Газета Спорт-Экспресс № 96 (4676) от 30 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ФОРМУЛА-1 |
Фелипе МАССА: "ДЛЯ ПОБЕДЫ В БАРСЕЛОНЕ МНЕ НЕ ХВАТИЛО БЕНЗИНА"
После провальных стартовых гонок сезона-2008 бразилец Фелипе Масса из "Феррари" столкнулся с жесточайшей критикой в свой адрес. Заговорили даже о том, что, несмотря на продление контракта до 2010 года включительно, Скудерия в конце нынешнего сезона сменит неудачника на двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. Однако уже в Бахрейне Масса доказал, что "слухи о его смерти" сильно преувеличены, да и в Барселоне был не на последних ролях, уступив по итогам уик-энда только своему напарнику по команде чемпиону мира Кими Райкконену.
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
-Для начала поговорим о вашей победе в Бахрейне. Она произошла именно тогда, когда вас уже никто всерьез не воспринимал.
- Я люблю Бахрейн, люблю трассу, людей, которые нас в тех местах доброжелательно встречают. Приятно было в такой обстановке победить и завоевать важные 10 очков.
-Чувствовали, что проклятие нынешнего сезона будет преодолено?
- В Бахрейне я всегда удачно ездил. И хотя в квалификации оказался за Кубицей, но если сравнивать, сколько бензина было у меня и у него, то, на мой взгляд, я провел ее фантастически.
-И это был первый шаг к триумфу в пустыне...
- В гонке у меня была отличная скорость и очень хорошая машина, к тому же стартовал лучше своего главного на тот момент оппонента. Я видел, как у него прокручивались колеса, поэтому понял, что в состоянии обогнать его на прямой.
-Но потом на асфальте появилось слишком много масла?
- Помнится, было тяжело на таком скользком покрытии: следы масла я заметил на 5-м, 6-м, 8-м и 10-м поворотах, причем пятна были прямо, что называется, на идеальной линии, поэтому я с нее сошел. Да и Кубица сзади напирал. Словом, мы оба были близки к тому, чтобы прекратить борьбу. Но стоило трассе очиститься, как проблем больше не стало. Я даже мог поберечь свой болид для дальнейших гонок. Хотя за мной ехал Кими Райкконен, я был спокоен, не форсировал событий, знал, что могу в случае чего уйти от товарища по команде в отрыв.
-Мнение экспертов "СЭ" таково: если вы оказываетесь впереди, то вы самый быстрый гонщик мира...
- Приятно это слышать.
-В то же время многие, особенно в Италии, критиковали вас за ошибки в первых "Гран-при". Как вам, несмотря на давление со всех сторон, удалось вернуть к себе доверие?
- Знаете, в моей жизни было много плохих дней - те, о которых вы говорите, не единственные. Было очень сложно, когда меня уволили из "Заубера". Проблемы возникали не только в "Формуле-1", но и в других классах, где порой набирались деньги только на одну гонку, а на следующую уже не хватало.
-Все это и сделало вас устойчивым к трудностям?
- Да, причем, если сравнивать с нынешней ситуацией, тогда было значительно сложнее. Если честно, имея такой солидный опыт, я просто не обращал внимания на то, что происходило в последние недели. Поэтому собственно, и оставался спокойным.
-Победа в Бахрейне - первая в вашей жизни после того, как вы женились осенью прошлого года...
- Моя жена приносит мне удачу.
-Говорят, в Бахрейне к вам в гости заходил Жак Вильнев, чемпион мира 1997 года. Но вы, насколько нам известно, не были друзьями, скорее даже наоборот - врагами.
- Да, в начале моей карьеры у нас были сложные взаимоотношения. Помнится, он говорил про меня всякие неприятные вещи, но это, оказывается, просто его стиль - он вообще недолюбливает молодежь, а я про это не знал. А в 2005 году нам пришлось работать вместе в "Заубере". Там он вдруг стал очень дружелюбен по отношению ко мне, однако я тем же самым, вспоминая прошлое, не отвечал. Тогда он извинился передо мной за свое поведение, после чего мы стали настоящими партнерами. Но в бокс "Феррари" он пришел, думаю, вовсе не для того, чтобы навестить старого друга, а чтобы полакомиться спагетти, которые он любит.
-Вы же сами, говорят, любите пиццу?
- Я просто разносил ее гонщикам, когда они были в Бразилии.
-Но с тех пор вы сами мечтаете однажды выиграть "Гран-при" на своей родине...
- Не только это. Еще мечтаю в последней гонке выиграть чемпионский титул.
-Однако до завершения сезона еще много гонок, а в Испании вам не удалось прийти к финишу первым...
- Трасса в Барселоне - приятная, на ней я чувствую себя хорошо. Впрочем, для "Феррари" многие трассы хороши. Например, в Стамбуле, где я в 2006 году завоевал первый поул. Надеюсь, что и в Монте-Карло выступлю хорошо. Там мы сможем понять: стали ли наши машины лучше на медленных поворотах по сравнению с прошлым годом или нет. Впрочем, я уверен, что мы находимся на правильном пути.
-Тренировочные заезды в Барселоне были для вас успешными: в первом вы уступили только Райкконену, а после обеда, когда жара усилилась, переместились со второго места на пятое, но опять же дышали в спину своему партнеру. Ваш анализ?
- Это был хороший день. Наши результаты говорили, что впереди нас ждут еще более успешные старты, что мы работаем в правильном направлении.
-Одна из проблем Барселоны - ветер, который обычно дует со стороны химических фабрик. Ощущаете на себе его влияние?
- Я заметил, что погодные условия здесь улучшаются изо дня в день. А вначале было действительно тревожно - при таком ветре легко можно допустить ошибку.
-И вы ее допустили. Во всяком случае, во время тренировки вас развернуло на трассе.
- В данном случае это был дефект на левой покрышке. Кстати, он и был виной тому, что я смог проехать не слишком много кругов. Просто дефект был не слишком большим - не стоил того, чтобы менять комплект резины.
-А после обеда?
- Мог бы показать и более хорошее время, но на первом круге, на мягких покрышках, я попал в сильный трафик. Помнится, я тогда еще подумал: у меня день рождения, исполнилось 27 лет, и нужно в воскресенье сделать себе хороший подарок.
-Затем в квалификации вы подарили себе третье стартовое место, но особенной радости на вашем лице видно не было...
- В последней попытке, к сожалению, не удалось показать такое же хорошее время, как в первой. В современном автоспорте, если ты теряешь скорости на десятую долю секунды - значит, будешь отброшен на одну, а то и на две позиции назад.
-Что произошло на последнем, решающем круге в третьем секторе, где вы и потеряли немного времени?
- На седьмом повороте и на медленных виражах у меня прокручивались колеса.
-Замечено, что в третьем секторе вы почему-то чаще всего ошибаетесь...
- Не думаю, что есть такая закономерность. Просто идеально круг мне удалось проехать в первой попытке. Знаете, при определенном стечении обстоятельств я мог бы и вовсе стать пятым. Так что, получается, мне еще повезло.
-Как вы считаете, Фернандо Алонсо вам соперник?
- Если он сможет еще больше улучшить машину, а это он, кстати, умеет делать мастерски, тогда вполне вероятно.
-Но в гонке из-за проблем с двигателем он сошел с дистанции, а ваша команда праздновала двойную победу. Вы довольны вторым местом?
- Это восемь очень важных очков. Не всегда же можно побеждать.
-Но тактика была правильной. Вы сразу же обогнали Алонсо, который опередил вас в квалификации. Что произошло затем?
- У меня было меньше бензина, чем у Райкконена, поэтому пришлось первым идти на дозаправку. Словом, я заранее знал, что у меня мало шансов на первое место. С другой стороны, взял от гонки все, что было возможно. И напоследок хотел бы заметить: мы стали использовать меньше электроники, но все равно обгоны остаются большой редкостью, все продолжает решать квалификация, а также стратегия команды. Впрочем, следующая гонка пройдет в Стамбуле, где я выиграл свои первые "Большие призы". Это, признаться, вселяет оптимизм.
Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.