Газета Спорт-Экспресс № 111 (4691) от 23 мая 2008 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 2

23 мая 2008

23 мая 2008 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ФОРМУЛА-1 с Ники ЛАУДОЙ

События 59-го чемпионата мира специально для "СЭ" продолжает комментировать трехкратный чемпион мира австриец Ники Лауда.

НЕ НАДО НА ПОВОРОТАХ ПИТЬ ШАМПАНСКОЕ

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-В предстоящие выходные нас ожидает самый престижный и зрелищный "Гран-при" - монакский. Традиционный вопрос: чего вы ожидаете от предстоящей гонки?

- Я собираюсь настроиться на смотрины Фелипе Массы. Бразилец не допустил в Стамбуле ни одной ошибки, сразу выиграл старт, а затем и гонку. Он всегда был быстрым, но сейчас у него появилась невероятная уверенность в собственных силах. Его развитие идет быстрыми темпами.

-Многие говорят о том, что в "Феррари" уже сейчас определились с тем, кто из их гонщиков должен претендовать на титул чемпиона мира...

- Ерунда, для этого еще слишком рано. Нас ожидает всего-то 6-й старт из 19. О чемпионе стоит задуматься не ранее лета, но, думаю, это произойдет еще несколько позже.

-Однако получать плохую стартовую позицию никто из них уже не имеет права...

- Естественно. Если у партнера есть поул, то ты хоть лопни, но должен стоять рядом с ним, иначе ситуация станет критической. Второй ряд - уже плохо.

-А как вам Льюис Хэмилтон из "Макларена"?

- От него в Стамбуле я, признаться, в квалификации ожидал большего - с его-то легким болидом и агрессивной стратегией. С другой стороны, из второго стартового ряда он все же умудрился занять второе место, не дав "Феррари" отпраздновать двойную победу.

-В Монте-Карло выступают четыре прошлых победителя этого этапа, но все они ездили тогда не на "Феррари"...

- Специалисты "Феррари" знают, что на медленных виражах у болидов "Скудерии" бывают серьезные проблемы, поэтому, уверен, они серьезно поработали над этим вопросом.

-Верите ли вы в слухи, что команда "Феррари" незаконно добавила в свои моторы 25 лошадиных сил, хотя известно, что FIA наложила мораторий на форсирование двигателей?

- Я не читаю интернет, на слухи не реагирую. Не понимаю, откуда они только берутся, если моторы для посторонних глаз закрыты...

-Из своего опыта вы прекрасно знаете, что нигде так не важен поул, как в Монако, ведь там практически невозможно обгонять. Но в ваше время все же команда определяла, кого и куда ставить. Чем вам запомнился тот период?

- Я тогда был зол, что выбор пал на Регаццони, ведь на тренировках лучшим был я, а не он. Во время "Гран-при" я его на узких улицах не мог обогнать, но он сам выбыл из борьбы. Так я автоматически оказался на его месте. Впрочем, и меня постигла неудача - мотор заглох. После гонки мой механик без проблем завел болид. Досадно, что все так глупо произошло!

-В прошлом году вы рассказали в интервью "СЭ", что поцеловали руку княгине, однако, как выяснилось, вы были не первым, кто осмелился это сделать.

- Знаю, Фанхио был первым в королевских гонках, кому довелось оказать знак внимания коронованной особе. Но в его время фотографии были черно-белыми, а я на фото рядом с красавицей, что важно, был уже цветным. Не верьте, если увидите цветной снимок с Фанхио, его просто покрасили. Словом, в чем-то я также был первым.

-Какими секретами гонки в Монако вы можете поделиться?

- Здесь следует использовать мягкие настройки, чтобы машина не выглядела неуправляемой на рельефной местности и бордюрных камнях.

-У вас есть свой фаворит в предстоящей гонке?

- В Монако все может произойти. Обычно в "Формуле-1" автомобиль - это 80 процентов успеха, гонщик - 20. Но в княжестве наоборот. Здесь побеждает тот, кто более смел, кто вкладывает в гонку душу.

-Чем теперешние гонки в Монако отличаются от тех, которые были прежде? Что первым бросается вам в глаза?

- Раньше, когда мы заканчивали гонку, у нас были кровавые мозоли на руках, так как рули были жесткими. Теперь благодаря новым материалам пилотам приходится легче, чем их предшественникам. Что касается самой трассы, то надо остерегаться первого поворота, где приходится проходить рядом с отбойником. Вообще дебютантам в этом плане всегда боязно, так как таких коварных виражей здесь много. У казино можно и притормозить, но только после того, как пройдешь через волнистую поверхность асфальта, не раньше.

-С годами на улицах города, видимо, будет все труднее соревноваться...

- Наоборот. Раньше в туннелях было темно, теперь стало значительно светлее. Кстати, считаю, что и широко разрекламированный "Гран-при Сингапура" по причине развития технологий освещения, на мой взгляд, останется дневной гонкой, а не ночной!

-Где на трассе можно развить наибольшую скорость?

- Между туннелем и гаванью. Где-то 290 - 300 км/ч. Затем идет вираж около бассейна, где я из-за центробежной силы постоянно запутывался в педалях. Словом, на этом отрезке мне часто приходилось соприкасаться с ограждениями.

-Что вам напоминает вираж Rascasse? Может, неприглядную историю с Михаэлем Шумахером, который остановил там свой болид, чтобы никто не смог отнять у него поул?

- Каждый раз я злился, проезжая это место. Дело в том, что там отчетливо было видно, как зрители пьют шампанское. Ага, думал я, ты тут ведешь борьбу за каждую секунду, рискуешь жизнью, а другие ею просто наслаждаются.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.

ЧЕМПИОНАТ МИРА

1. Райкконен

35

2. Масса

28

3. Хэмилтон

28

4. Кубица

24

5. Хайдфельд

20

6. Ковалайнен

14

7. Уэббер

10

8. Алонсо

9

9. Трулли

9

10. Росберг

8

11. Накаджима

5

12. Баттон

3

13. Бурдас

2

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ

1. Феррари

63

2. БМВ

44

3. Макларен

42

4. Уильямс

13

5. Ред Булл

10

6. Тойота

9

7. Рено

9

8. Хонда

3

9. Торо Россо

2