Газета Спорт-Экспресс № 188 (4768) от 22 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

23 августа 2008

23 августа 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Вчера в пекинском отеле Jianguo Garden, где в эти дни расквартирован "Бразильский дом", состоялась презентация заявки Рио-де-Жанейро, претендующего на проведение летних Игр-2016.

ПОЕДЕМ В РИО?

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

из Пекина

Помимо Рио, напомню, кандидатов осталось три: Чикаго, Мадрид и Токио. Еще три претендента - Прага, Баку и Доха - были отсеяны исполкомом МОК в начале июня, причем столица Катара, получившая более высокий балл, чем Рио, выбыла из борьбы лишь потому, что намеревалась проводить Олимпиаду в октябре.

Из четырех "выживших" мегаполисов бразильский пробился в круг кандидатов с самой низкой оценкой - 6,4. Токио заработал 8,3, Мадрид - 8,1, Чикаго - 7,0. Это балансирование на грани вылета, вероятно, и стало причиной резкой активизации делегатов Рио в Пекине. В качестве послов заявки немедленно привлекли Пеле (куда же бразильцам без Его Футбольного Величества!) на пару с одной из величайших бразильских баскетболисток, четырехкратной чемпионкой WNBA Жанет дос Сантос Аркейн, посадили их вчера за один стол с руководителями проекта и попросили рассказать миру, какую блистательную Олимпиаду подарит нам их страна через восемь лет.

Журналистам показали несколько видеороликов, которые, как и любая высокопрофессиональная реклама, произвели прекрасное впечатление. В какой фантик нужно заворачивать Рио-де-Жанейро, создатели клипов хорошо понимали: виды пляжей Копакабаны, сногсшибательные девушки, стадион "Маракана" (именно ему в случае победы предстоит стать главной ареной Игр-2016), снова девушки, снова Копакабана и еще немного девушек на десерт.

Впрочем, когда с сентиментальностями было покончено, слово взял генеральный секретарь заявки Карлос Роберто Осорио и произнес такую роскошную речь, на какую способен только профессиональный оратор.

В своем пятиминутном спиче Осорио был одновременно информативен и эмоционален. Напомнив о том, что речь идет о стране с третьим в мире фондовым рынком, пятой по населению и седьмой по экономической мощи, генсек сообщил, что правительство Бразилии полностью поддерживает Олимпиаду, на сто процентов спонсирует заявочную кампанию и что президент страны провел на Играх в Пекине целых три дня. И, главное, поскольку в Южную Америку Олимпиады не приезжали еще ни разу, мировая общественность просто обязана дать целому континенту шанс заявить о себе.

Но самым святым долгом Осорио было во всех красках описать нам, одуревшим от пекинской духоты, что в период с 5 по 21 августа в Рио-де-Жанейро стоит тропическая зима со средней дневной температурой "+25" и крайне низкой влажностью. Будь я членом оценочной комиссии МОК, после этого аргумента мой голос достался бы бразильцам окончательно и бесповоротно.

Впрочем, на психику большинства журналистов само присутствие Пеле давило настолько, что все бразильские чаяния по поводу Олимпиады были им глубоко безразличны. Репортеры изъерзались на стульях, пока дождались выступления Короля футбола. Как бы ни печалились по этому поводу руководители заявки Рио-2016, остальной мир не может и никогда не сможет воспринимать Пеле ни в каком другом качестве.

- Для меня огромная честь представлять здесь не только Рио-де-Жанейро и родную Бразилию, но и всю Южную Америку, - обратился к залу Пеле. - Потому что для всего нашего континента наступает важнейший момент в его истории.

Сам я, как вы знаете, начал профессионально играть в футбол за "Сантос" очень рано, а уже в 17 лет выиграл свой первый чемпионат мира. Но, несмотря на все, чего мне удалось добиться, я до конца дней буду жалеть о том, что мне так и не представился шанс воплотить в жизнь эту мечту - выступить на Играх, стать олимпийцем. Профессиональных спортсменов на Олимпиады в те годы не приглашали.

Возможно, я и в Пекине нашей олимпийской сборной на поле не повредил бы (улыбается). Будь я в команде, уж с медалью мы отсюда уехали бы точно (смех в зале). Правда, на днях мне посчастливилось своими глазами увидеть, как Сиело Фильо выиграл для Бразилии нашу единственную пока золотую медаль этих Игр. Сидя в "Водном кубе" и глядя на нашего чемпиона, я заплакал. Клянусь вам, это были те же ощущения, которые я испытал, становясь чемпионом мира. Именно они, эти ощущения, и есть главная причина, по которой я решил стать частью этой команды, послом нашего заявочного комитета. Обещаю вам, что если Игры-2016 достанутся нам, они станут не только величайшим событием для моей страны, но и для всего олимпийского движения.

-Вы сетуете на то, что в ваше время профессионалов на Олимпиады не пускали. Что скажете о сегодняшних "Милане" и мадридском "Реале", которые своих игроков Кака и Робинью в сборную Бразилии просто не отпустили?

- Насколько мне известно, Кака после операции находится не в лучшей форме. Робинью для сборной - действительно большая потеря. И все же я считаю, что у клуба должно быть в такой ситуации право сказать "да" или "нет". Этот игрок принадлежит "Реалу" и зарплату получает в "Реале", а не в олимпийской сборной.

-Сегодня вы впервые публично выступаете в качестве посла заявочного комитета Рио-2016. Сколько собственного времени и усилий вы собираетесь вложить в эту работу и какой видите свою роль?

- На эту тему я даже беседовал с президентом страны. Пообещал ему, что буду открыт для посещения любых мероприятий, где во мне будут нуждаться. У меня хватает и других обязательств по различным контрактам, но буду изо всех сил стараться успевать везде. В точности моя роль в заявочном комитете еще не определена, но частью команды я буду точно.

Мне вообще-то и раньше случалось быть неплохим талисманом. В свое время меня попросили поддержать заявку США в конкурсе на футбольный ЧМ-94 и Америка его получила. Поработал в том же качестве на Корею с Японией - получите, друзья, и вы мировое первенство. Теперь, наконец, пришло время помочь родной стране добыть Олимпиаду, и сегодня я счастлив и горд, что меня об этом попросили.