Газета Спорт-Экспресс № 6 (4586) от 14 января 2008 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 7
ФУТБОЛ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
НАДО ЖДАТЬ
Каким-то удивительным образом "Торпедо" продолжает привлекать внимание СМИ и болельщиков. В том секторе, что контролируется обычно боковым зрением, нет-нет да и появляются новости из лагеря черно-белых, высказывания торпедовских людей, ближайшие планы. Хотя зрение у всех разное, конечно, - кому-то команда и по сей день заменяет свет в окне. Абсолютное же большинство, мне кажется, просто фиксируют происходящее. Только делают это в торпедовском случае чуть заинтересованней, пристрастней, чем в других подобных.
История - она, знаете ли, внушает уважение. И совсем звездная, советская, и не такая уж древняя. Зырянов, скажем, кромсавший совсем недавно "спартаки" и "зениты" с Семшовым в напарниках и с буквой "Т" на груди, теперь лучший футболист России в составе одного из этих клубов. Который тоже, кстати, стал лучшим. А "Торпедо" даже в первом дивизионе далеко не летчик. И, если судить по новостям, что озвучивают агентства, вряд ли им станет.
Недавно мелькнул заголовок: "Черно-белые рассчитывают усилиться игроками "Вентспилса"!" Уже смешно. Хотя нет - еще смешно. Скоро, вероятно, веселья в этой фразе будет меньше, чем истины. Или вот: "В расположении столичной команды находятся Абду Джаммек (родился 13 февраля 1986 года, рост 182 см, вес 72 кг, в прошлом сезоне футболист из Гамбии выступал за "Текстильщик-Телеком")... и Ндеки Жан-Поль (камерунец из FK Ventspils, родился 27 октября 1982 года, 196 см, 100 кг)..." Любопытно. Я не про габариты камерунца, а про континент, откуда он родом. В последние годы "Торпедо" - без официальных заявлений, правда, но весьма последовательно - избегало иметь дело с легионерами из Африки. Не из-за цвета кожи, упаси бог, а из-за неудачного предыдущего опыта, довольно давнего. А тут - сразу двое... Потепление? Равнодушие?
Ромащенко, последний из могикан, на днях куда-то запропастился. Ему предложили контракт, он взял время на раздумье да и рванул на просмотр в "Днепр". "Торпедо", по словам президента клуба Александра Тукманова, не обиделось, ждет Ромащенко для продолжения диалога. Не исключено, он действительно вернется. Если захочет ощущать себя очень большой звездой на фоне еще не открытых астероидов. Для которых, кстати, никто не отменит традиционно высоких торпедовских задач: всех победить, вернуть клубу его громкое имя, строевым шагом проследовать вверх и там, разумеется, повести борьбу за места в Лиге чемпионов.
Вообще со стороны может показаться, что "Торпедо" продолжает заниматься тем же, чем занималось пару-тройку последних лет. А именно - подставляться по полной, трещать по швам, но делать при этом такую мину, словно оно - Д'Артаньян в окружении завистливых "редисок". Однако это не так. На мой взгляд, акценты сместились. И разговор о "Торпедо" в этой связи хотелось бы вести не в критическом, а в аналитическом ключе.
Время первых, самых горьких разочарований, неудач, чьих-то неумелых или неумных действий позади. Произошло не просто эволюционное сползание "Торпедо" по жизненному склону - пройден некий порог. Вернуться назад, следуя одному лишь желанию и любуясь вчерашней историей, не получится. По крайней мере в нынешних реалиях. И это надо воспринимать как данность, какие бы лозунги ни доносились время от времени из Лужников.
То, что случилось, нельзя оценивать с личностных или общечеловеческих позиций. Скорее - с экономических. Месторождение истощилось. Продукция завода вышла из употребления. Машина выработала технический и моральный ресурс... В горестях "Торпедо" есть что-то похожее. Не обошлось и без субъективных ошибок, конечно, только вот стадия болезни сейчас такова, что вопрос: "Кто виноват?" - совершенно неактуален. Более того, и слово "спасать" сейчас к ситуации не очень применимо. Кто будет спасать, назовите хоть одну кандидатуру? Нет таких? К чему тогда разговоры о спасении?
В Лужниках, озабоченных грядущим финалом Лиги чемпионов, давно это поняли. И потому решили не то чтобы законсервировать, а сильно подсушить "Торпедо". Команде еще оплатят португальские сборы, но вряд ли купят новых зыряновых и кормильцевых. Ее сделают максимально компактным и минимально обременительным продуктом, всегда готовым к продаже. За этот продукт не попросят 30 миллионов, как когда-то, тем более все материальные ценности останутся в прежней собственности. Много недавних громких трансферов из клуба и мало будущих громких имен полностью укладываются в эту версию.
Отсюда вывод: неравнодушным к команде надо забыть на время слово "спасать". И заменить его словом "ждать".