Газета Спорт-Экспресс № 178 (4758) от 11 августа 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
БЕЛЫЙ ПЛАТОК
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Вчера в Пекине пошел дождь. Но он не принес облегчения. Горячий воздух намок, стал тяжелым, совсем липким. Смог давил, душил с раннего утра, прятал краски Олимпиады, перекликаясь с ощущением пустоты в сердце.
Мы - на празднике, а дома идет война. Этот дикий контраст не дает нам спокойно жить и работать.
Олимпийская бригада "СЭ" разрывается между набегами на пекинские арены и на новостные сайты со сводками боевых действий. Мы сопереживаем человеческой трагедии, которая разворачивается в Южной Осетии вопреки рассудку и олимпийскому духу.
Здесь - декорации добра, света и улыбок. Там - ужас, кровь и взрывы. Мы сидим в прохладном редакционном офисе либо в просторных ложах прессы. А в Цхинвали наши коллеги комментируют собственные ранения и просят правительства двух стран предоставить им коридор для выхода из зоны боевых действий, потому что без этого коридора они погибнут.
Русский и грузин сошлись не только на татами. Пальба идет не только на олимпийском стрельбище. Дзамболат Тедеев, главный тренер российской команды по вольной борьбе, уроженец Южной Осетии, обратился с просьбой ко всем, кто способен его услышать: прекратить войну хотя бы на время Олимпиады. А прекратят ли, если и услышат?
Более двух тысяч лет назад греки на время Игр объявляли олимпийское перемирие - сейчас войну развязывают прямо во время самой величественной церемонии открытия Игр в истории олимпийского движения. Неужели человечество за прожитые тысячелетия так поглупело и ожесточилось?
Позавчера я шел по пресс-центру в майке с надписью "Россия". Меня обогнали несколько грузинских журналистов. Один обернулся, заглянул мне в лицо тревожно-напряженным взглядом. Показалось, он силится, но так и не может разглядеть во мне что-то вражеское, чужое. Я тоже в нем этого не разглядел, даже не пытался. Мы не враги - но нас делают врагами помимо нашей воли.
Наталья Падерина и Нино Салуквадзе, золотая медалистка Сеула-88 в составе сборной СССР, поднялись вчера на вторую и третью ступеньки пекинского пьедестала. Две мудрые женщины словно бросили традиционный для Кавказа белый платок между неразумными мужчинами. Они обнялись на церемонии награждения, подняли вверх букеты цветов, улыбнулись в камеры. Китаянка, выигравшая золотую медаль, косилась на них, стоя в отдалении, и явно чувствовала себя обделенной славой. Ей воздастся потом непременно. А вчера внимание мира было нужнее нам - русским и грузинам, ненавидящим войну.
В столовой на завтраке мы подсели к человеку с надписью Georgia на бейсболке. Фотограф Александр из Тбилиси снимает спорт более четырех десятков лет, сейчас ему 65. Недавно удостоился персональной выставки в Санкт-Петербурге. Он - один из восьми грузинских журналистов, приехавших в Пекин. Все они получили такую возможность по линии Олимпийского комитета Грузии, поэтому если бы грузинская делегация, как вначале заявлялось, решила покинуть Китай, им пришлось бы уехать. Вместе с тридцатью пятью грузинскими спортсменами.
Джор/Джия - так именует себя мужская грузинская пара в пляжном волейболе. Уберите наклонную черту - получится все та же Georgia. Сака и Ртвело заявлены в женской сетке того же турнира. "Сакартвело" по-грузински - "Грузия". На самом деле Джор - это Ренату Гомеш, Джия - Джорджи Тершейру, Сака - Кристина Сантана, Ртвело - Андреза Мартинес дас Чагас. Все они из Бразилии и получили гражданство Грузии только для участия в Играх, на которые от своей исторической родины вряд ли отобрались бы. Грузинским бразильянкам в среду встречаться с нашими Урядовой и Ширяевой. И я не знаю, что можно было бы им посоветовать, если бы их тоже отозвали из Пекина. Посох войны превращает в жертвы всех, к кому прикасается.
Этой войне, слава богу, оказалась не нужна еще одна нелепая жертва. Грузины остаются. Руководство их делегации хотело дать в главном пресс-центре Игр официальную пресс-конференцию. МОК не позволил этого сделать, поступив мудро. Что можно сказать в самый разгар праздника о войне? Ни-че-го. Она никому не нужна, эта война - ни Олимпиаде, ни людям России и Грузии. Но она идет.
Дзамболат Тедеев и Гоги Когуашвили, главный тренер сборной России по греко-римской борьбе. Российские "вольники" Бесик Кудухов, уроженец села Цхилони, Южная Осетия, и Георгий Кетоев, родившийся в Тбилиси. Греко-римский мастер Амбако Вачадзе, родом из Кутаиси. Дзюдоистка Теа Донгузашвили, родившаяся и выросшая в Тбилиси, где сейчас живет ее семья, но выступающая за Россию. Этим людях, которых объединила историческая связь двух народов, нельзя приказать не думать о кавказских событиях. Там их боль. А здесь то, чему они посвятили себя без остатка: большой спорт и участие в Олимпиаде.
Война и счастье, горе и праздник, смерть и любовь не могут жить в человеческих душах одновременно. Остановите войну.
Пекин