Газета Спорт-Экспресс № 272 (4552) от 26 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

26 ноября 2007

26 ноября 2007 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ГРАН-ПРИ

СВОЯ КОЛОНКА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

УМОМ НЕ ПОНЯТЬ

Год назад, когда российские фигуристы вернулись с чемпионата мира, оставшись там без единой медали впервые за 47 лет, один из моих знакомых горестно вздохнул: "Ну вот, фигурное катание теперь ничем не отличается от российского футбола". И долго рассуждал на тему: мол, кончилась славная череда побед. Навсегда кончилась. Пропал калабуховский дом...

Я тогда постаралась знакомого переубедить. Потому что была уверена: длительный кризис в виде спорта, где по-прежнему есть и таланты, и, главное, тренерские технологии, не может быть затяжным. И уж тем более не сравним с футболом. Там ведь не раз было очевидно: попадают лучшие клубные тренеры страны в главные тренеры сборной - и совершенно откровенно не понимают, что и как на столь высоком уровне нужно делать. Более того, сами в многочисленных интервью подчеркивают: мол, сборная - это не клуб. А совсем другое. Но что именно другое - объяснить не в состоянии. Подозреваю, что именно по этой причине добиться со сборной мало-мальски достойного результата не получалось ни у Олега Романцева, ни у Валерия Газзаева, ни у Георгия Ярцева, ни у Юрия Семина.

В фигурном же катании секрет успеха в свое время объяснила мне Тамара Москвина: "Когда хотя бы раз прошел дорогу до золота, то, начиная работать с новыми группами, делаешь выводы: куда идти, как добиваться цели. Ведь опыт - это не что иное, как некий комплекс действий, необходимый для достижения результата. И ты уже можешь себе позволить срезать углы, чтобы найти наиболее короткий путь".

Подтверждение этому наступило быстро. И наиболее ярко прослеживается сейчас в парном катании, где у России появились сразу две сильные пары. Что, например, с того, что Мария Мухортова и Максим Траньков не попали в финал "Гран-при"? Два подряд выступления этой пары - на этапе в Париже и в минувшую субботу в Москве - стали прекрасным доказательством того, что пара состоялась. И уже сейчас по элегантности и чистоте катания обращает на себя внимание. Более того, способна уже в этом сезоне претендовать на призовое место в соревнованиях любого уровня.

Шокировало меня другое. В недавнем нашем разговоре Москвина обмолвилась, что ее фигуристам Юко Кавагути и Александру Смирнову стали финансово помогать сразу две компании, благодаря чему спортсмены наконец получили возможность готовиться к сезону, ни в чем себе не отказывая. А в минувшую субботу, объясняя неудачу Мухортовой и Транькова, их тренер Олег Васильев как-то очень эмоционально сказал вдруг журналистам: "А что вы хотите? Чтобы я за 11 месяцев сделал продукт экстра-класса из того, что было? Большую часть этого времени ребята получали стипендию в 2300 рублей в месяц. Правда, сейчас эта сумма выросла до уровня фантастической - 5400. Тех же рублей, разумеется".

Лично мне стало в этот момент не по себе. Я четко поняла, что у меня вряд ли когда повернется язык высказать в адрес кого-либо из российских фигуристов претензии, что и одеты они не лучшим образом, и причесаны не ахти как, да и макияж порой оставляет желать лучшего. С одной стороны, это не мелочи: внешний вид пары или спортсмена - тот самый "товар лицом", который следует демонстрировать, еще не начав кататься. Но возникает ведь банальный вопрос: а на какие деньги шиковать? На сэкономленные от завтраков? Вот и получается, что даже лучшие из лучших, попав в компанию иностранных звезд, выглядят там зачастую бедными родственниками.

Остается восторгаться, как волшебно преображаются знакомые фигуристы в телевизионных шоу. Но не лучше ли задуматься о том, что бюджет одного съемочного дня там наверняка выше, нежели деньги, потраченные за месяц спортсменами и тренерами всей российской сборной?

Наверное, я все-таки чего-то не понимаю. Ну не может же быть столь очевидного наплевательства! Или за счет нынешнего поколения пока несостоявшихся, но очень близких к этому звезд мы копим на Сочи?