Газета Спорт-Экспресс № 63 (4643) от 22 марта 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

22 марта 2008

22 марта 2008 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

МОЙ ВЫЗОВ КИЛИМАНДЖАРО

Как уже сообщал "СЭ", группа россиян взошла на самую высокую вершину Африки - Килиманджаро (5895 м) и подняла там вымпел "Спорт-Экспресса". В числе восходителей была и корреспондент "СЭ" Елена РЕРИХ.

САМАЯ, САМАЯ

Опыт общения с горами у меня до этого был ничтожен. В восьмидесятые годы, освещая подготовку женской сборной СССР к восхождению на Шиша Пангму, дошла до Камней Пастухова (4600 - 4800 м) на Эльбрусе. В конце девяностых поднялась в базовый лагерь на Аннапурне (4100 м), чтобы поклониться могиле погибшего там великого горовосходителя Анатолия Букреева, которого считала своим другом. Каждый раз идейным вдохновителем и руководителем моих горных походов был Владимир Шатаев, "снежный барс", побывавший на вершине Эвереста.

И вот - Килиманджаро (в переводе с языка суахили - Гора, которая блестит). Группа из 14 человек отправилась туда под руководством знаменитого Владимира Шагаева, который в свое время совершал восхождения на Эверест (1995), Шиша Пангму (1992), Южную Аннапурну (1994, зима), пик Коммунизма (4 раза), пик Победы (1981), Мак-Кинли (1977), а сейчас в свои 70 лет является начальником сборных команд и ответственным секретарем Федерации альпинизма России. Кроме него там было лишь два профессиональных альпиниста, остальные просто любители приключений.

Начитавшись Хемингуэя и насмотревшись рекламы, я представляла себе Килиманджаро фантастической горой в обрамлении сверкающей снежной шапки, вокруг которой бродят стада экзотических животных. Как же я заблуждалась. "Снега Килиманджаро", лежащие на северных и южных склонах, можно было прекрасно видеть из гостиницы города Могли, что в сотне километров от горы, а подойдя почти вплотную к ней, едва увидишь малую часть ледника.

Вообще Килиманджаро - это огромный горный массив с основанием 100 км в длину и 75 в ширину. Мы дважды пролетели над ним на самолете - выглядит впечатляюще! Мало того, что Килиманджаро самая высокая вершина Африки, это еще и один из самых больших спящих вулканов на планете и самая высокая в мире отдельно стоящая гора. В прошлые столетия снежная шапка Килиманджаро часто служила ориентиром для караванов, перевозивших слоновую кость, золото, рабов.

У Килиманджаро три отдельные вершины: Кибо, Мавензи и Широ. Самая высокая - Кибо, заканчивающаяся пиком Ухуру (5895 м), куда и лежал наш путь. Рядом Мавензи (5354 м) - каменная глыба, покорить которую могут лишь самые опытные мастера. Обе вершины соединяет плоская седловина шириной 11 км. Самая низкая вершина - Широ (3962 м). На Кибо находится кратер диаметром 2500 м и глубиной 299 м. Один край ледника Кибо спускается с севера в кратер, другой с юго-запада сползает до 4500 м. Так что не беспокойтесь, снега на Килиманджаро еще достаточно. Шел он и при нас, покрывая землю у стоянки Кибо Хат (4700 м).

КАК ОБЕЗЬЯНЫ ПОД ДОЖДЕМ

В аэропорт Килиманджаро мы прилетели через Каир и Найроби. Сразу погрузились в автобус, заскочили на минуту на фирму, принимавшую нас, оставили ненужные вещи и двинулись к Маранту Гейт - входу в национальный парк, откуда тропа ведет на Килиманджаро. В кромешной тьме под проливным дождем и несмолкаемые крики обезьян добрались до первой остановки - так называемой Мандара Хат (2700 м). Было так холодно, что все быстро натянули пуховики. И это в трех градусах к югу от экватора! Бедные обезьянки, ведь им теплую одежду взять негде. Но они отыгрались - потаскали все, что было оставлено ночью на террасе, кое-что съели, а несъедобное попортили.

Приближался сезон дождей, и потоки воды, как по расписанию, начинали лишь в час дня. Усугублялось все тем, что в таких условиях высушить что-либо практически невозможно.

Прибегали к старому альпинистскому методу. Простирнешь вещичку чаще майку и носки, и надеваешь на голое тело. Поверх что-нибудь теплое - и в спальник. Засыпаешь довольно комфортно, а наутро все сухое и чистое. Только вот сами неделю не мылись, негде было. В месте нашей следующей ночевки - Хоромбо Хат (3700 м) - протекал горный ручей, и некоторые отчаянные головы даже пробовали в нем купаться. Но Шатаев, опасаясь, что мы простудимся, не рекомендовал нам этого делать.

Подробнее о жизни в пути. Носильщик положен каждому, кто идет на Килиманджаро. Еще повар, его помощник и несколько гидов на группу. Самые выносливые из них идут на самый верх, сопровождая своих клиентов. Что касается еды, кормили нас на убой. И каждый день, даже на самом верху в рационе были свежие фрукты: манго, папайя, ананас, арбуз, дыня. Как портеры все это доперли, уму непостижимо. Но факт.

На полпути к Кибо Хат кончаются все естественные источники воды. Значит, надо было запасаться и водой для мытья посуды, которую тоже несли с собой. Многие портеры приходят к этому последнему пристанищу на пути к вершине шатаясь и еле волоча ноги под непосильным грузом. Но не жалуются.

ДОРОГА В АД

...Такого ужаса не предвещало ничто. Ежедневный набор высоты по километру конечно, чувствовался, но жить было можно. До Хоромбо Хат (3700 м) добрались без приключений. После обеда для акклиматизации сходили к скале Зебра Рок (4000 м), своими черно-белыми полосами и в самом деле похожей на зебру. Мелькнула шальная мысль: вот бы здесь и остаться, чтобы назавтра не повторять этот путь. Но пришлось вернуться в лагерь. Переночевали, что должно было еще лучше способствовать акклиматизации, и рано утром двинулись к Кибо Хат (4700 м).

Шли почти по безжизненным вулканическим полям. Широкая дорога плавно уходила вверх. По всему пути можно было видеть портеров, несущих поклажу непривычным для нас способом - на головах. Правда, вдобавок к этому и за плечами у многих были рюкзаки. Всего по правилам портер может нести не более 20 кг. Но некоторые, стараясь подзаработать, тащат больше. И так я шла, наблюдая эту безмятежную картину. Впереди еще 15 км, пройдено уже было вдвое больше. Даже и сейчас мне трудно понять, что стало твориться со мною примерно с середины пути.

Постепенно все из нашей группы начали уходить от меня как от стоячей. Но я ведь шла! А рядом со мною "мучился" гид. Бросить меня он не мог - гиды обязательно идут с первым и последним из группы, так положено. Интересно, часто ему приходилось наблюдать таких горе-восходителей? Но спросить не было сил. Их хватало только на одну мысль: когда? Когда конец этим мучениям?

Организм решил сам, независимо от меня. Он просто отказывался жить. При этом у меня ничего не болело, не кружилась голова, не тошнило, я не задыхалась, сердце не выпрыгивало из груди. Говорят, меня посетила та самая знаменитая "горняшка". Неужели никого другого не нашла? Можно было бы от нее откупиться - многое отдала бы, только бы так не мучиться.

Когда я наконец добралась до Кибо Хат, через полчаса после всех, меня приветствовали возгласами: "Молодец! Герой!" Но я понимала, что меня просто поддерживают и никакой я не герой. Мне не было холодно, но меня колотило так, что я не могла сидеть, а если садилась, то тут же впадала в забытье. "А ты не садись, - советовали знающие. - А то можно и умереть". Да уж... Это в мои планы не входило.

ПРОГУЛКА НА 5 ТЫСЯЧ МЕТРОВ

И тут я увидела Гору. Прямо передо мною вверх уходил пик со все тем же безжизненным пейзажем. На нем хорошо просматривалась тропа, по которой ночью надо будет набрать еще один километр по высоте, пройдя по серпантину 6 км. А надо?..

Даже самые заядлые оптимисты не стали меня отговаривать, когда я приняла решение, что выше не пойду. В душе наступило облегчение. Часов в 6 вечера все легли спать. В час ночи подъем, построение, напутственные слова Шагаева, и в два часа цепочка огней (включенные налобные фонарики) двинулась вверх к заветной цели. А я смотрела на небо, усыпанное звездами. Справа - перевернутая Большая Медведица, слева - Южный Крест.

С рассветом не выдержала и решила попробовать пойти вверх сколько осилю. На удивление шлось очень легко, но экипировка у меня была прогулочная, и часа через полтора я решила спускаться. Подобралась к пяти тысячам. Мой рекорд. Как вы думаете, много ли человек, живущих там, где самые высокие горы - Воробьевы, поднимались на такую высоту?

По статистике на Килиманджаро не заходят 40 процентов пытающихся достичь вершины. В том числе мужчины в самом расцвете сил. Так что мадам старшего пенсионного возраста, забравшаяся так высоко, и правда герой. Когда я вернулась, в редакции (а наш народ с кем только не встречается и где его только не носит) смотрели на меня, мягко говоря, с удивлением. И уже никто не говорил, что, мол, умный в гору не пойдет. Хотя именно этими словами провожали на Килиманджаро.

ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ

Первым из нашей группы на вершине оказался Владимир Шатаев, и он же раньше всех спустился вниз. Остальные поднялись и вернулись с разницей в полтора-два часа. Спрашивала: что они испытали на вершине? Эйфории ни у кого не было. Слишком трудно эта вершина им далась.

Когда я шла обратно, а вниз, кстати, идти тоже не сахар, то думала, что хуже гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Снова в горы? Да ни за что! Но вот прошла неделя, зажили стертые чуть не до костей ноги, и начинаю подумывать: горы? А почему бы и нет?..

Почему бы вновь не бросить вызов тому же Килиманджаро? Ведь после восхождения, как подарок судьбы, было сафари по заповедникам Нгоро-Нгоро и Маньяра Лейк. Стада буйволов, антилоп, зебр. Стаи обезьян. Страусы, слоны, жирафы. Гепарды, гиены и, конечно же, львы. О них особо.

Продвигаясь на джипах по Нгоро-Нгоро, а там разрешено только так, мы еще издали заметили скопление машин. Подъехали. Глазам предстала нереальная картина: хозяин прайда размером с хорошую малолитражку, два львенка и шесть львиц разного возраста. "Папаня" невозмутимо лежал в небольшой луже справа от нас. Остальные величаво прохаживались между машинами по дороге туда-сюда. Один "мелкий" залез под машину и улегся там в тени. От горшка два вершка, в львином измерении, естественно, а уже знает, что он царь зверей. Машина-то уехать не может, пока он не соблаговолит выйти. Да и "маманя" хороша, привалилась к колесу этого джипа, ну прямо кошка домашняя в масштабе 1:100. И все это действо разворачивалось в благоговейной тишине. Львов надо уважать.

ЭПИЛОГ

Конечно, это путешествие нужно было совершить пораньше, мечта такая была. Но тогда нас в Африку не пускали. Если же сейчас кто-то все еще мечтает о горах, но сомневается, выдержит ли, пусть не думает об этом. Дерзайте! И вам воздастся.

Елена РЕРИХ

Редакция благодарит Центр экипировки сборных команд страны "ULTRA" за предоставленную корреспонденту "СЭ" экипировку.