Газета Спорт-Экспресс № 293 (4573) от 20 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ВОЛЕЙБОЛ |
В воскресенье гостем редакции "СЭ" был наставник московского "Динамо", самый титулованный тренер европейского клубного волейбола.
Даниэле БАНЬОЛИ: "БЛАТТ - ВЕЗУЧИЙ. СОВСЕМ КАК Я"
54-летний Баньоли возглавил "Динамо" летом этого года и пока не проиграл с ним ни одного матча. В гости к "СЭ" итальянец пожаловал вместе с очаровательной супругой Благой, бывшей манекенщицей. Она периодически включалась в беседу как переводчица, когда Баньоли переходил с английского на итальянский. Между прочим, для Благи русский язык - почти родной. Ее мама - русская, и сама синьора Баньоли появилась на свет в Грозном. Оттуда Блага уехала в 1983 году на родину отца в Болгарию, спустя десять лет перебралась на Апеннины, а с будущим мужем познакомилась в 2000-м. В России у нее по-прежнему много родственников. Правда, не грозненских, а краснодарских. Впрочем, об этом мы узнали ближе к концу разговора, продолжавшегося около полутора часов.
ТРЕНЕР С 28 ЛЕТ
-До "Динамо" вы тренировали пять итальянских клубов - "Мантову", "Реджо Эмилию", "Модену", "Рому" и "Сислей". Где-нибудь удавалось начать дебютный сезон с 13 побед подряд?
- Нет. Старт "Динамо" - самый успешный в моей карьере. Однако я не из тех, кто гонится за сериями или рекордами. Меня совершенно не волнует, сколько матчей выиграла команда по ходу турнира. Главное - прийти первым к финишу. То есть победить в плей-офф.
-С 1994 по 2007 год ваши команды завоевали ровно 30 титулов, в том числе 5 Кубков чемпионов и 8 "скудетто". А какими были ваши первые шаги на тренерском поприще?
- Тренировать я начал довольно рано - в 28 лет. И сразу почувствовал в себе способности к этой профессии. Как волейболисту серьезных высот мне достичь не удалось. Играл за любительскую команду из родного города только ради удовольствия. Но я всегда был одержим волейболом, умел быть лидером и хотел управлять игровым процессом. Когда в 1980-м принял "Мантову", то сразу ушел в работу с головой. И за 10 лет добрался из четвертой лиги до серии А1.
-Этим и привлекли внимание суперклубов?
- Не только. В конце 80-х Хулио Веласко пригласил меня в штаб сборной Италии вторым ассистентом. Я отвечал за тактический разбор соперников. В 1991 и 1992 годах мы выиграли Мировую лигу, в 1993-м - чемпионат Европы. Тот период до сих пор считаю ключевым в карьере. Именно тогда я окончательно сформировался как тренер.
-Вернувшись из сборной в серию А1, вы быстро зарекомендовали себя как тренер-победитель. Есть только два вопроса: что не сложилось у вас в "Роме"-1997/98 и зачем в 2000 году вы на один сезон отлучались из "Сислея" в "Модену"?
- В Риме я проработал всего несколько месяцев и в декабре сам разорвал контракт - из-за разногласий с руководством. Что касается "Модены", то туда я ехал, как к себе домой. Все-таки именно с этим клубом в начале 90-х добился своих первых серьезных успехов. Нет, в "Сислее" тоже все было великолепно. Но "Модена" - это символ итальянского волейбола, олицетворение его традиций... Почему через год снова вернулся в Тревизо? Проблема заключалась в президенте "Модены" Джованни Ванделли. Он хотел побеждать без игроков. Так зачем ему был нужен тренер?
-Вам довелось поработать со многими выдающимися волейболистами. Какую из своих команд считаете лучшей?
- Наверное, две. Во-первых, "Модену"-1995 с Вулло, Куминетти, Браччи, Кантагалли, Олихвером и Ван де Гором. Во-вторых, "Сислей"-1998 с Бланже, Фоминым, Бернарди, Зверфером, Пали, Гардини и Гравиной. Тренировать таких игроков было одно удовольствие. Хотя я успел поработать не только со звездами старшего поколения, но и с теми, кто вышел на первые роли сравнительно недавно. Например, с Феи.
-Вы упомянули Руслана Олихвера и Дмитрия Фомина. Кто еще из россиян прошел через ваши руки в итальянских клубах?
- В "Роме" тренировал Шадчина, в "Модене" - Казакова и Яковлева, в "Сислее" - Динейкина. Кстати, именно тогда, когда я на год отлучался из Тревизо в Модену, Рома Яковлев попал в автомобильную аварию вместе с Сергеем Тетюхиным (последний в то время выступал за "Парму". - "СЭ"). Прекрасно помню, как накануне мы победили в Милане, игроки разъехались по домам и вдруг - такое известие... Это был настоящий шок.
-Какое мнение о российских игроках у вас сформировалось в Италии?
- Это были очень сильные мастера. Но с другим менталитетом и нетрадиционными для Италии взглядами на волейбол. Все они обладали выдающимися способностями. Олихвер - на блоке и в атаке, Казаков и Динейкин - в атаке и на подаче, Фомин - практически во всем. Но я не встречал ни одного русского, который был бы хорошо подготовлен тактически, уделял бы большое внимание защите. Этим ваши волейболисты отличались от итальянцев, которые развивают в себе эти качества с раннего возраста. Благодаря детским тренерам.
УЧИТЕЛЬ? ВЕЛАСКО!
-Сложно ли было решиться на переезд в Россию?
- Сложно или нет - не важно. В любом случае считаю принятое решение правильным. Я покинул "Сислей" на мажорной ноте, выиграв чемпионат и Кубок Италии. А в "Динамо" получил возможность попробовать нечто новое. И сейчас, после 3 - 4 месяцев пребывания в России, ни о чем не жалею.
-Какими были ваши первые впечатления от "Динамо"?
- В Москве мне и моему тренерскому штабу созданы максимально комфортные условия. Гораздо лучше, чем были в Тревизо. Не берусь судить об остальных российских командах, но "Динамо" действительно располагает передовой инфраструктурой. Да, нужно модернизировать методику тренировок и систему внутриклубных взаимоотношений. Но и для этих перемен предпосылки есть. Остается только вкалывать и развиваться. Каждый день!
-Расскажите подробнее об игровых проблемах, которые вам пришлось решать.
- Они традиционны для России. Тактическая подготовка игроков оставляла желать лучшего. Да и физическая тоже - пусть и в меньшей степени. Даже самый сильный элемент - подача - был отработан лишь наполовину. Игроки не очень-то понимали, как грамотно пользоваться "планером". Они думали, что достаточно умения подавать мощно. Плюс в необычных ситуациях волейболисты регулярно принимали стратегически неверные решения. Они просто не привыкли думать так быстро, как того требует эпизод. Я уже не говорю о пробелах в технике - в защите и на приеме. Поначалу игроки не очень-то реагировали на мои замечания, замыкались в себе. Но меня это не смущало. Если всю жизнь ты делал что-то одно, то начать делать то же самое по-другому весьма непросто. Моя задача состояла в том, чтобы игроки "Динамо" захотели меняться. И такое желание у них пусть и не сразу, но появилось.
-В чем заключается тренерская философия Даниэле Баньоли?
- На первое место всегда ставлю любовь к спорту. Без нее ничего не получится. Также для победы необходимы сильные исполнители. Ну и, наконец, очень важна организация. Каждый человек, имеющий отношение к команде, должен отвечать за свой круг обязанностей, но при этом чувствовать себя частью единого целого. И четко представлять, каким образом весь коллектив должен двигаться к поставленной цели.
-Вы пытались копировать кого-то из других тренеров?
- Сильное влияние на меня оказал Веласко. Что-то полезное я заимствовал и у других коллег, но у Хулио - больше всего. С другой стороны, я многое отдавал волейболу сам. Всегда был готов работать на износ, недоедать, недосыпать... Это не жалобы, это просто часть кредо. Да и чем мне быть недовольным? Ведь я везучий тренер. (Улыбается.)
-Вы действительно так считаете?
- Конечно. На протяжении всей карьеры мне сопутствовала удача. Я почти всегда работал в командах, с которыми можно было побеждать.
-Вы сказали, что заставляете волейболистов "Динамо" меняться. Но не кажется ли вам, что в сборной России динамовцы играют совсем по-другому?
- Полностью согласен. Когда наши сборники недавно вернулись с Кубка мира, мне пришлось заново объяснять им то, что мы отрабатывали еще в сентябре. Впрочем, для того чтобы вспомнить все прежнее, вполне хватило одной недели. Тут все зависит от желания игроков, а оно у них есть. Пока "Динамо" показывает 65 - 70 процентов от своего потенциала. Но я вижу, что команда движется в правильном направлении.
-То, что ваш помощник Ярослав Антонов и генеральный менеджер "Динамо" Руслан Олихвер свободно говорят по-итальянски, облегчает работу?
- Да. Но еще важнее, что в нашем штабе нет деления на помощников, менеджеров, тренеров по физподготовке и т. д. Мы все работаем вместе и в равной степени зависим друг от друга.
-С игроками как общаетесь?
- Они учат итальянские и английские слова. Я понемногу осваиваю русский. Плюс существует язык жестов. С его помощью в волейболе можно объяснить практически все.
-Однако Юрий Бережко как-то признался, что, когда во время матча с "Искрой" вы попросили его подать планирующую подачу, он в первый раз вас не понял...
- Зато когда понял, мы выиграли матч. (Смеется.) Конечно, иногда подобные нестыковки случались. Но сейчас их, по-моему, уже нет. Для меня важно иметь идеальный контакт с игроками. По ходу матчей я всегда много подсказываю.
В РОССИИ НЕ ПОНИМАЮТ СУТИ ВОЛЕЙБОЛА
-Прежде чем принять предложение "Динамо", вы консультировались с кем-то из соотечественников, работающих в нашей стране?
- Только с Джанни Капрарой. И то недолго. Ведь он говорил о женском волейболе, а это совсем другой мир. (Улыбается.)
-Нынешний состав "Динамо" слабее, чем в прошлом сезоне?
- Команду покинули Казийски и Кулешов - одни из сильнейших игроков мира в своих амплуа. А Бережко и Остапенко в предыдущем чемпионате России играли мало. Когда в августе я знакомился с положением дел в клубе, проблемы с составом были налицо. Но мы строим молодую команду, и в рамках этой концепции у "Динамо" хороший баланс. Костяк составляет молодежь, уже раскрывшая свой потенциал. На скамейке тоже есть другие молодые игроки, способные реализовать свой талант в ближайшем будущем. Например, блокирующий Алексей Самойленко, доигровщик Никита Лямин. Я постепенно подпускаю их к основе.
-Сильно удивились, когда весной "Динамо" не смогло выиграть домашний "Финал четырех" Лиги чемпионов?
- Между прочим, в позапрошлом сезоне потенциал "Динамо" был еще выше - с Казийски, Энно, Кулешовым, Полтавским, Егорчевым. Однако в полуфинале Лиги чемпионов "Сислей", который я тогда тренировал, легко победил москвичей - 3:0. Конечно, поражение от "Тура" в этом году в Москве - сюрприз. Но для меня он скорее маленький, чем большой. Вспомните, что с аналогичными проблемами в нынешнем сезоне трижды сталкивалась и сборная России: в финале Мировой лиги, в финале домашнего чемпионата Европы и, наконец, на Кубке мира (во всех перечисленных случаях и "Динамо", и сборной руководил Владимир Алекно. - "СЭ").
-В чем же загвоздка?
- В понимании сути волейбола. Если, допустим, я вас спрошу, что нужно для победы в футболе, вы ответите: надо забить на один мяч больше соперника. Правильно. Но ведь можно играть 89 минут плохо, одну - блестяще, и при этом все равно победить... В волейболе подобное невозможно. Если команда совершает 20 ошибок на подаче, то проигрывает 0:3 за один час (имеется в виду поражение россиян на Кубке мира от Бразилии. - "СЭ"). Это результат неправильно выбранной стратегии всего в одном элементе! А вот другой пример неверной стратегии - уже на приеме. В финале чемпионата Европы Россия проиграла испанцам, у которых четыре волейболиста подавали "планер". Российские принимающие допускали много брака, потому что не были готовы к таким подачам - ни технически, ни тактически. Что такое "быть готовым"? Это значит отрабатывать каждый элемент часами, часами и часами. И досконально изучить соперника. В Италии мне сопутствовал успех не только потому, что мои команды были сильными. Мы всегда знали о конкурентах чуть больше, чем они о нас.
-Неужели сборная России до сих пор не выиграла ничего серьезного именно из-за неправильного понимания сути волейбола?
- Трудные периоды бывают у всех. Американцы не побеждают на крупных турнирах с конца 80-х. Бразильцы после олимпийского золота Барселоны не могли ничего выиграть целое десятилетие. Не знает в последнее время больших побед и Италия... Но главное - "растет" твоя команда или нет. В конце концов, один раз можно выиграть случайно. Или за счет судейства, как могло произойти с Россией в финале домашнего чемпионата Европы. Однако если нет прогресса, такие отдельные успехи не будут значить ничего. Зачем все время пробивать стену одним и тем же старым орудием? Гораздо лучше построить что-то новое.
-На Кубке мира вы увидели прогресс в игре сборной России по сравнению с ЧЕ-2007?
- Нет. Впрочем, это разные соревнования. В Японии у россиян был удобный календарь, и к трем последним, самым тяжелым матчам команда должна была подойти готовой на 100 процентов. Все необходимое для этого у тренеров было, но... Я не утверждаю, что Россия была обязана побеждать Болгарию. Это сильный соперник, которому можно уступить, даже если играешь хорошо. Но если играешь плохо, победить практически невозможно. В России почему-то любят задаваться вопросами типа: "Почему мы проиграли Болгарии?" А нужно думать о другом: "Почему мы сами сыграли так неудачно?"
НАКОНЕЦ-ТО ПРИШЛО ВРЕМЯ "ИНТЕРА"
-После поражений в важных матчах тренеры в России любят ссылаться на психологические проблемы игроков.
- Бесполезно говорить о психологии, если вы не берете в расчет технику, тактику, "физику". Нужно анализировать все вместе. Волейбол слишком сложен, чтобы списывать неудачу на какой-то один фактор. Иначе ты никогда не поймешь, как решить ту или иную проблему.
-Вы знаете, как решить проблемы российской сборной?
- Я располагаю достаточным опытом, чтобы находить правильные решения в самых сложных ситуациях. И чувствовать, что можно требовать от одного игрока, а что - от другого. Такие навыки приходят только с годами благо даря каждодневному анализу. Нельзя прочитать энциклопедию и сразу стать ученым. Практика очень важна. А для спортивного тренера - особенно.
-Если ВФВ предложит вам возглавить сборную России, что ответите?
- В любом случае сначала дам ответ федерации, а уж потом - вам. (Улыбается.) А что ответить, я знаю. Сейчас же могу сказать только одно: сам проект реформирования российского волейбола вызывает у меня огромный интерес.
-Почему вы никогда прежде не возглавляли национальные команды?
- Такого опыта у меня действительно нет. Но в сборные меня звали неоднократно. В 2000 году приглашали французы, в 1999-м и нынешнем - итальянцы. А перед тем как возглавить "Динамо", я вел переговоры с ВФВ.
-Что помешало принять эти предложения?
- Вариант с Францией меня не заинтересовал. В случаях с Италией я был занят. А ВФВ после ухода Гайича сама остановила выбор на российском тренере.
-Бытует мнение, что сейчас нельзя менять тренера сборной России, потому что до Олимпиады осталось слишком мало времени.
- На самом деле проблемы времени вообще не существует. Олимпиада для всех ее участников начнется в один день. И сейчас все имеют равные шансы подготовиться к ней так, как считают нужным. Проблема в другом: научиться хорошо играть в волейбол. Не в одном матче, а постоянно. Не только на Олимпиаде, а на всех турнирах. Тот же Веласко принял сборную Италии через год после того, как она заняла лишь 10-е место на Играх в Сеуле. Но уже спустя три месяца выиграл чемпионат Европы! При Веласко Италия стала лидером мирового волейбола и прогрессировала от турнира к турниру.
-То, как быстро можно вывести команду на новый уровень, в этом году доказал Дэвид Блатт, выигравший чемпионат Европы с баскетбольной сборной России...
- Я хорошо знаю Блатта. Последние два сезона, когда он возглавлял "Бенеттон", мы работали в одном городе и проводили тренировки по соседству. Это большой тренер и человек. К тому же очень везучий. Совсем как я. (Смеется.)
-При определенной доле везения волейбольная сборная России способна выиграть Олимпиаду в Пекине?
- (Прикуривает.) Думаю, Бразилия в отсутствие связующего Рикарду победима, а российская сборная обладает огромным потенциалом. Но его все-таки недостаточно, чтобы строить столь радужные прогнозы. Иметь машину с мощным мотором мало. Нужно еще уметь ею управлять. Иначе не избежать аварии.
-Вы согласны, что в России существует проблема молодых связующих?
- Скорее проблема работы с молодежью. Я прекрасно знаком с великим советским связующим Вячеславом Зайцевым. Но я совершенно не знаю, как в вашей стране функционирует "школа" игроков этого амплуа. Непонятно, почему в такой большой стране есть только один либеро мирового уровня. Почему доигровщики так плохо подготовлены тактически? Почему многие из них до сих пор принимают по устаревшей "системе Платонова"? Удивляет отсутствие у молодежи стратегических навыков. В частности, умения сохранять концентрацию в затяжной доигровке, играть "по счету". Это как в баскетболе: одно дело - забить мяч при разнице в 20 очков и совсем другое - при ничейном счете...
-Похоже, вы любите баскетбол...
- Я играл в него до волейбола.
-А еще каким-нибудь спортом занимались?
- Любой итальянский мальчишка в детстве гоняет в футбол.
-И за кого болеете в кальчо?
- За "Интер". Всю жизнь.
-Выходит, сейчас ваше время!
- Да уж... Не прошло и 20 лет. (Улыбается.)
Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ