Газета Спорт-Экспресс № 289 (4569) от 15 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 14
ШАХМАТЫ |
КУБОК МИРА |
ХОЛОДНАЯ ЗАЩИТА КАМСКОГО ГАСИТ ОГОНЬ АТАКИ
Вчера Гата Камский (США) выиграл вторую партию финального матча у Алексея Широва (Испания) и повел в счете - 1,5:0,5.
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Ханты-Мансийска |
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
С Гатой Камским и Алексеем Шировым я познакомился 21 год назад во время чемпионата СССР среди юношей. Было это в литовском городе Капсукасе.
На том чемпионате Гата привлекал всеобщее внимание. Ему еще не исполнилось и 12 лет, а он уже поражал тем, что в течение всей партии (играли-то с классическим контролем) не вставал из-за стола. Его невероятной концентрации могли позавидовать взрослые профессионалы. Одет он был в спортивный костюм с начесом, дужка очков была обмотана изоляционной лентой. За столом сидел очень прямо - как аршин проглотил. И так - пять часов не меняя позы! Признаюсь, это даже пугало.
Отец Гаты - Рустем, разбирающийся в игре примерно на уровне первого разряда, рассказывал, как они готовились к поединкам: брали в руки югославский "Информатор", смотрели все партии, игранные тем или иным дебютом, и Гата шел играть новый дебют буквально с листа. С листа "Информатора"! Задумка отца Гаты заключалась в том, чтобы соперник не мог подготовиться к его сыну. Рустема не смущало, что Гата, просмотрев бегло несколько десятков партий, мог и не разобраться в хитросплетениях нового построения. Рустем верил в невероятную, недетскую сверхконцентрацию Гаты за доской. И мальчик действительно совершал чудеса! Он стал чемпионом СССР среди юношей до 18 лет в свои неполные 12. Такое до него удавалось только Каспарову.
Именно тогда отец Гаты задал сакраментальный вопрос Анатолию Быховскому: как он думает, кем лучше стать его сыну - "академиком по химии" или гроссмейстером? Быховский посоветовал второй вариант. Это был правильный выбор.
Гата не просто стал сильным гроссмейстером - он претендовал на титул чемпиона мира сразу по двум версиям: ФИДЕ и РСА. По версии ФИДЕ Камский на пути к матчу с Карповым обыграл Валерия Салова, Найджела Шорта и Виши Ананда. По версии РСА выиграл матч у Крамника и дошел до финала, где уступил Ананду.
Недавно, когда мы ехали с Карповым в одном поезде в Санкт-Петербург, он сказал мне, что если бы Гата не ушел из шахмат после их матча в 1996-м, то давно бы стал чемпионом мира. Карпов говорил об этом так убежденно, как будто речь шла о чем-то само собой разумеющемся: "У Гаты все было для этого - и талант, и фантастическая работоспособность".
Но никто, в том числе и Карпов, не верил, что можно не только вернуться в шахматы, но и обрести прежнюю силу игры. И, кажется, именно это невероятное событие происходит на наших глазах: Гата вернулся, и он очень, очень силен!
ПОДЖИГАТЕЛЬ ШИРОВ
Алексей Широв уже тогда, в 1986-м, был самым высоким среди участников турнира. И так же, как и сейчас, он склонялся над доской слегка сгорбившись, словно с легким недоумением вглядываясь в происходящее. Тогда ему было почти 15. В Капсукасе он был с отцом Дмитрием, с которым мы подружились и часто потом встречались в Москве, куда он приезжал по делам своего необыкновенно одаренного сына. Дмитрий Широв делился со мной многим, что касалось спортивного и творческого пути Алексея.
Сейчас это звучит почти кощунственно, но отец Алексея Широва как-то рассказал мне, что его сыну не понравилось на сессии прославленной школы Ботвинника - Каспарова и что он туда больше не хочет ездить. Почему и отчего, распространяться он не стал. А вот "патриарху" - М.М. Ботвиннику - Алексей Широв очень понравился. И он его "предпочел" Крамнику, который, в свою очередь, понравился... Каспарову.
Первым талант Алексея заметил "рижский кудесник" Михаил Таль. Это о Широве Таль сказал свою знаменитую фразу: "У нас в городе есть один мальчик, который уже сейчас считает не хуже меня".
Мне повезло: в 1993-м я находился в Линаресе, когда была сыграна головоломная партия Широв - Крамник, в которой Широв пожертвовал на ровном месте ладью и победил. Именно та партия стала отправной точкой для написания им ставшей знаменитой и переведенной на многие языки книги "Огонь на доске", в которой Алексей рассказывает о своем романтическом творчестве.
Так же, как и Камский, Широв дошел до матча за титул - с Каспаровым. Так же, как и Камский, он обыграл на этом пути Крамника. Не его вина, что этот матч был сорван.
Являясь игроком первой мировой десятки, Алексей не слишком удачно играл в конце прошлого и начале этого года. После провала в Вейк-ан-Зее-2007 он, по его собственным словам, взялся за шахматы как следует, и уже на этом Кубке мира мы видим плоды этой работы.
Оба эти гроссмейстера - и Камский, и Широв - герои шахмат. Оба достойны победы. Но Кубок один.
НОВИНКА ОТ КАМСКОГО ДАЕТ НИЧЬЮ
В первой партии финала Широв имел белые фигуры. Была разыграна испанская партия. По тому, с какой пулеметной скоростью Гата делал дебютные ходы, чувствовалось, что он хорошо подготовился к поединку. Широв, хотя и переставлял фигуры гораздо медленнее, охотно шел по пути поединка Свидлер - Камский, в котором американский гроссмейстер, проявив каскадерские способности, остался цел и невредим, совершив ряд головоломных трюков. Неужели Гата и с Алексеем хочет испытать острые ощущения?
Но не стоит забывать, какой опытнейший профессионал нынче помогает Камскому: Эмиль Сутовский! И в их творческой лаборатории родилась новинка: 20...Кс5! После партии Широв скажет, что все его попытки играть на выигрыш встретили точную защиту, которую ему преодолеть не удалось.
Камский в своем ответном слове (дело происходило на пресс-конференции) признал, что Алексей хорошо реагировал на его новинку, добавив, что он и "сам не знал, что ему там делать". В итоге белые не нашли путей к усилению позиции, и черные "отстоялись", а посему - ничья.
ШИРОВ ГОРИТ В "ОГНЕ"
Во второй партии, в которой белые были уже у Камского, он отдал предпочтение ходу королевской пешки. Широв предложил дискуссию в "сицилианке". На Гату наверняка произвело впечатление то, как Алексей разыграл "Свешникова" в матче с Карякиным, потому он свернул на малоизученную тропу, где особенно экзотично выглядел дерзкий прыжок белого ферзя на 7-м ходу. Защищаясь от прямых угроз, черные вынуждены были развить своего королевского коня на "бортовое" поле h6, где он стоит, по определению классика шахмат Тарраша, "позорно". Но Широв не был бы Шировым, если бы не умел обращать "минусы" позиции в "плюсы". Его дерзкий ход 14... g5 резко изменил спокойное течение партии, к которому стремился его могучий соперник. Это был тот самый "огонь"! Не ясно было одно - кому же в нем придется сгореть? Огненный смерч, прокатившийся по доске после осложнений, вызванных дерзкой акцией черных, был отражен холодной, как лед, зашитой Камского. В условиях жесточайшего цейтнота соперники действовали, уже полагаясь скорее на интуицию, чем на точный расчет. После партии Камский скажет, что, когда ладьи черных вторглись на вторую горизонталь, его положение было опасным. Широв же решающей своей ошибкой считает ход 31... Лbс2 (вместо лучшего 31...Лbg2), после чего его ладьи не успевают на выручку к черному королю.
Кубок мира. Ханты-Мансийск. Финал |
Первая партия: Широв (Испания) - Камский (США) - 0,5:0,5.
Вторая партия: Камский - Широв - 1:0. Камский ведет в счете - 1,5:0,5. Сегодня - третья партия.