработать по полной программе. Потому что для нас это будет очень важная Олимпиада. Наша федерация просто фантастически много делает для шахмат в России. И я чувствую некую моральную обязанность: очень хочется вернуть олимпийское золото в Россию!

О ПЛАВАНИИ

-Судя по вашему бодрому виду, вы чувствуете себя хорошо. Проблемы со здоровьем позади?

- У меня все нормально сейчас. Пару лет назад были серьезные проблемы с артритом. Полгода пришлось лечиться, но теперь все прошло, и в принципе я доволен своим состоянием в данный момент. Спортом занимаюсь. К сожалению, те виды спорта, которые мне нравятся - теннис, футбол, бег, - врачи мне не рекомендуют из-за прежних проблем со спиной, с суставами. Врачи считают идеальным для меня плавание. А я его, честно говоря, терпеть не могу (смеется). Но приходится плавать. Даже здесь во время турнира плавал.

-В каком бассейне?

- Да в гостиничном маленьком бассейне: туда - обратно, туда - обратно...

-И как долго?

- Около часа.

-Да... Сила воли нужна немалая... А где вы в Париже плаваете?

- Ну проблемы найти бассейн в крупном городе нет никакой. Единственная сложность - по десять человек на дорожке, толкаются, пихаются. Но в любом случае плавать надо.

Хотя, признаюсь, всякий раз, когда я иду в бассейн, мне приходится делать над собой огромное усилие. Больно уж монотонное занятие. Но я придумал для себя развлечение. Перед тем как погрузиться в бассейн, смотрю какую-нибудь задачу шахматную или этюд, запоминаю и, пока плаваю, решаю.

-В 2000 году перед матчем с Каспаровым вы могли по несколько часов кряду заниматься теннисом под палящим солнцем. Сейчас, наверное, будете не в такой блестящей спортивной форме?

- Тогда я был моложе на восемь лет (улыбается) и не было проблем с суставами. Но зато сейчас я стал более выносливым. Раньше я сильнее уставал после турниров. Не знаю, с чем это связано. Возможно, раньше я играл с большим напряжением, сильнее нервничал, а ныне стал более спокойным. И усталости после трудного турнира, каким был Мемориал Таля в Москве, почти не чувствую.

Думаю, во всем надо находить свои плюсы. В 2000-м я был моложе, спортивнее, сейчас появился опыт, я лучше изучил себя, знаю, когда надо отдохнуть, как лучше распределить нагрузку. В целом я доволен своей физической формой, она позволяет хорошо играть в шахматы.

О ПОДГОТОВКЕ

-Чувствуете себя во всеоружии в преддверии матча с Анандом?

- Сейчас начнется самая важная фаза подготовки - последний месяц перед матчем, когда надо будет энергетику подкачать, чтобы сил хватило на весь матч.

-А где собираетесь проводить эту фазу, если это не военная тайна? На море, как раньше?

- Нет, на этот раз не на море. По той простой причине, что на этот раз матч пройдет в октябре, а не в сентябре, и на море уже прохладно. Я нашел достаточно хорошую точку, где буду со всей своей командой. Там есть все условия - и бассейн, и теннисные корты. Вообще абсолютно все, что нужно для хорошей подготовки.

-Прошло сообщение, что у вас появился персональный спонсор, изъявивший желание помочь вам в подготовке к матчу...

- Компания "Евроцемент" не первый год спонсирует российские шахматы, и вот теперь ее руководители изъявили желание помочь мне в подготовке к матчу с Анандом. И действительно во всем мне помогают.

-Никто никогда не раскрывает секретов перед матчем. Наверное, поэтому о вашем тренерском коллективе вы, скорее всего, захотите говорить, лишь когда все будет позади?

- По контракту мы должны будем дней за десять до начала матча назвать своих секундантов и огласить всех, кто будет задействован. Поэтому пока говорить подождем. Какая-то информация просачивается, конечно...

-Карлсен, вы сказали, работает сейчас с Анандом...

- Не только Карлсен. Касымджанов, я знаю. Нильсен, индийские гроссмейстеры... При этом я уверен, что Ананд тоже кое о чем догадывается и кое-какую информацию имеет о тех, кто помогает мне.

-А то, о чем он догадывается, вы все равно не хотите пока называть?

- Нет. Никто, конечно, друг за другом не шпионит, но трудно утаить шило в мешке... Люди работают давно, уже несколько месяцев, и, конечно, информация просачивается. Но одно дело слухи, другое дело - официальные данные, поэтому я не хотел бы до поры до времени снабжать соперника лишней информацией.

ОБ АНАНДЕ

-Вопрос, который я задавал многим (и вам перед матчем с Каспаровым, когда вы шли завоевывать шахматный трон): каким вы представляете себе вашего соперника - гроссмейстера Ананда?

- Я его, конечно, серьезно очень изучал. Но сейчас не хотел бы на эту тему говорить. У меня, безусловно, есть, как мне кажется, четкое представление об Ананде. И я думаю, что хорошо представляю себе все его сильные и слабые стороны. Но сейчас я не хотел бы их обсуждать. Давайте дождемся окончания матча - тогда и поговорим, и я вам все расскажу. Одно могу сказать совершенно точно: Ананд - выдающийся шахматист. Впрочем, это и так очевидно. И я очень рад, что буду играть именно с ним.

Вспоминаю, как в день окончания матча с Топаловым в 2006-м мы сидели с моей командой, отмечали завершение работы. И сошлись с Сережей Рублевским во мнении, что было бы здорово, если бы когда-нибудь удалось сыграть матч с Анандом.

Это как бы последний соперник из моего поколения, по-настоящему мощный и сильный шахматист. Появляется огромная мотивация. Потому что был бы кто-то послабее, мне было бы неинтересно. Ведь я играл с Каспаровым - в лучшие его годы, потом - с Леко в лучший его период. Потом с Топаловым, когда он выигрывал все турниры подряд. Сейчас с Анандом - тоже в лучший его период. Он и первый по рейтингу, и играет здорово.

Титул титулом, но важно выиграть у по-настоящему сильного соперника. Не просто, как говорят боксеры, набрать побольше "груш", чтобы их побить, а обыграть самого сильного на сегодня соперника. Вот Ананд и есть самый сильный на сегодня соперник. Для меня это большой стимул, и я совершенно искренне говорю, что рад сыграть матч с Анандом. Это будет очень тяжелый матч, но он будет тяжелым для обоих.

-Ананд ведь не так давно выиграл еще один титул - чемпиона мира по быстрым шахматам.

- Соревнование в Майнце, где играли четверо - Ананд, Полгар, Морозевич и Карлсен? Это соревнование можно, конечно, при большом желании назвать и "чемпионатом мира", но я бы не преувеличивал его значения. С другой стороны, с титулом или без титула Ананд в быстрых шахматах - общепризнанный "номер один". Но это не значит, что его нельзя обыграть.

-Титул классического чемпиона разыгрывать в быстрые шахматы - не нонсенс?

- Ну в футболе, как мы знаем, прибегают к послематчевым пенальти. Что-то надо делать при ничейном счете. Но я не опасаюсь быстрых шахмат. Знаете, это совсем разные вещи: одно дело играть в Монако в быстрые шахматы в обстановке, когда вокруг царит атмосфера отдыха и расслабленности; и совсем другое дело - играть тайбрейк в матче на первенство мира. Не факт, что у Ананда будет преимущество в такой ситуации. Потому что у меня есть уже подобный опыт. Например, в матче с Топаловым я в общем и целом хорошо играл в тайбрейке. Пока мне удавалось в самые напряженные моменты собираться и показывать хорошую игру. Ананд? Не знаю, как это у него получится...

О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

-Владимир, давайте немного поговорим о вашей личной жизни. Как вы поживаете?

- Мы очень хорошо живем с Мари-Лор. Я счастлив в личной жизни. У нас блестящие отношения с женой, она меня поддерживает во всем. Тыл у меня, что называется, полностью обеспечен. Я очень доволен.

-Мари приедет на матч?

- Может быть, в какой-то момент. Например, на открытие. Может, по ходу матча подъедет. Пока не знаю. Дело в том, что матч - это очень тяжелая работа. А я привык быть на самых тяжелых соревнованиях один. Потому что при всем желании родные и близкие люди не могут ничем помочь, иногда даже наоборот, могут помешать, если начнут нервничать: это передается, возникает дополнительная нагрузка, а ее и без того хватает. Но в любом случае мы каждый день созваниваемся с Мари, и всегда после разговора настроение улучшается.

-Мари уже говорит немного по-русски?

- Она учит русский и уже может поддерживать беседу. Мы с ней пытаемся час в день говорить по-русски, и Мари меня хорошо понимает.

-А вы по-французски пытаетесь говорить хотя бы на бытовом уровне?

- К сожалению, нет. Мне, конечно, стыдно жить во Франции и не говорить по-французски. Тем более что это родной язык жены. Но это требует какого то времени. А где его взять? У меня последние два-три года очень напряженный график был - матч с Топаловым, матч с компьютером, чемпионат в Мексике, сейчас матч с Анандом, уже не говоря про турниры... Последние два года мне просто передохнуть было некогда. Сейчас задача номер один - выиграть матч с Анандом, и я работаю над этим. А жене пообещал, что после матча возьму два месяца перерыва и начну серьезно изучать язык.

Раньше, когда Мари меня спрашивала: "Когда начнешь французский учить?", я ей отвечал: "Ну ты сначала русский выучи". А теперь эта отговорка перестает работать. Придется засесть за язык, как обещал жене.

-В каком районе вы живете в Париже

- В центре.

-У вас хорошие жилищные условия?

- Нормальные. Нас двое - и, значит, очень много метров квадратных не нужно. У нас не шикарная квартира, многие московские бизнесмены живут в куда лучших условиях. Но мне не нужны "престижность" и "статусность". Самое важное, что жене удобно: у нее в Париже работа. Вот матч сыграю, тогда и займусь всеми остальными вопросами. В том числе, возможно, подумаю о том, чтобы увеличить жилплощадь.