Газета Спорт-Экспресс № 189 (4769) от 23 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

23 августа 2008

23 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА

Главная для России сенсация Олимпиады-2008: в женской эстафете 4x100 метров наши - лучшие. О таком и мечтать нельзя было!

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Пекина

Они приехали сюда за медалями. Юля Чермошанская говорила незадолго до Пекина, что хотела бы стать призером Игр - выиграть, допустим, серебро, как у мамы. А мама у Юли - чемпионка мира и серебряный призер барселонской Олимпиады в спринтерской эстафете, знаменитая бегунья Галина Мальчугина.

Отец Саши Федоривой до олимпийских наград не добрался, но еще не так давно считался лучшим спринтером страны. Андрей Федорив выступал на коротких дистанциях в Барселоне-92 и Атланте-96.

У совсем еще не старых и очень спортивных родителей выросли быстрые дочери. В Пекине им было совершенно нечего терять, ведь о Юле, Саше, еще одной Юле - Гущиной и Жене Поляковой почти никто ничего не знал. В официальной информационной системе Игр на всю эту четверку заведены на редкость куцые досье. Медали, фамилии тренеров, фото. Даже место рождения указано не у всех.

Зато сами они были в курсе, что есть на свете девушки и побыстрее. Например, с Багамских Островов, которые почему-то не выставили на Олимпиаде свою команду. Без багамок дышалось легче. Но ненамного. Потому что оставались американки, вечные претендентки на золото. Но "вечные" заработали дисквалификацию в полуфинале. Здорово, медаль все ближе! Да только вряд ли золотая, потому что Ямайка завоевала в одиночной женской "сотне" весь пьедестал и явно собиралась поразить мир всем своим призовым цветником в эстафете.

Вчера барышни из этой страны давали совсем рядом грустные интервью, и мне удалось их как следует рассмотреть. Они, конечно же, выходили на старт не побеждать - принимать поздравления и срывать аплодисменты. В том месте, где их комбинезоны должны были условно поддерживаться плечевыми лямками, ямайки нашили себе по две огромных зеленых пуговицы. Сделали прически, позаботились о ногтях. Самый низ их беговых одежд, который в обычной жизни считался бы очень рискованным верхом, был заботливо украшен игривыми рюшами, намекающими скорее на легкий карибский флирт, нежели на суровую соревновательную действительность. У четверки в желто-зеленом был вчера, как любят говорить женщины, выход, легкая пробежка по подиуму.

А у наших - попытка достать звезду с неба. Вот и вся разница.

Ямайская палочка оказалась нашей выручалочкой. Отстрел фаворитов продолжился в финале. На третьей передаче эстафеты, где, собственно, передачи так и не произошло, ямайки "забаранили". Может, ноготь помешал, а может - пуговица. Какая теперь разница?

"Тяжелым басом звенит фугас, ударил фонтан огня... Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?" Это песня из кинофильма "Последний дюйм". Наш фонтан огня ударил после третьего этапа. Ямайке не хватило ее последнего дюйма. Российской четверке не было до этого никакого дела - свой маневр она выполнила безукоризненно.

Но дюйм, проклятый последний дюйм ударил под дых в другом месте.

В 2001 году на чемпионате мира в Эдмонтоне итальянка Фиона Мэй выиграла золото в прыжках в длину с результатом 7,02. Россиянка Татьяна Котова стала второй, прыгнув на 7,01. После этого у тогдашнего главного тренера российской сборной Валерия Куличенко, говорят, потекли из глаз непрошеные слезы.

Перенесите действие в Пекин, поменяйте дату на вчерашнюю, итальянку на бразильянку, а Котову на Лебедеву. Тот же микроскопический разрыв, та же нечеловеческая досада. Чтобы гарантированно не заступить в последней попытке, россиянка не дошла до планки пять сантиметров. Бразильянка в своем лучшем прыжке попала точно. На приземлении это вылилось в сантиметровую разницу. В одном было отличие: вчера сотрясалась от слез сама Лебедева.

А в секторе прыжков с шестом последний дюйм на глазах нашего Евгения Лукьяненко преодолел соперник-австралиец. Шли голова к голове, дрались честно и жарко, но жребий оставил последнюю попытку конкуренту - и тот ею воспользовался. Еще одна драма последнего дюйма - самого важного, быть может, что есть в современном спорте.

Мы получили золото там, где не ждали. Упустили там, где почти держали его в руках. "Простите спортсменам последний грех и, в памяти не храня, печальных не ставьте над нами вех..." Эти чуть переиначенные слова - тоже из песни про последний дюйм.

Простим. Золото и два серебра - не повод ставить печальные вехи.