Газета Спорт-Экспресс № 24 (4604) от 4 февраля 2008 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2
ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
Алексей РЕБКО: "СПАРТАК" ХОТЕЛ МЕНЯ ПРОДАТЬ ПОЧТИ ПО ЦЕНЕ РОНАЛДО"
Сегодня Палата РФС по разрешению споров должна рассмотреть заявление полузащитника "Спартака" Алексея Ребко, который хочет разорвать контракт с клубом. Перед заседанием футболист и его агент Олег Артемов дали интервью корреспонденту "СЭ".
К ЧЕРЧЕСОВУ - НИКАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ
-Почему, по-вашему, футболисты уходят из "Спартака" со скандалом?
Ребко: - Для меня это тоже оставалось загадкой, пока не столкнулся с такой ситуацией сам. Читал резкие интервью наших ребят, в особенности воспитанников "Спартака", и удивлялся: неужели нельзя уйти из родного клуба по-другому? Чуть ли не ругался с ними. Теперь же понимаю, что это просто невозможно. Хочешь распрощаться спокойно, по закону - не дают. Обязательно надо цепляться до последнего, не платить, засунуть твое дело как можно дальше. По-хорошему не получается.
-Ваши истории с Дмитрием Торбинским - одного поля ягоды?
- Да. И мне кажется, что с нынешним руководством "Спартака" все это еще не скоро закончится. А началось все с того, что, не имея игровой практики, я хотел уйти из "Спартака". О чем и сказал Станиславу Черчесову, который ответил: "Хочешь - уходи. Это твое право". Это было прошлым летом, когда у меня имелось очень хорошее предложение от "Москвы". Довольны остались бы все, и "Спартак" в том числе. Но "Спартак" захотел за меня нереальных денег - пять миллионов евро!
Артемов: - Еще одним условием спартаковского руководства было следующее: дополнительные бонусы от "Москвы" за попадание Алексея в сборную и даже за определенное количество матчей, сыгранных им за новый клуб.
Ребко: - Словом, со всеми дополнительными условиями и оговорками получалось чуть ли не семь миллионов. Как мы знаем, Роналдо перешел из "Реала" в "Милан" за восемь. А тут за меня, фактически игрока дубля, просят почти такие же деньги! Переход, естественно, не состоялся.
-А сколько предлагала "Москва"?
- Порядка двух с половиной миллионов долларов.
Артемов: - И Леонид Слуцкий хотел работать с Ребко, и личные условия игроку предлагались достойные. Да и спортивный директор "горожан" Владимир Федотов, думаю, сказал не последнее слово о его плюсах и минусах. Поэтому "Москва" была готова брать игрока за серьезную сумму, а он, в свою очередь, чувствовал, что в нем там заинтересован не кто-то один, а все. Кстати, на днях Владимир Григорьевич звонил, интересовался судьбой Алексея.
-"Москва" продолжает проявлять интерес? Или "Крылья Советов", куда перешел Слуцкий?
- Надо сначала разобраться с делами, связанными со "Спартаком". А заполучить молодого талантливого игрока с российским паспортом, играющего на дефицитной позиции, хотят все.
-Был хоть какой-то шанс при Станиславе Черчесове попасть в основную обойму?
Ребко: - Шансы были, но мы с главным тренером друг друга не поняли. После несостоявшейся сделки с "Москвой" я был переведен в дубль и на полгода остался неудел. При этом к Станиславу Саламовичу никаких претензий у меня нет. Считаю, что на данный момент это лучший тренер, которого "Спартак" только мог пожелать. Но так у нас получилось. Я хотел уйти, и он признал, что мне надо играть. К Черчесову отношусь прекрасно.
-В отличие от руководства клуба?
- Да. Сначала за меня попросили нереальные деньги. Потом пошли слухи, что отдадут в аренду в иерусалимский "Бейтар" - видимо, чтобы меня вообще никто не видел. Об интересе израильтян говорили и руководители клуба.
-Если бы с "Бейтаром" все дошло до конкретики, поехали бы ради игровой практики на Святую Землю?
- Считаю, что российский чемпионат значительно сильнее израильского. К тому же хотелось быть на глазах у главного тренера сборной.
А МОГ БЫ УЖЕ БЫТЬ В "ТВЕНТЕ"
-Прилагал ли Гус Хиддинк усилия, чтобы вам помочь? Он ведь питает к вам очевидную симпатию.
- Хиддинк старается помочь всем российским игрокам выходить на поле, а не сидеть на скамейке. И мне в том числе.
-Недавний просмотр в "Твенте" - его инициатива?
- Конечно. Он рассказал тренеру клуба обо всех моих плюсах. Я был там две недели, понравился, все было хорошо. Но деньги, которые "Спартак" хотел за аренду, вновь оказались сумасшедшими. За такие суммы "Твенте" футболистов даже не покупает! Так что и тут все не получилось не по моей вине. Я команде подходил. Люди хотели со мной работать. Но опять на пути перехода стал "Спартак". Отпустите уже человека! Пусть играет, будет в аренде! Он все равно вернется к вам же - готовым уже, хорошим!
Артемов: - По вине "Спартака" даже была задержка в переговорах, связанных с отправкой Алексея на просмотр. Из "Твенте" приходили письма, на которые клуб не реагировал, всячески затягивал время. Целый месяц "Спартак" не хотел отпускать игрока на смотрины, пока четко не обговорена сумма аренды! Знаю, что Хиддинк делал много звонков господам Шавло и Смоленцеву, и в конце концов мы добились того, чтобы Алексей поехал. Но оказалось, что можно было бы не ехать. Разве что ради самоутверждения.
Ребко: - Предложение "Твенте" оставалось в силе до последнего момента. Но в прошлый понедельник представители "Спартака" не пришли на заседание Палаты по разрешению споров, сославшись на то, что все находятся на Кубке Первого канала. Если бы тогда все решили - я бы уже был в Голландии. Но 1 февраля заявочный период в Европе закончился, и я остался у разбитого корыта.
Артемов: - Трансферное окно открыто только в чемпионате Украины - до 27 марта. В свое время к Ребко проявлял интерес "Шахтер". Но это было очень давно.
-В сборную вас давно не вызывают. А с ее тренерами отношения поддерживаете?
- Недавно звонил Игорь Корнеев, интересовался ситуацией. Всю информацию, которую мы ему сообщили, пообещал передать Гусу.
ЦЕНА - ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ, ЗАРПЛАТА - ПЯТЬ ТЫСЯЧ
-Чем для себя объясняете такое отношение родного клуба?
Ребко: - Да ничем! Не заслужил я такого отношения! Ладно, если бы получал большую зарплату - скажем, миллион долларов в год. Но мне платят пять тысяч долларов в месяц - так же, кстати, как и Торбинскому. Что за меня можно требовать, какие пять миллионов?! Откуда они взялись?!
Артемов: - Игрока не покупали, он воспитанник клуба. Из чего складывается озвученная цена? Она взята с потолка. А завтра они проснутся и скажут: не пять, а шесть.
Ребко: - При этом на все просьбы поднять зарплату мне отвечали отказом. У меня еще два года действует контракт, и мне говорили: все будешь получать в соответствии с ним. В 18 лет я заключил соглашение на пять лет, из которых прошли три.
Артемов: - То есть так называемый защищенный период, по истечении которого игрок в соответствии с правилами ФИФА и регламентом РФС имеет право уйти из клуба. Учитывая, что Алексей находится в безвыходном положении, мы решили воспользоваться этим пунктом и обратиться в Палату по разрешению споров.
Ребко: - Когда я подписывал контракт, в "Спартак" как раз только пришло новое руководство. Думал, оно будет адекватным, но все получилось наоборот. Все грешили на старых руководителей клуба, а вышло, что лучше было при тех людях, которые по-человечески относились к игрокам. Не один и не два футболиста в какой-то момент узнавали, что им в одностороннем порядке подняли зарплату. Спрашиваешь: почему? Червиченко отвечает: мол, ты себя проявил, и мы решили пойти на этот шаг.
-Вас это тоже коснулось?
- Да, хотя мне было всего 17 лет. А тут Торбинский играет в сборной, в "Спартаке" - лучший, но никто ему ничего не поднимает. Раз положено по контракту пять тысяч, их и будешь получать. И ко всем молодым такое отношение.
Артемов: - Со мной работали и работают много бывших и нынешних спартаковцев: Самедов, Погребняк, Олег Иванов, Шишкин, Ребко, совсем молодые ребята - Григорьев, Рыжков и другие. И почти у каждого возникали со "Спартаком" проблемы. Вот сейчас продлевали контракт Максима Григорьева. Прежний заканчивался через год. Мальчик был в раздумьях, и я тоже: идти ли навстречу клубу после всех шагов, которые предпринимает его руководство? Думали долго. В это время игрок должен был ехать в юношескую сборную России на Мемориал Гранаткина. Так в тренерский штаб сборной поступали звонки с просьбой: из-за того, что у парня неопределенная ситуация с клубным контрактом, не вызывать его в сборную! Хорошо, что Андрей Талалаев - порядочный человек: сказал им, чтобы сборную в свои игры не впутывали, а ему игрок нужен. И сыграл он здорово. Но каков сам факт: человека просят не вызывать в сборную, потому что он не заключает контракт!
Ребко: - Иначе как шантажом это не назовешь. Мол, не подпишешь - не будешь играть ни здесь, ни там.
Артемов: - Тем не менее, подумав, мы поговорили с Черчесовым, и он убедил нас, что лучше Григорьеву быть в "Спартаке". В результате подписали новый контракт на три года - причем на тех условиях, которые предложил клуб.
НЕ ХОТЕЛ УХОДИТЬ СО СКАНДАЛОМ
-Вернемся к вам, Алексей. Когда вы решились на столь серьезный шаг, как обращение в Палату по разрешению споров?
- До начала чемпионата остался всего месяц. Дозвониться до людей из клуба невозможно - то они, по их словам, в отпуске, то трубку не берут, то еще что-то. Поэтому пришлось подавать, поскольку время не остановить. Надо готовиться, а мне и так сейчас будет непросто наверстать упущенное.
-Вся ваша подготовка к сезону пока ограничилась просмотром в "Твенте"?
- Командная - да. Сейчас индивидуально работаю над "физикой" со спартаковским тренером по легкой атлетике, с которым меня связал мой детский тренер. Если бы не этот специалист, вообще не знаю, в каком бы состоянии находился. Спасибо ему большое. Но это все равно не заменит понимания игры команды, тактических занятий. Надо определяться.
-Были ли у вас в последнее время какие-то встречи с гендиректором "Спартака" Сергеем Шавло?
- В прошлый понедельник ходил на заседание Палаты по разрешению споров. "Спартак" не явился. Глава палаты Николай Толстых попросил нас все же попытаться найти с клубом компромисс. После этого я приехал в "Спартак", но это оказалось бессмысленно. Меня не хотели слушать, звучал один и тот же вопрос: "Зачем ты это делаешь?" Отвечал: "Хочу уйти. По закону я прав. Давайте расстанемся без скандалов!" Я не хочу уходить из "Спартака" со скандалом! Этот клуб мне столько дал! Не те люди, которые сейчас его возглавляют, а настоящий "Спартак". Болельщики, детский тренер, дублирующий состав, первая команда, ее тренеры... А они все твердят: "Зачем?" Эти люди держали меня полгода в дубле, рассудив, что у Ребко, по их мнению, копеечная зарплата и клубу от этого хуже не станет. Конечно, для многих у нас в стране пять тысяч долларов - большие деньги, но для руководства "Спартака" это сущие гроши...
-Я ходил на матч дублеров "Спартак" - ЦСКА, и мне показалось, что пребывание в дубле вам явно в тягость.
- Когда поиграешь за основной состав, возвращаться в дубль психологически трудно. И то, считаю, задачу выполнял. По крайней мере Мирослав Ромащенко был мною доволен. Невзирая на "желание", с которым там играл. После истории с "Москвой" моему терпению пришел конец.
Артемов: - Если Палата разрешает футболисту уйти, компенсация исчисляется из расчета того, сколько он получил за все время пребывания в команде, и умножается на коэффициент: если в премьер-лиге - на три, если в первом дивизионе - на два. В общей сложности, согласно справкам НДФЛ, клуб потратил на Алексея около 150 тысяч долларов. Таким образом, в случае его перехода в клуб премьер-лиги, тот должен будет заплатить "Спартаку" порядка 450 тысяч долларов.
Ребко: - Я говорил руководителям "Спартака": вы же знаете, что я все делаю честно. Так давайте спокойно разойдемся, и я никогда не скажу о вас ни одного плохого слова! Но меня вновь не услышали.
-Не повлияла ли роковым образом на вашу судьбу веревочка с крестиком, из-за которой вы получили вторую желтую карточку в матче с "Зенитом"?
- Тогда я, конечно, сглупил, будем честно говорить. Но команда выиграла, и по этому поводу в раздевалке были только шутки. Если бы потеряли очки, мне бы, конечно, не поздоровилось. Однако, заметьте, именно человек, которого я тогда подвел, - Федотов хотел потом видеть меня в "Москве"! В перерыве матча, помню, он кипел. Слова говорил очень "приятные". Но Владимир Григорьевич - человек отходчивый...
У меня вообще прошлый сезон черным получился. Началось с пропущенной предсезонки (1 января 2007 года в метро Ребко сломали челюсть. - Прим. И.Р.). Только попал в состав, как произошел инцидент с веревочкой, на которую Григорьич основательно взъелся. Это отняло еще месяц. Потом Федотов поставил меня на матч с "Москвой". Я там не блистал, но после игры он подошел и сказал, что претензий ко мне нет, задание я выполнил. А после той игры его убрали. Если бы он не ушел, думаю, у меня были бы все шансы играть в основном составе.
-Сейчас бы отдали хулиганам деньги, будь у вас возможность "отыграть" ситуацию назад?
- Если бы знал, какой год после этого меня ждет, отдал бы. А если бы не знал - поступил бы точно так же, как и тогда.
-Новый год на этот раз встретили хорошо? На метро 1 января не ездили?
- Встретил дома, с родителями. А на метро каждый день езжу. Права недавно получил, но машины пока нет. Не накопил.
В ОФИСЕ ПЕРЕДО МНОЙ ЗАПИРАЛИ ДВЕРЬ
-По закону игрок должен подать заявление об уходе в течение 15 дней после окончания футбольного сезона. Когда это сделали вы?
- Последний матч "Спартака" в Кубке УЕФА против "Тулузы" состоялся 19 декабря, заявление было подано 26-го. Там вообще смех был: когда я пришел в офис клуба, меня пытались туда не пустить. Пишу заявление, спрашиваю, куда мне его надо сдать. Говорят: в отдел кадров. В отделе кадров не принимают: идите к секретарю, но, наверное, ее сейчас нет. Идти от кабинета до кабинета - метров 50. Подхожу к двери - и вижу, как изнутри ручка дергается. Люди пытались закрыть дверь прямо перед моим носом! Видимо, пока я шел, раздался звонок: Ребко идет, закройтесь! А еще я с адвокатом пришел, но мне сказали, что его не пустят. Я футболист, в юридических вопросах несилен. Как могу обойтись без помощи профессионала? Нет, давай, мол, один на один поговорим...
-Каковы дальнейшие варианты развития событий?
Артемов: - На заседание Палаты в этот понедельник "Спартак" прийти должен. Неделю назад Николай Толстых дал понять: если представители клуба вновь не явятся, решать все будут без них. Он хочет, чтобы стороны договорились полюбовно, но из этого ничего не получается. Крепостное право в России давно отменено, но "Спартак" решил его вернуть. Мы абсолютно все делаем в соответствии с законодательством и никаких препятствий решению вопроса в нашу пользу не видим.
-Дисквалификации не боитесь?
- Она может последовать только в том случае, если ты разрываешь контракт в течение первых трех лет его действия - то есть в тот самый защищенный период. Здесь же этот период истек.
-С игроками "Спартака" отношения поддерживаете?
Ребко: - Конечно. Вот недавно поздравлял Никиту Баженова, Рому Шишкина, Сашу Павленко с днями рождения. Коллектив в "Спартаке" отличный, и я очень рад, что провел годы в этой команде. Именно в команде. Всегда буду счастлив видеть всех ребят.
-Если в будущем встретите Шавло на стадионе или в другой обстановке, пожмете ему руку?
- По-моему ответ на этот вопрос очевиден. Преграды, которые мне ставят, говорят об одном: человек хочет меня сгноить. А может, дело и не в Шавло, а в других людях...
Мне по-настоящему обидно. Ничего плохого родному клубу не сделал и сделать не мог. Не понимаю, за что меня вынуждают так со "Спартаком" расстаться. И не только меня. Почему в других клубах такого не происходит? Вот Таранов ушел из ЦСКА в "Крылья", и человека спокойно отпустили, по-хорошему. Он в интервью сказал, что всем доволен, и поблагодарил клуб за то, что пошел ему навстречу. Я тоже хочу так уйти! Точнее, хотел...
Игорь РАБИНЕР