Газета Спорт-Экспресс № 63 (4643) от 22 марта 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

22 марта 2008

22 марта 2008 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Мао АСАДА: ОБЫКНОВЕННЫЙ ПОДВИГ

Победительницей женского турнира стала в четверг японка Мао Асада. Она на 0,88 опередила двукратную чемпионку Европы Каролину Костнер (Италия) и на 2,33 прошлогоднюю чемпионку мира кореянку Ю-На Ким.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Гетеборга

Победу Мао Асады можно назвать героической без всякого преувеличения. Если подходить к результату формально, стоит заметить, что японка победила лишь по совокупности двух программ. В произвольной программе ее результат оказался вторым - после Ю-На Ким. Однако героиней вечера стала именно Асада. Разбежавшись на первых секундах программы для того, чтобы выполнить уникальный пока еще для женского катания прыжок - тройной аксель, японка неожиданно поскользнулась, упала на лед и, проехав по нему поперек катка, врезалась в бортик.

Тот факт, что после столь ошеломляющей неудачи спортсменка сумеет собраться настолько, чтобы выполнить остальные элементы, включая два каскада с двумя тройными прыжками каждый, плюс каскадную комбинацию из двойных акселя и двух риттбергеров в самом конце программы, заслуживал большого уважения. Тем более что в Гетеборг юная японка приехала без тренера.

До Нового года она успешно тренировалась в американском Лейк-Эрроухеде с Рафаэлем Арутюняном. Когда бывший российский специалист только приступил к работе с Асадой (это случилось почти два года назад), он сказал мне в интервью, что появление японки в его группе было достаточно неожиданным. И добавил: "Совершенно не исключаю, что, если японскую федерацию перестанет что-либо устраивать, они без всяких претензий просто заменят меня на другого специалиста".

Приблизительно это и произошло минувшей зимой. В декабре Асада отпросилась домой в Японию на новогодние праздники и застряла там почти на полтора месяца. Потом справедливо посчитала, что возвращаться в Америку и оттуда сразу же лететь обратно на турнир Четырех континентов в Корею нет никакого смысла, позвонила тренеру и попросила, чтобы он приехал в Гоянг Сити. Но Арутюнян отказался. На этом его работа с Асадой была завершена. Но эти потрясения не помешали фигуристке победить как в Корее, так и в четверг - в Гетеборге.

Костнер была ближе всех к тому, чтобы опередить японку. Но у Каролины не заладилось почти с самого начала программы - подвели прыжки, и впереди Ким итальянка оказалась в итоге лишь потому, что днем раньше создала себе солидный задел в короткой программе.

В КОМПАНИИ ЗВЕЗД

Вечер женского финала получил ничуть не менее торжественное продолжение: американский Зал славы фигурного катания устроил прием, посвященный введению в свои ряды новых членов. Лауреатами этого года стали Татьяна Тарасова и олимпийский чемпион Лейк-Плэсида англичанин Робин Казинс.

В члены звездной компании были также посмертно приняты два великих шведа: десятикратный чемпион мира Ульрих Сальхов, выигравший Олимпийские игры в 1908-м, и трехкратный обладатель мировой короны и трехкратный олимпийский чемпион (1920, 1924, 1928) Гиллис Графстрем.

Сам Зал славы уже много лет базируется в Колорадо-Спрингс, однако приглашать фигуристов на церемонии в США с некоторых пор посчитали неразумным. Во-первых, далеко. Во-вторых - дорого. В-третьих, при постоянных турнирах и гастрольных разъездах нет никакой гарантии, что церемонии собирали бы большое количество звезд. Поэтому организаторы мероприятия выбрали наиболее функциональный вариант: приурочивать торжества к мировым первенствам.

Соответственно, и в четверг между живыми экспонатами Зала славы было не протолкнуться: двукратный олимпийский чемпион Дик Баттон, чемпионка Игр-1968 в Гренобле Пегги Флемминг, четырехкратный чемпион мира в танцах Куртни Джонс, обладатель самой первой танцевальной олимпийской медали Александр Горшков, выдающийся тренер Тамара Москвина и множество самых разных людей из мира фигурного катания: владельцы катков и шоу, менеджеры агентств, представители крупнейших телекомпаний.

Мероприятие, "тамадой" которого регулярно становится Баттон, больше всего напоминало семейные посиделки. Парадокс в том, что новообращенные члены волновались в этом дружеском кругу так, как не всегда волновались на льду или у борта. Все-таки быть признанным великими коллегами, чьи жизни на протяжении десятилетий проходят бок о бок с твоей собственной, - совершенно особенная честь. И не нужно было задавать вопросы Тарасовой или Казинсу, чтобы понять это.

АТАКА НА ТАНЦЫ

Незадолго до вечернего финала - сразу по окончании оригинального танца - на катке прошло еще одно мероприятие: семинар для тренеров. Собравшаяся публика была поставлена перед неприятным фактом. Начиная с 2010 года в программе соревнований должно остаться всего два вида танцевальной программы. Каким образом будет сделано это сокращение, решить только предстоит. Возможно, забвению будут преданы обязательные танцы (хотя большинство профессионалов высказались резко против такого решения). Не исключено, что "обязательный" характер приобретут оригинальные композиции. Как бы то ни было, в танцах грядут перемены, сама идея которых небезосновательно воспринимается в штыки уже сейчас.

- Я хочу иметь возможность работать, зная, что на меня внезапно не свалятся какие-то новые требования, - пояснил свою позицию на этот счет тренер сильнейших американского и канадского дуэтов Игорь Шпильбанд. - Посмотрите, что нам предлагают на следующий сезон: сделать два разных обязательных танца и тянуть жребий накануне соревнований, чтобы половина участников катала один танец, а вторая половина - другой. Мол, это повысит интерес публики. Но проблема в том, что в обязательных танцах любой тренер хочет иметь возможность сравнить свой дуэт с другими. Сопоставить дуги, шаги, позиции... А как можно сравнивать, к примеру вальс и танго? Есть и чисто практический момент. Ко мне приходят родители, платят за то, чтобы я научил их детей конкретным обязательным танцам, и, если вдруг внезапно выяснится, что этот вид программы никому не нужен, любой из родителей вправе поинтересоваться, с какой стати он должен был платить такие деньги?..

Впрочем, возмущаться бессмысленно. На вечернем чествовании лауреатов Зала славы я специально поинтересовалась у председателя техкома ISU по танцам Александра Горшкова, насколько серьезно следует относиться к разговорам о сокращении танцевальной программы. Он подтвердил: решение уже не обсуждается. Оно будет принято в любом случае.

ДРУГАЯ ЛИГА

Участники мужского турнира оказались в Гетеборге в непривычной для себя роли: они завершали программу соревнований. Наверное, это правильно: никакой другой вид программы не собирает на трибунах столько зрителей. Такой же график выступлений был на чемпионате Европы-2003 в Мальме. Правда, тогда мужской турнир вышел скомканным: то был первый сезон без Алексея Ягудина, его постоянный и наиболее непримиримый соперник Евгений Плющенко откровенно скучал в одиночестве, "сыпал" прыжки и выиграл без всякого намека на борьбу.

Борьба в Гетеборге обещала стать непримиримой. Достаточно было взглянуть на то, что происходило на тренировках. В качестве наиболее реальных претендентов на золото и журналисты, и сами спортсмены, и тренеры называли шестерых: двукратного чемпиона мира Стефана Ламбьеля, победителя прошлогоднего мирового первенства Брайана Жубера, чемпиона Европы-2008 Томаша Вернера, американца Джонни Вейра, канадца Джеффри Баттла и японца Дайсуке Такахаши. Причем последнего из претендентов я бы поставила во главу списка: слишком удачен оказался выбор японцем короткой программы и слишком блистательно он исполнял ее на протяжении сезона. Правда, выиграв этот вид в финале "Гран-при" в декабре прошлого года, японец в общем зачете уступил 0,16 Ламбьелю, зато на февральском турнире Четырех континентов "привез" не менее грозному сопернику Баттлу почти 30 баллов преимущества.

Для того чтобы потеснить эту шестерку или хотя бы приблизиться к ней, прочим участникам необходимо было вылезти из кожи вон. Например, включить в каскад четверной прыжок вместо тройного. Именно так решил поступить единственный российский участник Сергей Воронов, правда риск не оправдал себя: каскад 4+2 фигуристу удался, но следом Сергей не очень уверенно приземлился с тройного акселя и прыгнул двойной риттбергер вместо запланированного тройного.

Общий результат составил 65,26 - на 3,44 ниже, чем личный максимум, который Воронов зафиксировал в этом сезоне на этапе "Гран-при" в Париже, выступая без четверного прыжка.

И все-таки названная мною шестерка выглядела вчера совершенно другой лигой. Выражалось это, прежде всего в насыщенности программ, скорости и настроении, с которым лидеры обращались со своими прыжками, вращениями и шагами. Ошибок избежали не все: Ламбьеля вновь подвел тройной аксель, хотя падения швейцарец избежал, к тому же ему засчитали лишь два оборота во втором тройном прыжке в каскаде. Аксель Такахаши закончился касанием льда руками. Жубер упал с лутца и получил за это штраф в один балл. Второй штрафной балл был снят с результата действующего чемпиона мира за просроченное время катания.

Но даже при этих погрешностях нетрудно предположить, что битва сильнейших в финале впервые за много лет будет просто-таки зверской по своему накалу. И кажется катастрофически несправедливым, что первое место на всю эту компанию - всего одно. Ведь даже если допустить, что все шестеро соискателей откатают свои произвольные программы совершенно безошибочно, кому-то из них будет суждено стать лишь шестым...

Чемпионат мира. Гетеборг. Скандинавиум-Арена. 20 марта. Женщины. Финал. 1. Асада (Япония) - 185,56. 2. Костнер (Италия) - 184,68. 3. Ю-На Ким (Корея) - 183,23... 4. Накано (Япония) - 177,40. 5. Рошетт (Канада) - 174,12. 6. Майер (Швейцария) - 171,88. 17. ДОРОНИНА (Россия) - 135,25.

21 марта. Мужчины. Короткая программа. 1. Баттл (Канада) - 82,10. 2. Вейр (США) - 80,79. 3. Такахаши (Япония) - 80,40. 4. Вернер (Чехия) - 79,87. 5. Ламбьель (Швейцария)- 79,12. 6. Жубер (Франция)- 77,75... 15. ВОРОНОВ (Россия) - 65,26.