Газета Спорт-Экспресс № 280 (4560) от 5 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

5 декабря 2007

5 декабря 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Гус ХИДДИНК: "ИНСТИНКТ УБИЙЦЫ - ВОТ ЧТО НАМ ТРЕБУЕТСЯ"

Игорь РАБИНЕР

К люцернскому отелю Radisson в воскресенье вечером я пошел, что называется, для очистки совести. Шансов на то, что Гyc Хиддинк все-таки выкроит время для обстоятельного интервью "СЭ" по итогам отборочного цикла-2006/07, не было, казалось, в принципе. Вся вторая половина дня после жеребьевки была занята у Хиддинка совещаниями и обсуждениями с помощниками и руководством РФС - где сборная России в Австрии должна будет расположиться, какие ей нужны на весну спарринг-партнеры... А тут еще прошел слух, что наш тренер улетает из Люцерна уже в воскресенье поздно вечером, да еще и не в Голландию, а в отпуск в дальние страны, и надежды на то, что разговор состоится, иссякли вовсе. Хотя потолковать было о чем, и очень не хотелось оставлять такой драматический отрезок в жизни национальной команды, можно сказать, информационно незавершенным.

И все же удача сопутствовала корреспонденту "СЭ" - как и самой сборной России на исходе отборочного турнира. С Хиддинком, его подругой Элизабет и Александром Бородюком, возвращавшимися с ужина, я столкнулся прямо у входа в Radisson. Голландец оценил репортерское терпение - и уже через несколько минут мы сидели в мягких креслах в холле отеля и вели разговор за традиционной чашечкой капучино.

ТЕПЕРЬ - В ТАНЗАНИЮ, "ЗАРЯЖАТЬ БАТАРЕЙКИ"

-В отпуск собираетесь, надо думать, в хорошем настроении?

- Разумеется. Мне было очень приятно оказаться в Люцерне, потому что здесь была возможность и присутствовать на жеребьевке Euro-2008, и пообщаться со многими добрыми знакомыми, и встретиться с людьми из РФС. В ближайшее время мы на неделю съездим куда-нибудь в Европу предположительно, в Италию. А затем отправимся в Африку.

-Чтобы вновь на какое-то время полностью сменить обстановку и отключиться от цивилизации?

- Да, в конце каждого года я езжу в разные африканские страны. На сей раз это будет Танзания. Организацией поездки, как всегда, занимается Элизабет, которая умеет делать это блестяще. Каждый раз находит, чем меня удивить! А я просто следую ее рекомендациям и получаю огромное удовольствие. "Подзарядить батарейки" после напряженнейшего сезона всегда необходимо. А настроение действительно замечательное. Сколько мы в Люцерне услышали поздравлений от коллег-тренеров, от представителей различных федераций! За пределами России я чувствую большое уважение не только к факту попадания нашей команды на Euro-2008, но и к тем изменениям, которые происходят сейчас в российском футболе. Было приятно увидеть на церемонии жеребьевки Валентина Иванова, который вынес на сцену Кубок Европы как первый его обладатель. Это история футбола! Увы, потом, после финала Euro-88 Голландия - СССР, успехи ушли в прошлое. Но до тех пор, пока нам позволят, мы будем прикладывать всю энергию, чтобы их вернуть. Для этого надо работать над переустройством всей футбольной пирамиды страны - начиная от обучения детских тренеров и системы поиска юных талантов. И во втором своем цикле работы в России я хотел бы, допустим, регулярно встречаться с тренерами юношеских сборных.

ВСЕ ОПАСЕНИЯ БЕСПОЧВЕННЫ: Я НЕ УЙДУ

-Можно ли сказать, что этот самый второй цикл будет наверняка? В России уже строят всевозможные домыслы вокруг того факта, что вы до сих пор не подписали новый контракт с РФС. На какой стадии находятся переговоры?

- Хотел бы прояснить ситуацию. Никаких переговоров давно уже нет. Мы с мистером Мутко скрепили рукопожатием соглашение о том, что я и мой штаб продолжим работу со сборной России в отборочном цикле ЧМ-2010. Все остальное - не более чем юридические детали, связанные, в частности, с налогами. Я плачу и хочу платить налоги в России, но их стремится получать и Голландия. Я в такие нюансы не вмешиваюсь - это работа экспертов.

В какой-то момент процесс подготовки контракта замедлился, и в связи с этим все мы должны себя немного покритиковать. Речь как о федерации, так и о моем агенте. По ряду обстоятельств частного характера некоторые люди из РФС не смогли в запланированный срок обсудить все вопросы с моими представителями. Те, в свою очередь, отреагировали на задержку жестко - возможно, чрезмерно жестко, да еще в прессе. Это создало определенную напряженность.

Словом, одни промедлили, другие переусердствовали с реакцией. В этот момент я уже счел своим долгом вмешаться. Посоветовал и той, и другой стороне: "Ребята, зачем нагнетать обстановку? Это же детали! Спокойно сядьте и решите все вопросы!" Сейчас все успокоилось, даты встреч назначены, вновь начался рабочий процесс. Повторяю: это детали, а не переговоры. Финансовый вопрос, к примеру, не обсуждается.

-Беседовали ли вы на тему нового контракта с Виталием Мутко здесь, в Люцерне?

- Да, как раз сегодня во второй половине дня. Тогда окончательно и прояснилось, что никаких проблем нет. Сейчас эксперты двух сторон доведут процедуру до конца, и все будет в порядке.

-Словом, все опасения насчет вашего возможного ухода беспочвенны?

- Да.

-Когда можно ожидать подписания нового контракта?

- Для меня это формальность. В ПСВ я годы работал вообще без контракта!

-Что, такое и в Голландии возможно?!

- Да. Мы с клубом, продлевая контракт, обо всем договорились и пожали друг другу руки. Для меня этого было достаточно. Только много времени спустя меня попросили все же подписать бумаги - это было необходимо для официальных клубных документов.

-Как сейчас оцените ваши отношения с президентом РФС? Год назад были шероховатости, позже они вроде бы исчезли...

- Сейчас каждый из нас четко знает, за что отвечает. Мы не вмешиваемся в дела друг друга, хотя общаемся и обсуждаем многое. Те недоразумения, которые были прежде, ни в коем случае не были связаны с дурными намерениями руководителя федерации. Они шли только от энтузиазма - порой чрезмерного. Но когда люди готовы вести взрослый разговор и слушать друг друга, рано или поздно все становится на свои места. Это у нас с господином Мутко и произошло. Сейчас он, на мой взгляд, делает для команды все то, что и должен делать. И делает отлично. В том числе в те моменты, когда команда собирается вместе перед игрой. Несколько подбадривающих слов - и все! Прекрасно!

Надо отдать должное и Мутко, и Сергею Капкову. Еще до того, как итоги отборочного турнира стали ясны, они сказали мне: "Мы довольны нашей совместной работой и предлагаем вам продолжить сотрудничество". Такой стратегический подход нельзя не уважать!

-Мне показалось, что именно сроки предложения о новом контракте произвели на вас особое впечатление.

- Так и есть. В современном мире все считают, что разбираются в футболе. Даже политики в любой стране мира кричат о футболе все, что им вздумается, будучи в полной уверенности, что секретов в нем для них нет. Капков же и другие показали, что желают стабильности.

ПРЕЖДЕ МЕНЯ КАЧАЛИ ТОЛЬКО КОРЕЙЦЫ

-Вы не были шокированы, когда игроки начали качать вас после победы над Андоррой?

- Был приятно удивлен, что меня, не самого худого человека, можно поднять так высоко в воздух. Но не менее рад был и тому, что меня не уронили. Правда, потом у меня начались некоторые проблемы со спиной - не из-за этого ли? (Смеется.)

На самом дел в тот момент я почувствовал, что эта команда - единое целое. Да, мы можем очень сильно критиковать себя внутри коллектива, на тренировках и собраниях. Но главное - мы уважаем друг друга. Никто в этой команде друг друга не обманывает и не говорит ни о ком ничего плохого за спиной. Наш с Александром Бородюком и Игорем Корнеевым тренерский штаб не дурачит игроков, а они - нас. Есть взаимное уважение. И этот всплеск эмоций был выражением единства, которое установилось в коллективе.

-Во время полета в андоррском небе телекамера показала ваше лицо. И у меня возникло ощущение, что вам немного неудобно взлетать в воздух после такой более чем посредственной игры...

- Это правда. Очень хорошо, что вы это заметили. По-настоящему счастлив я был после матча с англичанами в Лужниках. Там мы все сделали сами - при потрясающей поддержке публики. Здесь же добились желаемого, получив помощь со стороны. Да, мы радовались, достигнув большой цели, но удовлетворения было бы больше, добейся ее команда исключительно собственными силами. Слишком бурное празднование при таких обстоятельствах не казалось мне таким уж правильным. В нем был элемент какой-то гиперболы.

-Который раз в жизни вас так качали?

- Второй. Первый был в Корее на ЧМ-2002.

-Представляете, какими ошалевшими чувствовали себя игроки, если Сычев позже сказал: "Между матчами в Израиле и Андорре мы ощущали себя, извините, полным дерьмом! Причем очень вонючим!"?

- Это хорошая фраза. Не люблю игроков, которые проиграют матч, тем более важный, и говорят: "Все нормально, ничего страшного". Не хочу, конечно, чтобы такое происходило часто, - но люблю футболистов, которые по-настоящему переживают после того, как сыграют плохо.

Окончание - стр. 2