Газета Спорт-Экспресс № 155 (4735) от 15 июля 2008 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 24 дня |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
Сергей МОРОЗОВ: "ПЕРЕД СТАРТОМ ФУТБОЛ ПРОТИВОПОКАЗАН"
Еще в прошлом году мордовский скороход Сергей Морозов громил своих соперников на юниорских соревнованиях, а теперь 20-летний атлет готовится к своему главному турниру в жизни - олимпийскому заходу на 20 километров. Право стартовать в Пекине он завоевал на чемпионате России в Саранске, где выиграл золотую награду. Да как выиграл! В очной борьбе отобрал у своего товарища по команде Владимира Канайкина титул рекордсмена мира на "двадцатке"!
-Вы лишь во второй раз в жизни шли 20 км и финишировали с мировым рекордом. Неужели такое возможно? - задаю вопрос Морозову.
- Значит, возможно, если это случилось. На самом деле в тот день (отборочный чемпионат России по ходьбе на 20 км состоялся в Саранске 7 июня. - Прим. "СЭ") многое способствовало установлению мирового рекорда. Во-первых, погода была не жаркая и не прохладная. Во вторых, трасса в Саранске очень хорошая, ровная. И, в-третьих, готовы мы были превосходно. Поэтому наш тренер Виктор Чегин ждал от нас высокого результата. При этом он не сомневался, что именно его воспитанник выиграет предолимпийский старт в заходе на 20 километров, но фаворитом все-таки значился Володя Канайкин. Это и неудивительно. Все-таки на тот момент он был действующим рекордсменом мира на этой дистанции. Причем установил его в сентябре прошлого года. Но меня это нисколько не смущало. Я тоже намеревался пройти дистанцию максимально быстро. В результате борьба за первое место развернулась именно между мной и Володей. Я оказался чуточку сильнее. На последних метрах мне удалось от него оторваться и выиграть 10 секунд. При этом мы оба показали результаты быстрее 1 часа 17 минут. Так быстро в мире еще не ходили! Правда, олимпийская путевка на "двадцатке" досталась только мне. А тем, что рекорд состоялся, я обязан Канайкину. Это он заставил меня идти так быстро. Иначе я бы не стал рисковать и выиграл бы дистанцию с более скромным результатом.
-Как Канайкин отреагировал на то, что вы лишили его и мирового рекорда, и олимпийской путевки?
- Володя - настоящий профессионал и понимает, что это и есть настоящий спорт. Мы с ним как общались, так и общаемся. Тем более что на Олимпиаде в Пекине он пойдет другую дистанцию - 50 километров. Право стартовать на "полтиннике" он получил по итогам Кубка мира в Чебоксарах, где завоевал серебряную награду.
-Каково это, вчерашнему юниору быть рекордсменом мира?
- Им быть приятно, ведь я сделал то, что никому на планете Земля сделать не удавалось. Но у этого рекорда есть другая сторона медали. Теперь судьи в Пекине будут очень пристально наблюдать за моей техникой ходьбы. Поэтому в Китае пройду дистанцию максимально четко.
-Это ваша первая Олимпиада в карьере. На какой результат настраиваетесь?
- Каждый амбициозный спортсмен мечтает стать олимпийским чемпионом. Я тоже нацелен на максимальный результат. Как минимум за медаль хотелось бы зацепиться. Во всяком случае, статистом в столице Китая быть не собираюсь.
-Наверное, непросто будет вчерашнему юниору соперничать с титулованными эквадорцем Джефферсоном Пересом и испанцем Франсиско Фернандесом? К тому же свое слово скажут и хозяева Олимпиады китайцы, к которым судьи наверняка окажутся куда благосклоннее, нежели к россиянам?
- Когда я выхожу на старт, мне безразлично, кто идет рядом со мной. Я не собираюсь подстраиваться под Переса или Фернандеса. Да и с какой стати мне под них подстраиваться, ведь это я являюсь лидером мирового сезона. Поэтому я пойду в своем темпе. Главное, чтобы судейство было объективным.
-Что помимо соперников и судей может помешать удачному выступлению в Пекине?
- Китайская жара. Я представляю, что это такое, так как два года назад уже выступал в Пекине. Первенство мира среди юниоров, которое тогда проходило в китайской столице, для меня обернулось полным фиаско. Это единственный старт в моей карьере, где я остался без награды. В Пекине я вообще не финишировал. И виной тому пресловутая жара. По ходу дистанции у меня случился тепловой удар, я запутался в кругах и... сошел. Хотя долгое время лидировал. Поэтому российским ребятам, которым скоро придется стартовать в Пекине, будет очень не просто. Олимпийцев ждет серьезное испытание.
-Что можете сказать про соотечественников Валерия Борчина и Илью Маркова, которые в Пекине пойдут "двадцатку"?
- Про Маркова мне трудно что-то сказать, с Ильей мы не знакомы. Во-первых, потому что он на шестнадцать лет старше, во-вторых, мы представляем разные российские школы ходьбы. Я - мордовскую, он - Свердловской области. А вот с Борчиным мы земляки и друзья. Вместе тренируемся у Виктора Чегина, одни и те же объемы выполняем. Валера, уверен, в Пекине тоже будет бороться за медали. На Кубке мира в Чебоксарах он единственный, кто навязал конкуренцию Фернандесу. Лишь на последних метрах отстал от испанца.
-На предстоящей Олимпиаде выступят девять скороходов из Мордовии. Почему ваш регион доминирует в этом легкоатлетической дисциплине?
- В этом заслуга нашего тренера Виктора Чегина. К тому же в Саранске созданы прекрасные условия для скороходов. Вы бы видели нашу спортивную базу! Настоящий пятизвездный отель! Здесь и питание исключительное. Думаю, не всякий футбольный клуб премьер-лиги может похвастаться такими условиями. Так что успехи мордовских скороходов закономерны.
-Правда ли, что Виктор Чегин делает ставку на сельских ребят? На крепких, выносливых мальчишек и девчонок, которые выросли на деревенском молоке...
- Отчасти это так. Помощники Виктора Михайловича действительно ведут селекционную работу практически во всех селах Мордовии. Но про город, то есть Саранск, они тоже не забывают. Поэтому в команде у нас есть и саранские ребята, и из районов республики. К примеру, Валера Борчин с Вовой Канайкиным из деревни. А действующая чемпионка мира и обладательница Кубка планеты Ольга Каниськина из Саранска. Я тоже представляю столицу республики. Мой отец, кстати, один из ведущих тренеров Мордовии по боксу.
-А почему вы не пошли по родительским стопам и не стали боксером?
- В детстве я годочек занимался боксом. Чтобы по улицам зря не шастал, отец меня определил к старшему тренеру сборной Мордовии Виктору Волкову. Однако этот вид меня не покорил, и я довольно быстро из бокса ушел. После чего записался в секцию футбола. Шесть лет занимался у тренера Александра Курчавого, который ныне является наставником женской команды "Мордовия". Был нападающим. Достаточно много забивал, был чемпионом республики среди юношей.
-А как в спортивную ходьбу попали?
- Главным инициатором моего перехода в ходьбу оказался мой физкультурный учитель Дмитрий Тельнов. Из нашей 25-й школы Саранска он многих сагитировал в этот вид, включая вице-чемпионку мира Татьяну Шемякину и победительницу юниорского первенства Европы Анисю Корникову. Тельнов привел меня к помощнику Виктора Чегина Константину Начаркину. С ним я поработал некоторое время, а потом попал в поле зрения самого Чегина, который взял меня на сборы в Адлер. Сказал, что в футболе мне вряд ли удастся добиться каких-то результатов, а в ходьбе он меня сделает чемпионом мира. Якобы для этого у меня есть все данные. Я ему поверил. И не ошибся. Хотя в первое время дед приезжал за мной в санаторий "Мокша", где мы готовились под руководством Виктора Чегина, и привозил на ответственные матчи футбольного чемпионата.
-С футбольным наставником Александром Курчавым расстались без обид? Ведь он потерял одного из лучших своих воспитанников...
- Нормально расстались. И сейчас при встрече всегда общаемся. Александр Алексеевич расспрашивает, как у меня складываются дела в ходьбе, желает удачи. Так что в этом плане все отлично. Тем более теперь уже он с юношами не работает, переключился на девушек. Виктор Чегин по этому поводу даже шутил: "Видишь Сергей, после твоего ухода Курчавый больше не мог работать с мужиками и переключился на женщин. Веру потерял в сильный пол".
-Кто-то из твоих футбольных партнеров стал профессиональным игроком?
- Нет. Максимум, чего они достигли, - закрепились в командах, выступающих в республиканском первенстве. А до профессиональных коллективов никто из них не добрался. Кстати, потом, когда я выиграл чемпионат мира среди юношей, Чегин мне сказал: "Ну что я тебе говорил... Видишь, до каких высот добрался. А чего бы достиг в своем футболе? Ничего. Так что правильно сделал, что перешел в нашу школу олимпийского резерва".
-Сколько лет шли к Олимпиаде?
- Ровно четыре года. Спортивной ходьбой увлекся в 2004 году, сразу после афинских Игр. И в сезоне-2005 уже выиграл чемпионат мира среди юношей. Потом был лучшим на первенстве Европы среди юниоров, добыл золотую награду на Кубке Европы, а теперь пожалуйста - еду на Олимпиаду.
-Папа-боксер успел полюбить ходьбу?
- Честно говоря, не спрашивал, но за моими выступлениями он следит постоянно. Жаль, на саранский чемпионат России, где я устанавливал рекорд мира, не смог прийти. Со своими воспитанниками выезжал на соревнования. Прямо около ринга выплеснул радостные эмоции, когда ему сообщили о моей победе. Надеюсь, и его боксеры, когда-нибудь доберутся до Олимпиады. Мама тоже очень радуется моим успехам. Когда я с победой возвращаюсь с международных стартов, она всегда встречает меня на вокзале.
-В футбол сейчас не играете?
- Накануне ответственных стартов футбол нам противопоказан. Вдруг травму получишь, и все, прощай, Пекин! Зато когда приезжал с юношеских и юниорских чемпионатов, с удовольствием гонял мяч с друзьями. Теперь на футбольное поле выйду не раньше осени.
Евгений НАУМОВ