Газета Спорт-Экспресс № 190 (4770) от 25 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ |
ШТОРМ ПОД МУЗЫКУ ДЛЯ ТЕЩИ
В субботу российские спортсменки завоевали золото в групповом турнире. Олимпийскими чемпионками впервые стали Наталья Ищенко, Ольга Кужела, Елена Овчинникова, Светлана Ромашина. Второй раз в карьере золото Игр завоевали Мария Громова, Эльвира Хасянова, Анна Шорина. Ну а две Анастасии - Давыдова и Ермакова - отныне являются обладательницами уникального достижения: они четырехкратные победительницы Олимпийских игр.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Пекина |
ЭТАЛОННЫЕ
Среди журналистских вопросов на пекинских пресс-конференциях попадаются гениальные. Один такой был задан в субботу капитанше "бронзовых" китаянок Чжань Сяохуань.
-В баскетболе есть Dream Team. Можете ли вы сказать, что российская сборная - команда-мечта в синхронном плавании?
- Да, могу, - ответила китаянка. - Русские на голову выше всех, до них невозможно дотянуться, потому что их плавание - эталон.
Российская восьмерка синхронисток снова победила. Как восемь лет назад в Сиднее. Как в Афинах-2004. Выиграла без малейших намеков на серьезную конкуренцию, в одну калитку. Задел был создан накануне, когда состоялась техническая программа. По ее итогам отрыв от идущих на втором месте испанок составил более полубалла. Произвольные выступления стартовали в последовательности, обратной предварительному распределению мест. С учетом фантастической красоты синхронного плавания будет не лишним упомянуть о каждой из восьми сборных, участвовавших в субботнем финале.
Едва начали американки, стало ясно, что организаторы допустили ошибку. Спортсменки и судьи не испытывали дискомфорта, зрителям же явно не хватало громкости динамиков. Вместо шоу им предложили оценить сугубо техническую сторону вопроса, послушать шлепки ногами по воде, последить за слаженностью. Музыка нас как бы и не касалась: звучала себе где-то далеко внизу, задавала ритм, но не дарила праздника. "Далеко внизу" - потому что трибуны 17-тысячного Water Cube довольно высоки. Разглядеть что-нибудь из-под крыши можно, почувствовать - проблематично. А без чувств - разве это синхронное плавание?
С другой стороны, команда США и в грохоте колонок не вызвала бы мощного прилива эмоций. Верные стилю high-tech, американки нашпиговали свой четырехминутный музыкальный ряд клочками чересчур концептуальных произведений. В результате винегрет из ремиксов финской симфо-рок-группы, шотландского композитора, какого-то оркестра и музыки из компьютерной игры Myst III стал очень странным фоном для среднего по энергетике выступления. Единственное, что запомнилось: в какой-то момент барышни из США сделали в воздухе ногами то, что танцовщицы в индийских фильмах обычно делают руками, - изобразили Шиву. Вышло красиво.
Австралийки патриотично выбрали в качестве сопровождения довольно тягучую композицию с названием Australiana, под которую команда с Зеленого континента совершила немало ошибок. Даже из-под потолка арены было видно: эта сборная приехала на Игры сырой. Однажды австралийкам секунд на пять удалось вздыбить над водой сразу двух своих представительниц в полный рост - на том позитив и закончился.
Третьим отличился Египет. Африканки решили не мудрить и ударили по Пекину бессмертной "Кармен". Смотрелось все в итоге не по-испански и не по-египетски, а по-любительски. Примерно с этой стадии в выступлениях команд стали появляться всевозможные сальто с реактивным вылетом из воды. К концу финала данный элемент в исполнении фаворитов обретет особое изящество.
КИСЛОРОДНАЯ КОМА
Канадки были первыми, пожалуй, кто показал действительно приличную программу. Их тренеры решили, что будет лучше, если спортсменки станут синхронно работать помимо всего прочего еще и ртом, то открывая его во всю ширь, а то захлопывая. Зрелище, замечу, вышло на любителя, зато остальное почти не подкачало. И "косички" канадки в воде вязали классные, и "рожь" из рук у них над головами колосилась. Особо запомнился трюк, когда семь граций образовали в воде понтон из спин, а восьмая пробежалась по нему аки посуху, молотя пятками по телам подружек. Разворачивалось это волнующее действо под звуки композитора Джека Уолла, того самого, что написал музыку к игре Myst III. У заокеанских синхронисток он отчего-то в моде.
Ну а затем настал черед Китая. 20 лет эта страна пестует синхронное плавание в надежде на прорыв. Сейчас с китайской группой работает тренер-японка. Да тут еще Олимпиада. В общем, кроме как поразить народ, китаянкам не оставалось ничего более. И они приступили. Парочка сразу вошла в воду с помощью сальто в два оборота. Затем под мелодию "Желтая река" были продемонстрированы цветы лотоса с лепестками из ног, извивающиеся змеи, составленные из локтей и предплечий, поразительно ровный помост из тел, по которому каталась солистка, изображающая неземную страсть... Блеск! И очередное доказательство растущей китайской спортивной угрозы.
А теперь пришла пора снова отослать вас к одной из пресс-конференций. После победы в дуэте наша Настя Ермакова сказала:
- Скептиков хочется окунуть в воду, хотя бы ненадолго, и заставить сделать там что-нибудь. Пусть даже самое простое. А потом спросить, искусством мы занимаемся или чем-то другим. На мой взгляд, синхронное плавание не просто спорт, а еще и один из самых тяжелых его видов.
Это было прелюдией к рассказу о выступлении японок. Шоу у них получилось вялым. Виной тому и слишком заумная этническая музыка, и сухость самой программы, ориентированной на точность, но не на красочность. Была у этой кажущейся бездушности и еще одна причина. Едва закончилось выступление, стало ясно, что команда не может выйти на бортик. Семь японок окружили восьмую, с которой явно было что-то не так. Через минуту в воду прыгнули два могучих китайских торса, затем у бортика появились врачи. Японку Хироми Кобаяси в полубессознательном состоянии достали из воды, после чего у нее совсем подкосились ноги. Суета, носилки, кислородная маска, молниеносная транспортировка под трибуны...
Позже выяснится: Хироми вовсе не задохнулась под водой. Наоборот, накрутив себя до трясучки, японка с расшатанной нервной системой спровоцировала гипервентиляцию собственных легких. Возник избыток кислорода в крови, наложившийся на рваный ритм выступления. Программу она каким-то чудом откатала, находясь почти в коматозном состоянии, а затем случился глубокий обморок. Кроме того, судьи сняли с японок два штрафных очка за преднамеренное касание дна бассейна. Скорее всего, это было связано с состоянием Кобаяси.
Она оклемалась лишь через полчаса. В тройку призеров японки не попали. Испанский корреспондент, спрашивавший, а не искусство ли - синхронное плавание, был замечен в дальнем углу пресс-центра, где пребывал в молчании и угрюмости.
СУВЕРЕННЫЕ НОГИ
Его соотечественницы тем временем постарались замять легкий ужас в зале своей программой "Африка". Нерв задавала одноименная музыка испанского барабанных дел мастера Сальвадора Ньеблы. В унисон ей были подобраны купальники с копьями и бурундийскими разводами на фасаде, на испанских головках возникли полосатые вязаные шапочки, похожие на афрокосички. На воду Water Cube сошел Черный континент. Ночь, рев хищников, рога антилоп, охотницы племени, которое не стоит искать в темной саванне, особенно если его там нет, вопли марабу, там-тамы и маракасы... А масштаба у страсти не было. Мелковато как-то испанки отработали под такую музыку и реквизит. Китаянкам ваш корреспондент поверил больше.
А тут и до наших дело дошло. Россиянки подготовили к Олимпиаде абсолютно новую программу "Жизнь моря". Музыку для нее написал человек по имени Паулу Оливейра. Точнее, он ее аранжировал, взяв за основу тему из "Пиратов Карибского моря". Результат получился - эксклюзивнее не бывает, ибо бразильский композитор Оливейра не кто иной, как зять тренера российской синхронной восьмерки Татьяны Покровской. Интересно устроен мир: наши зятья по два баяна рвут в известных случаях, а бразильские своим тещам музыку пишут.
Облаченные в купальники с барашками волн россиянки и в воду прыгнули по-океански, врассыпную, как стайка мальков, бегущих от барракуды. Тут же случились два роскошнейших сальто со сложным вращением, непонятно как организованные в воде хрупкими девичьими станами. А затем - заштормило. Русалки на глазах превращались в сирен, на кораллах вырастали актинии, волнительных контуров ноги взбивали пену подобно веслам галер. Они же, волшебные, устраивали на водной глади амазонский танец и жили совершенно самостоятельной, на редкость синхронной жизнью. А над всем этим Кракатау полоскался на китайском ветру Веселый Роджер. Впрочем, в последнем я до конца не уверен.
Наивысшей точкой удовольствия стал эпизод, когда в толще воды созрела вдруг неведомая сила, поднявшая высоко вверх девушку, стоящую в вертикальном шпагате. Что-то похожее в свое время демонстрировала замечательная швейцарская фигуристка, красавица, спортсменка, хоть, подозреваю, и не комсомолка, Дениз Бильманн. Но то - на льду, а тут - на воде!
Рефери из Доминиканской Республики решил, что технически Россия всего лишь одну десятую недотянула до его личного доминиканского идеала. Арбитр из Казахстана подумал то же самое про артистизм российских красавиц, чем до коликов насмешил моего соседа-индуса, не подозревавшего о высоких стандартах артистизма в казахстанской жизни. Все остальные судьи пали к ногам наших пери без воли и сил, не имея возможности поднять над головой ничего, кроме круглой десятки.
Из русалочьих глаз тут же хлынули потоки счастливых слез, что, подобно трубе А из школьной задачи, подняло уровень воды в олимпийском бассейне на пять сантиметров. Никто и глазом не повел - соревнования к тому моменту все равно закончились.
Water Cube. 23 августа. Группы. 1. РОССИЯ (Давыдова, Ермакова, Громова, Ищенко, Хасянова, Кужела, Ромашина, Шорина) - 50,000. 2. Испания - 49,334. 3. Китай - 48,750. 4. Канада - 48,084. 5. США - 47,750. 6. Япония - 47,167.