Газета Спорт-Экспресс № 166 (4746) от 28 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

28 июля 2008

28 июля 2008 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 11 дней

НА ЧЕМОДАНАХ

ВСТРЕЧА БЕЗ ГАЛСТУКОВ

Юрий ЮРИС

Пекин на носу, а некоторые принципиальные решения (как-то: брать зонтик или не брать?) в голове еще не созрели. Что для Близнеца в общем-то неудивительно.

Хотя кое-что уже решено. Например, галстук, пусть в чемодане он совсем никакого места не занимает, точно в Китай не едет. Большое дело - собственный, незаемный опыт. Четыре года назад как снял с шеи удавку в раскаленном, словно забытая на газовой конфорке сковородка, аэропорту Афин, так за все 18 дней, пока горел в греческой столице олимпийский огонь, ни разу не надевал. Даже на приемах.

Тогда же пришел к выводу: Олимпиада - это встреча без галстуков. С самым демократичным, как теперь модно выражаться, дресс-кодом. Торжественность момента ощущается, особенно поначалу, но до помпезности или махрового официоза для поденщиков пера дело все равно не доходит.

Когда-то, будучи во Франции, я узнал, что с их, французской, колокольни хорошо просматриваются только три соревнования вселенского масштаба, которые достойны серьезного внимания и всяческого почитания.

На первое место в своем рейтинге французы ставят чемпионаты мира по футболу. Это понятно и сомнению не подлежит. Даже с поправкой на то, что Зидан за "Трехцветных" давно не играет. На второй ступеньке, согласно французской классификации предпочтений, находятся Олимпийские игры. Само собой, летние. Ну а замыкает "тройку призеров" - что бы вы думали? - веломногодневка "Тур де Франс", которая как раз в минувшие выходные в очередной раз финишировала в Париже с таким расчетом, чтобы многие ее участники совершили марш-бросок в Пекин и успели там акклиматизироваться.

Честно признаюсь: нравится мне эта классификация. И не просто абстрактно нравится, а пробуждает вполне осязаемое чувство гордости за не бесцельно прожитые в журналистике годы. Сами посудите.

Олимпиада в моей жизни была. Даже две: полузабытая Московская (из прошлого века) и сравнительно свеженькая Афинская (из века нынешнего). Правда, ставить их на одну доску сознание отказывается. Догадываюсь, почему. Первая выглядела "кастрированной" из-за недоезда западных звезд. Тогда как вторая в соревновательном смысле была вроде бы безгрешной, зато по части организации (что для людей нашей профессии отнюдь не пустяк) показалась слишком уж безалаберной.

Чего стоит только история с турниром толкателей ядра, которых отвезли за 270 км от Афин и цивилизации - в Древнюю Олимпию. Греки, видите ли, "связь времен" хотели подчеркнуть. Лишний раз доказать миру свое олимпийское первородство. Будто кто-то его оспаривает. Как единственный от "СЭ" очевидец устроенного на 40-градусной жаре балагана (для МОКовских бонз был возведен специальный шатер, под которым они чувствовали себя относительно комфортно, а всем остальным пришлось плавиться на беспощадном пелопоннесском солнце) готов засвидетельствовать: это больше напоминало сдачу норм ГТО в советское время на сельском спортивном празднике, но никак не соревнования современных олимпийцев. Хорошо, что в Китае нет Древней Олимпии.

Однако вернемся к нашим французам. В середине девяностых мне посчастливилось на пару с Львом Россошиком в журналистском эскорте с аккредитацией от "СЭ" проехать "Большую петлю" от старта в Бресте и до финиша на Елисейских полях, чтобы поаплодировать несравненному Индурайну. "Инопланетянину", как называли великого испанца в связи с его фантастическим превосходством над всеми остальными соперниками - "землянами".

Наконец, два года назад в качестве корреспондента "СЭ" я работал на чемпионате мира по футболу в Германии, где моя сборная - Украины - так раздухарилась, что остановить ее удалось только в четвертьфинале будущим чемпионам мира итальянцам.

Вот и выходит, что во французский стандарт приобщенности к самому обаятельному и привлекательному, что только есть в современном спорте, я вполне уложился. Теперь предстоит пойти на второй круг.

Заказывая эту заметку, в редакции законно потребовали насытить ее "предолимпийскими ощущениями". Если под ощущениями подразумевать банальные прогнозы насчет количества медалей, которые способна завоевать та или иная страна, то мне это, откровенно говоря, пока не особенно интересно. Пусть простят меня все будущие чемпионы Пекина, вместе взятые, но главное предвкушение (не только по хронологии грядущих событий, но и по существу) сводится к новой встрече с друзьями по бригаде "СЭ", со многими из которых четыре года назад был в Афинах.

А вот, например, с ироничным Славой Маламудом, который сейчас сидит на чемоданах у себя в Америке, лично пока незнаком, но скоро этот пробел собираюсь восполнить. С удовольствием прочитал на днях его "чемоданные" откровения. Даже по-хорошему позавидовал человеку: каждое прикосновение к олимпийским реалиям сулит дебютанту Игр какие-то новые открытия. Счастливчик.

Однако уже сейчас, вовсе не ассоциируя себя с Бабой-ягой из упомянутого коллегой знаменитого советского "олимпийского" мультика, хочу предостеречь его от наивной надежды "по-настоящему ее (Олимпиаду) увидеть".

Сермяжная правда заключается в том, что на Олимпийских играх между "работать" и "увидеть" пролегает широкая пропасть. На самом деле увидеть вживую (то есть "по-настоящему") можно будет ровно столько, сколько позволит руководитель бригады "СЭ" Владимир Гескин - это он будет распределять наряды на работу.

Меня, например, обещал допустить к самой королеве - легкой атлетике...

Правда, свой бал королева закружит не сразу, как только над "Птичьим гнездом" вспыхнет олимпийский огонь, а через неделю после старта Игр. Но это не беда и уж тем более не повод для простоя. Человеку, которому олимпийскую аккредитацию выдал НОК Украины, сам Бубка велел сосредоточиться на выступлениях украинских олимпийцев. Похвастаюсь, кстати: не так давно Сергей Назарович вручил вашему покорному слуге наручные часы с символикой НОК Украины и именной памятный знак (что-то вроде почетной грамоты из металла и дерева) с ключевыми словами: "За верность олимпийскому движению". Где же еще блюсти эту верность, как не в Пекине?

А напоследок должен сознаться: рубрика "На чемоданах", если буквально ее толковать, в моем исполнении фальшива и лицемерна. Физически присесть на "олимпийский" чемодан не могу по причине его отсутствия. До сих пор не купил. Выбор огромный, да вот беда: никак не могу определиться с размером. Близнец, понимаешь...

Донецк