Газета Спорт-Экспресс № 88 (4668) от 21 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 6-й тур |
В ночь на субботу в 140 километрах от Нальчика - на поляне Азау - произошло столкновение спартаковских болельщиков с местными жителями. В результате жестокой стычки в гостинице "Шахризада" один фанат "Спартака" попал в реанимацию, еще двое получили побои, огнестрельное и ножевое ранения.
ДИКОСТЬ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Нальчика |
В столице Кабардино-Балкарии зеленеет листва, цветет сирень и поют птицы. Здесь невысокие цены, чистые улицы и вкусная кухня. Сюда приятно приехать на пару дней, имея целью сменить обстановку, глотнуть чистого воздуха и посмотреть футбол у подножия Большого Кавказского хребта. Но я отказываюсь понимать, зачем сокращать программу своего пребывания в таком приятном месте всего лишь до двух пунктов: попойки и мордобоя.
Спартаковские фанаты в очередной раз вляпались в известную субстанцию. Перепутав цели, намерения, причины и последствия своих поступков, они оказались в центре скандала, имеющего уголовный оттенок. Хорошо еще, что произошло это не в Нальчике, где резонанс мог быть куда более плачевным и громким, а в Приэльбрусье, примерно в 140 километрах от города. Чтобы восстановить картину произошедшего, мне пришлось побеседовать с начальниками служб безопасности обоих "Спартаков" - Сергеем Ножниными и Феликсом Панаговым, директором департамента по проведению соревнований РФС Сергеем Куликовым, который был комиссаром матча в Нальчике, председателем совета директоров кабардино-балкарского клуба Андзором Белимготовым и двумя местными милицейскими чинами, традиционно попросившими не предавать огласке их имена и должности.
Итак, болельщики московского "Спартака" собрались в Нальчик. Те, кто побогаче, предпочли лететь прямым рейсом, любители экзотики выбрали поезд или маршрутки из соседнего Ставропольского края, остальные загрузились в автобусы. Службы, курирующие выезд, знали о шести автобусах из Москвы: в четырех ехала группировка "Фратрия", в двух - фан-клуб "Спартака". Еще один автобус шел из Ставрополя. В Нальчик вся эта живая сила должна была приехать в день игры.
В деле, однако, оказался замешан еще один автобус - неучтенный. Он прибыл в Кабардино-Балкарию из Москвы накануне игры, в пятницу. И не стал заезжать в Нальчик, а, добравшись до дорожной развязки, именуемой "Баксанское кольцо", повернул в сторону Тырныауза и Чегета, к Приэльбрусью. Какая группировка ехала в этом автобусе, доподлинно неизвестно. Ясно только, что на борту было несколько случайных людей и что на номерах значился 40-й регион - Калужская область. Вероятно, аренда такой машины обошлась москвичам дешевле.
Ехало в том автобусе около 50 человек, примерно 10 из них присоединились к отряду в Воронеже. Они миновали город Тырныауз, Чегет и высадились на поляне Азау в курортном месте, откуда начинается первая очередь подъемника на Эльбрус. Гостей ждали: все прибывшие разместились в частной гостинице "Шахризада". Акция выглядела достаточно хорошо спланированной, до определенного момента все шло по плану.
В этом районе Приэльбрусья живут в основном балкарцы, которых в республике значительно меньше, чем кабардинцев. Куда важнее, однако, тот факт, что район Чегета и Азау - сугубо туристический. Любому заезжему человеку здесь рады, а уж "частники" и подавно: от степени их гостеприимства зависит их же материальное благополучие. Не думаю, что в случае со спартаковскими фанами было как-то иначе. Соглашаясь их принять, хозяин гостиницы понимал, на что идет. Его интересовал доход, а не возможность пощекотать себе нервы или позлить "гусей". "Гуси" разозлились сами.
Все версии, озвученные мне, отличались друг от друга незначительно, поэтому позволю себе объединить их в одну.
Добравшись до пункта назначения, автобусный люд приступил к главной туристической обязанности - приему водки. А точнее - продолжил с дороги. Занятие это не раз превращало болельщиков в животных и в более многолюдных местах, чему большинство из нас были свидетелями. А уж на тихой поляне Азау не перепиться в хлам было бы просто не по-фанатски.
Лес рубят - щепки летят: вскоре оказался избит гостиничный бармен. Вызвали милицию, которая явилась в "Шахризаду" в образе начальника Эльбрусского райотдела полковника Тепеева. Полковник напомнил собравшимся тривиальную вещь: никто не собирается ущемлять их права или ограничивать свободу. Для хозяев москвичи прежде всего гости и клиенты, все, что от них требуется, - держать себя в человеческих рамках.
Возможно, полковник говорил совсем другое. Не исключено также, что это бармен отметелил группу трезвых болельщиков, а пьяный хозяин гостиницы ему в этом активно помогал. Но факты красноречивее домыслов: начальник райотдела уехал, никого не задержав и не изолировав, ограничившись лишь внушением. Он воззвал к здравому смыслу приезжих. На какое-то время это помогло. А потом... На то она и водка, чтобы найти выход, невзирая на каких-то там полковников. На то он и выезд, чтобы оставить о себе максимально долгую и не обязательно добрую память.
Дальнейшая хронология значения не имеет, ограничусь простым перечислением содеянного.
Кто-то из приезжих помочился на пол прямо в гостинице, что вызвало законное недовольство хозяина и охраны. Поиски способов разрядки увлекли путешественников на улицу, где кто-то из них, говорят, успел подраться со своими же. А потом в одной из машин были обнаружены два посторонних местных парня. Именно им был сказано: "Приплыли, черножопые". Именно их крепко избили подавляющим пьяным большинством. После чего ситуация развивалась по законам жанра, предсказуемо и необратимо: местные пришли мстить за поруганную честь земляков и за грубое вторжение на свою территорию. Приезжих блокировали в осажденной гостинице, в которой выстрелами выбили все стекла. Два человека получили огнестрельные ранения из травматического пистолета (глухое - в брюшную полость и сквозное - в левый бок). Вскоре на место были вызваны "скорая" и милиция. Медики приехали раньше, и, когда к ним выносили раненого, один из москвичей получил еще и ножевое ранение. А уже потом милиция начала стрелять в воздух из автоматов - это и положило конец беспорядкам.
Имена пострадавших: Константин Колганов 1985 г.р., Егор Шухарев 1980 г.р. и Игорь Ширенин 1987 г.р. Один из этих людей - предположительно Колганов - попал в реанимацию. Врач районной больницы Сейфуллах Гулиев подтвердил, что больной потерял много крови и находится в состоянии сильного алкогольного опьянения. В больнице его состояние после трехчасового переливания крови было стабилизировано, хотя и осталось тяжелым. Гостевой сектор стадиона прямо во время матча скинулся в шапку, кто сколько может, на лечение и медикаменты. А фанаты нальчикского "Спартака" предложили свою помощь: отец одного из них - хирург - выразил готовность организовать выезд на место врачей из центра.
В итоге этого не потребовалось - райбольница справилась своими силами. Двое других пострадавших, получив помощь, от стационарного лечения отказались.
По поводу пистолета мнения разделились. Одни считают, что это могло быть штатное оружие системы "Оса" заводского производства, другие предполагают, что пистолет был модифицированным, то есть переделанным. В любом случае стреляет такой "ствол" обрезиненными пулями с металлическим сердечником и обладает очень большой убойной силой. Кто привез оружие на Азау - москвичи или местные, выяснится в рамках заведенного уголовного дела, в котором отдельным эпизодом будет проходить изувеченный горцами автобус болельщиков. Когда дело дошло до осады гостиницы, в нем выбили камнями все стекла и прокололи колеса. Шофера, к счастью, не тронули.
После событий на Азау семь автобусов с остальными болельщиками были блокированы на границе Кабардино-Балкарии и Ставропольского края до прояснения оперативной обстановки. Позже их с максимальными мерами предосторожности допустят на стадион и без всяких эксцессов вывезут затем за пределы республики. А группа приэльбрусских "рейнджеров", так и не попав в Нальчик, отправится в обратном направлении - в Пятигорск и затем в Москву. Зачем они предприняли поездку на юг, осталось загадкой, думаю, и для них самих.
Такова, еще раз повторяю, усредненная версия произошедшего в Приэльбрусье. Она, конечно, может отличаться от реальных событий. Наверняка дальнейшее разбирательство поможет точнее выявить правых и виноватых. Но суть, думаю, ясна. Люди, решившие посетить со своим уставом чужой монастырь - да к тому же еще кавказский! - обязаны думать о последствиях, если они вообще в состоянии думать. Характеризуется ситуация на Азау и еще одним фактором. Конфликт произошел не между болельщиками двух разных клубов и не между фанатами и милицией, а между болельщиками и обычным населением. Честно сказать, я ни разу в жизни не встречал хозяев гостиниц, нападающих на постояльцев, или прохожих, кидающихся на сердитую группу людей в футбольной атрибутике. А вот фанатов, за которых было стыдно, доводилось видеть не раз. Терять человеческий облик - уникальное свойство некоторых футбольных сообществ.
Ситуация между тем требовала внести коррективы в обеспечение безопасности на самом матче. Утреннее и вечернее совещания на стадионе позволили выработать определенную стратегию. Болельщиков "Спартака" решили пускать через отдельный вход, тщательно досматривая их в специальной палатке. Сектор, насчитывающий 600 сидячих мест (около 1000 стоячих), заранее огородили черной металлической сеткой. Соседнюю часть трибун сделали буферной, пустой, пожертвовав ради этого примерно восемьюстами непроданными билетами. Чтобы у "спартачей" было меньше соблазнов и простора для маневра, прямо к сектору привезли и установили четыре биотуалета. А еще клуб-хозяин приготовил 1200 бутербродов (по 600 с сыром и колбасой) и воду с отвинченными крышками бутылок. "Бесплатно!" - сказал технический директор "Спартака" Нч Виктор Шекемов. "Да я еще и доплатить за каждый бутерброд готов, лишь бы все прошло нормально!" - заметил председатель совета директоров клуба Белимготов. Позже кто-то из них озвучит шутливую версию: хозяева раздумывают, не согласиться ли им играть со "Спартаком" оба матча на выезде - проблем меньше.
Кстати, вот еще один удивительный факт: аккурат в день матча обществу "Спартак" исполнилось 73 года. У обеих команд одни цвета и одно название. Почему же тогда между болельщиками "Спартаков" нет дружбы? Что в их клубах, в их доктринах идеологически несовместимого? И существуют ли у ультрас вообще какие-то доктрины, кроме общеизвестных: нажраться, подраться, сломать что-нибудь и убраться восвояси в атмосфере всеобщей ненависти?
В прошлом году в гостей, надевших каски, летели камни. Южный клуб оштрафовали на 500 тысяч рублей. Знаете, что изымали у московских болельщиков на временное хранение перед позавчерашней игрой? Каски. Провокация? Идиотизм? Отсутствие чувства самосохранения? А зачем, скажите, в ночь перед игрой кто-то прокрался на пустой стадион и сжег заранее развешанные там баннеры местных фанатов? Чтобы получить потом в лоб доской из-за угла? Или чтобы самим лучше болелось оттого, что кому-то хуже?
"На извечный вопрос, кто виноват?, - ответит следствие" - так мы привыкли думать. Но никакое следствие не ответит на другие вопросы, которым от роду не один десяток лет. Почему у нас в стране до сих пор нет базы данных на футбольных хулиганов? Когда мы перестанем воспринимать болельщиков как неуправляемую дикую дивизию и когда прекратим бояться этой дивизии? Кто или что помешает тем же воякам из осажденной гостиницы, зализав раны, снова совершать уголовно наказуемые деяния - именно так классифицируются их действия в Кабардино-Балкарии? Когда на наших стадионах начнут распознавать опасность на подступах, заранее, а не тогда, когда в ход идут ножи икамни?
Помните случай с вратарем "Пармы" Буччи и брошенной в него в матче с ЦСКА петардой? Итальянец сделал вид, что чуть не оглох, и армейцев вполне могли оставить без Кубка УЕФА-2005, сняв с пробега на стадии полуфинала. Я спрашивал потом у Евгения Гинера и Виталия Мутко: что мешало выявить на увешанном камерами "Локомотиве" фамилию "бомбиста" и озвучить ее принародно вместе со списком принятых к нему мер? Внятного ответа не получил.
А до каких пор оглашение фамилии человека, вошедшего в судейскую комнату, будет считаться у нас в стране "перегретой" темой?
Что сеем, то и жнем.