Газета Спорт-Экспресс № 86 (4666) от 18 апреля 2008 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 18

19 апреля 2008

19 апреля 2008 | Парус

ПАРУС

Родион ЛУКА: "КОНКУРС БЫЛ 700 ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО"

Как уже сообщал "СЭ", серебряный призер Олимпиады в Афинах, чемпион мира в классе "49-й" украинец Родион Лука примет участие в кругосветной гонке Volvo Ocean Race в качестве рулевого парусника Team Russia.

-Неужели это так просто - пересесть из миниатюрной лодки олимпийского класса "49-й" в океанскую яхту? И не просто пересесть, а управлять ею? - спросил Родиона Луку корреспондент "СЭ".

- Все дело в том, что Team Russia представляет собой класс яхт Volvo-70 (длина корпуса - 70 футов) и практически один к одному копирует наш класс, превосходя его разве что по размерам. В остальном же эти лодки идентичны по обводам и конструкции, поэтому не думаю, что с адаптацией возникнут проблемы. К тому же нам еще предстоит тренировочный сбор, да и перегонять яхту к месту старта из Англии в Испанию мы будем своим ходом.

-Вы, знаю, давно мечтали принять участие в кругосветке. Как удалось сделать свою мечту явью?

- Вы верно заметили: обогнуть мир под парусом - мечта всей моей жизни. Мальчишкой я бредил морскими приключениями. А когда в детской секции парусного спорта ходил на ялах по Киевскому морю на острова и все сильнее впитывал романтику морских походов от своего тренера Валерия Солдатова, уже тогда понимал: в моей жизни еще будут моря и океаны. Волна у берегов Вышгорода - лишь отправная точка моих дальних странствий.

-Как вы попали в состав экипажа Team Russia?

- По большому счету олимпийский яхтинг - всего лишь ступень к настоящему парусу, а Volvo Ocean Rase наряду с Кубком "Америки" - фактически вершина пирамиды. Многие сравнивают участие в этих гонках с покорением Эвереста. Но те знания и опыт, которые мы обретаем при подготовке к Играм, участвуя в олимпийских регатах, накапливаются, и теперь я получил шанс применить их в новом качестве. К тому же в 2005-м я был задействован в организации Volvo Ocean Race. И прошлым летом россияне пригласили меня принять участие в отборе. Конкурс был жестким - что-то около 700 человек на место, а в январе подвели его окончательные итоги.

-Верили в успех?

- Я всегда исповедовал принцип: не думай о глобальном, сосредотачивайся на мелочах, продвигайся шаг за шагом - и успех неминуем. Конечно, за годы, проведенные в парусе, я заработал себе репутацию. В мире знают, кто такой Родион Лука. И потом, олимпийский яхтинг - это своего рода альма матер, откуда выходят настоящие профессионалы. Например, на яхте Ericsson в кругосветку рулевым отправится Томас Юханнсон, олимпийский чемпион Сиднея-2000 в 49-м классе, а в составе испанской Movie Star пойдет Икер Мартинес - чемпион Афин-2004 опять же в "Фотинайнере". В экипаже американского синдиката Puma сразу два представителя нашего класса - трехкратный чемпион мира Крис Николсон и бронзовый призер Сиднея-2000 Джонатан Макки.

-Итак, отбор вы прошли. Что дальше?

- После январского чемпионата мира в классе "49-й" (экипаж в составе Родиона Луки и Георгия Леончука выиграл там бронзу - Прим. Р.С.) был тренировочный сбор в Альпах, где мы занимались не только общефизической подготовкой, но и прошли проверку на психологическую совместимость. Кроме того, нас подвергали тестам на выживание. К примеру, мы ночевали в горах без палаток в снегу при температуре минус 18 градусов на высоте 2500 метров. После этого мы прошли в Австрии углубленный медосмотр, о тщательности которого в олимпийском яхтинге можно только мечтать.

-Наших людей всегда интересует вопрос: откуда деньги на яхту, на кругосветку, на горы?

- Руководитель проекта и главный спонсор - питерский предприниматель Олег Жеребцов. Он вложил деньги в строительство яхты и выделил на организацию ни много ни мало 18 миллионов евро. Экипаж пойдет в кругосветку под российским флагом, но будет, как вы понимаете, международным, а языком общения на борту станет английский. На сегодня состав экипажа утвержден на 80 процентов. Яхту спускают со стапелей в конце апреля...

-За три месяца до Олимпиады...

- Повторюсь, это никоим образом не помешает моей подготовке к Пекину. Напротив, подобные переключения - всегда плюс. Как ни крути, зимний период должен быть заполнен.

Через двенадцать дней после олимпийской регаты я пересяду на новую яхту Team Russia, и мы из Англии возьмем курс на Аликанте. Уверен, что опыт, полученный в океанских гонках, пригодится и в олимпийском классе, прощаться с которым я тоже не собираюсь.

-А как будете решать проблему продолжительного расставания с семьей, с сыном и дочкой?

- Кругосветка, хоть и продолжается девять месяцев, не идет без остановки. Каждый этап длится порядка двух с половиной недель, а это не больше, чем наши традиционные сборы в олимпийской программе. Согласно регламенту семья членов экипажа может прилетать туда, куда яхта будет заходить на финише каждого из этапов, - синдикат оплачивает перелеты. Из так называемых неблагополучных районов - Индии или Китая - я буду прилетать к семье. А в Сингапуре, Соединенных Штатах или ЮАР дети с женой меня навестят. Будет, правда, еще переход из китайского Цин Дао, где, кстати, состоится олимпийская регата, в Рио-де-Жанейро - это девять тысяч морских миль и четыре недели перехода. Вот там действительно придется испытать чувство тоски по родным.

-Но от тяжелых мыслей отвлекает работа?

- И работа опасная - в каждой такой кругосветке не обходится без потерь. Представьте, в каких непростых условиях приходится порой находиться: зазевался, не пристегнулся - и смыло волной. Конечно, в амуниции каждого члена экипажа предусмотрен GPS, и, когда человек оказывается за бортом, моментально срабатывает датчик. Но учтите: яхта движется со скоростью 30 узлов. Пока уберешь паруса, остановишься, развернешься, вернешься назад и найдешь человека, пройдет около 40 минут, а выживаемость в холодной океанской воде - не более 20...

Руслан СВИРИН

Киев