Газета Спорт-Экспресс № 248 (4528) от 29 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

29 октября 2007

29 октября 2007 | Бокс и ММА

БОКС

Российский тяжеловес Александр Поветкин провел лучший бой в своей жизни, одержав победу техническим нокаутом в 11-м раунде над американцем Крисом Бердом. Теперь от поединка с чемпионом мира в тяжелом весе по версии IBF Владимиром Кличко его отделяет лишь одна встреча - с победителем боя между Эдди Чемберсом и Кэлвином Броком, который состоится 2 ноября. Но, скорее всего, победитель этой встречи после боя с Поветкиным будет завидовать побежденному.

ПОВЕТКИН ВЫХОДИТ НА КЛИЧКО?

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

из Эрфурта

Это был хороший день. Он весело начался и еще веселее закончился. 27 октября в Эрфурте навсегда запомнится мне, как день, когда все хорошее, что могло случиться - случилось, а все опасения, которые долго мучили, оказались пустыми и тщетными. Если бы так было всегда! И, по-моему, будет справедливым начать рассказ с человека, который в отличие от всех остальных (кроме, может быть, самого Поветкина) не испытывал ни малейших сомнений в победе Александра с самого начала.

ПРИЗРАК КОММУНИЗМА

По Европе бродит призрак коммунизма. Я видел его своими глазами. В Эрфурте. Несколько раз в течение дня я встречал его, пока осматривал этот фантастически красивый город. Это был развеселый местный алкаш, как две капли воды похожий на Карла Маркса, который ходил кругами по центру города. В конце концов мне удалось его сфотографировать, прежде чем он меня заметил и начал позировать. Так что, если мне скажут, что я его придумал, я всегда смогу предъявить фотографию. Он был так счастлив, как будто только что закончил "Капитал". Ну а в особый восторг его почему-то приводили всюду развешенные афиши, рекламирующие бой Александра Поветкина и Криса Берда. Каждую он приветствовал поднятой бутылкой и воплем "Русский победит!"

Задним числом могу признать, что утром в день боя меня сильнейшим образом терзало то, что называется по-английски last minute doubts (сомнения последней минуты), и я совершенно точно знаю, что они терзали всех, пусть даже мало кто был готов в этом сознаться, поэтому эта поддержка была очень кстати. По крайней мере этот пьяненький Карл Маркс снял напряжение. Если встречу его завтра по пути на вокзал - обязательно поставлю. Слово даю.

БОКСЕР И БУЙВОЛ

Наконец, пришел субботний вечер и начались предварительные бои. Отметим, что в первом из них брат Александра Поветкина - Владимир (до 90,7 кг) - одержал свою четвертую победу, по очкам, над немцем Генри Раетцом. Дай бог ему и дальше так продолжать.

Зал набился до отказа. Кругом были девушки, наглядно демонстрировавшие, что лучшая одежда для настоящей женщины - это кожа. Собственная, разумеется. Из "интересной" публики из Берлина подтянулось тамошнее сутенерство, у которого бокс в почете, так как я вижу тех же персонажей почти на каждом турнире в Германии. Публика эта, кстати, постепенно цивилизуется и теряет колорит. Где бриллиантовые пуговицы? Где амбарные золотые цепи? Ничего этого больше нет. Да и девочки их все более успешно косят под дам. М-да, куда уходит детство?

Однако в какой-то момент я потерял всякий интерес к тому, что творилось вокруг ринга. Секьюрити зазевался, и я просочился в раздевалку, где увидел последние приготовления Поветкина. Он бегал с ускорениями по длиннющему коридору, а руководил этим процессом его тренер Валерий Белов, который хоть и выглядел, как человек, которому не повредила бы скорая помощь, тем не менее давал команды совершенно спокойным голосом.

Пробегая мимо меня, Поветкин поздоровался и ткнул мне кулаком в подставленную ладонь, после чего я как-то сразу успокоился. Нет, он не мог сегодня проиграть. Просто не мог.

Когда я вернулся в зал, то обнаружил, что нервничает даже ведущий. Настолько, что вместо украинца Олега Платова, который в этот момент готовился к выходу на ринг, объявил Александра Поветкина. В общем, обстановка накалялась - чем дальше, тем больше.

Ну а у Платова в итоге получилась та еще дуэль на дубинах. Его противник, южноафриканец Милан Соломонс, по манере ведения боя больше всего напоминал обитающего неподалеку от его родных мест кафрского буйвола. Он мог только атаковать, причем главным образом головой. То, что рогов у него не было, Соломонса, кажется, абсолютно не смущало. Рефери честно пытался его образумить, но африканским охотникам хорошо известно, что образумить кафрского буйвола можно только пулей, причем очень крупного калибра, а здесь такое оружие запрещено. Вообще арбитру в ринге нельзя было отказать в смелости. В какой-то момент он увидел, что Соломонс опять нацелился своим лбом в лицо Платову, и попытался остановить его. Правда, при этом чуть не получил удар, предназначавшийся Олегу, себе в переносицу. С моего места было видно, что рефери мгновенно побледнел.

Однако Платов в этой ситуации не сплоховал. В первом раунде он присмотрелся к Соломонсу и вычислил несложный алгоритм его действий, а во втором стал все чаще встречать. В самом конце раунда Олег поймал буйвола мощным ударом справа. Соломоне слегка просел, а Платов набросился на него - и бил, пока тот не упал.

Южноафриканец встал, но глаза у него блуждали, как у влюбленного поэта, и рефери остановил встречу. В принципе можно было этого и не делать. Раунд все равно закончился, а за минуту такой слонопотам, конечно, восстановился бы, но вполне возможно, что судья опасался за собственную безопасность. Я, честное слово, не берусь его за это осуждать. Тем более что за два раунда Соломонс вполне заслужил дисквалификацию.

ДР-Р-РАКА!!!

Заканчивался перерыв перед главным боем. Рядом прошел Калле Зауэрланд, бледный как смерть, сын основателя фирмы Sauerland Event Вилфрида Зауэрланда. В фирме Калле занимается, главным образом, делами Поветкина, так что его понять было можно. Затем мимо с достоинством линкора водоизмещением тонн так тысяч в семьдесят проплыл "Голос Америки" Майкл Баффер. Подумалось: сейчас, сейчас зазвучит его золотая глотка, он призовет нас "подготовиться к др-р-р-раке", и все начнется...

Ну вот и запел свою песню Баффер: "...По-о-о-о-веткин-нн-н!!!" И под что-то очень грозно-славянофильское на ринг поднялся Александр Поветкин. "...Бе-е-е-ерд!!!" - и на ринг вышел, глядя большими грустными глазами в какую-то плохо различимую даль, Крис Берд. Прозвучали гимны, милитаристский бафферовский призыв к "др-р-р-раке", еще раз он прокричал свои "По-о-о-о-веткинн-н-н!!!" и "Бе-е-е-ерд!!! и не стало ничего, кроме боя.

Первый раунд задал тон всему поединку. Берд поначалу неплохо отстреливался джебом, гуляя корпусом во все стороны и оставаясь как будто неуязвимым. Под ложечкой неприятно засосало. Это было то, чего мы боялись. Но тут Александр провел правый прямой в голову, Берд попытался огрызнуться, но Поветкин в ответ сам огрызнулся куда лучше и завершил атаку правым в голову.

Дальше было много разменов, в каждом из которых Александр бил и больше, и точнее. Крис периодически просовывал свою левую руку, но платил за это слишком дорогую цену. Ну а главное: "послание" Поветкина дошло до адресата. Берд понял, что бьет россиянин сильно и зарываться не стоит. Еще, думаю, Берду стало ясно, что Поветкин в отличие от большинства американских тяжеловесов привык работать с левшами (что неудивительно, так как самым серьезным соперником россиянина на любительском ринге был итальянский левша Роберто Камарелли). При этом Александр, как правило, начинал атаки справа и грамотно выходил из них.

ЗАГОТОВКА СРАБОТАЛА

Второй раунд начался с апперкота Поветкина и размена, также закончившегося в его пользу. Вообще правая рука Александра все время доходила до цели. Сейчас могу сказать, что заготовка тренера Валерия Белова, о которой он говорил мне перед боем, сработала на славу. Он сказал своему подопечному: "Целься в грудь - попадешь в голову. Берд привык защищаться уклоном вперед, и он сам насадит свою голову тебе на руку". Пересмотрите бой, если хотите убедиться в этом, и посмотрите, сколько раз Берд попался именно на такой прием.

Тем не менее пока опыт Берда и его чувство дистанции оказывали ему неоценимую помощь. Второй раунд он тоже проиграл, но все-таки чуть-чуть сократил разрыв между пропущенными и нанесенными ударами и хорошо работал по корпусу - быстро и неожиданно.

В третьем раунде произошел неприятный инцидент. Берд все время жаловался рефери, что Поветкин опасно идет вперед головой, но тем не менее бровь после удара головой Берда (не сомневаюсь, непреднамеренного) посеклась у Поветкина. Однако рисунок боя это в целом не изменило. Поветкин по-прежнему перебивал американца в разменах, а тот все уходил от удара справа уклоном вперед и напарывался на его руку. Однако Берд не только получал. Он и бил. Его левый боковой в конце третьего раунда был довольно неприятным, но положение не спас. Крис проиграл и этот раунд.

В четвертом раунде Берд показал, что ни физически, ни психологически пока не сломлен. Он прекрасно контратаковал с обеих рук, стоя в углу. Но Поветкин скоро вернул долг. Он провел очень сильный удар справа, а потом завязал размен, в котором опять был лучше. Если бы Берд не умел так великолепно в последнюю секунду чуть-чуть уводить голову в сторону, он бы уже несколько раз упал после таких ударов, но он стоял и падать не собирался.

Поветкин бил его и дальше. В какой-то момент Александр вдруг стал защищаться корпусом, как Берд, показав, что тоже владеет этим приемом, но потом снова пошел в размен. Я не стал бы его критиковать за это. Поветкин знал, что в разменах сильнее, и работал в том ключе, который шел ему на пользу. Несколько раз он прижимал Берда к канатам. В какой-то момент Крис, напропускав кучу ударов, дал публике знак, чтобы она его поддержала. Зал ответил криком, а Поветкин - ударами. И Берд снова их выдержал. Голова у него, видимо, сделана из каучука.

В пятом раунде Поветкин хорошо закончил атаку левым боковым, а потом ударил еще и справа. Берд время от времени перехватывал атаки, но как-то неубедительно. На последних секундах он выбросил все, что у него осталось, зацепил Поветкина, но проиграл и этот раунд. Создалось впечатление (в последствии, как мне кажется, подтвердившееся), что Берд пытался "красть" раунды. То есть активизировался в последние 30 секунд раунда, пытаясь заставить судей забыть, что происходило предыдущие две с половиной минуты, но не думаю, чтобы судьи пошли у американца на поводу. Слишком мало ему удавалось и в эти последние полминуты.

НЕ ДРОЖАЛ И НЕ ЛОМАЛСЯ

На первых секундах шестого раунда Поветкин уже в надцатый раз запер Берда в углу но тот неплохо контратаковал. Александр снова ответил и снова перебил его, но Криса это как будто не особенно смутило. Он так и просопротивлялся до конца раунда, пропуская где-то два удара к одному, и какие это были удары! Правые Поветкина - то прямые вразрез, то поверх левой руки Криса - все время доходили до цели. Голова Берда уже привычно дергалась. Кровь привычно текла, но он все не ломался и не сдавался. Удары судьбы в лице Поветкина он держал как мужчина. Не дрожал и не ломался.

Точный и сильный удар Поветкина справа достал Берда в самом начале седьмого раунда, а затем еще и левый боковой. Крис снова оказался в углу и снова худо-бедно отбился. Он еще много раз в этом раунде оказывался в углу и у канатов. Все время пропускал больше, чем наносил, но не скисал. Так он и вел раунд за раундом этот давно проигранный бой.

Очередной жуткий удар Поветкина правой вразрез потряс его, но не "дотряс". Он так и не упал. Ни в этом раунде, ни в одном из последующих. Честное слово, я бы учредил приз "Крепкая голова имени Криса Берда" и вручал бы его боксерам, которые лучше всего держат удары.

Первая половина восьмого раунда прошла в достаточно равной борьбе, но равенство закончилось, когда Поветкин провел мощнейший правый боковой, раскроивший Берду губу, из которой хлынула кровь. Он так и пошел в контратаку весь залитый кровью, но ничего не добился. В какой-то момент у Поветкина выпала изо рта капа, но пошло это на пользу Берду, которому пауза была нужна как воздух. Рефери даже подумал, что капа выпала именно у американца, и весьма удивился, когда узнал, что у Поветкина. Чуть-чуть пришедший в себя после паузы Берд достоял раунд до конца. Но самое поразительное было еще впереди.

В начале 9-го раунда Поветкин хорошо ударил на выходе из атаки, а потом еще провел два прямых, правый-левый. Потом загнанный в угол и вроде бы пришпиленный многочисленными ударами к канатам Берд нашел все-таки в себе силы для контратаки. А чуть позже провел еще неплохую серию правый-правый-левый. Правда, Поветкин ответил ударом справа, в котором было больше силы, чем во всех удачных ударах Берда, вместе взятых, но все же концовка получилась чуть скомканной.

Вообще я не удивлюсь, если кто-то из экспертов отдаст Берду несколько раундов в этом бою. Я уже успел прочитать "рецензию" на этот бой на сайте fightnews.com и был безмерно удивлен тем, что автор полагает, что бой был чуть ли не равным. Мне кажется, дело в том, что Берд вызывал очень большую симпатию, что заставляло многих отдавать ему раунды, в которых ему удавалось хоть что-то, не утруждаясь подсчетом, что же именно ему все-таки удалось, и уж тем более не сравнивая тоннаж ударов Поветкина и Берда.

На первой минуте 10-го раунда Александр провел множество ударов справа. Плотно дошли до цели почти все. На Берда было просто жалко смотреть, но когда жалость к нему стала уже почти невыносимой, он неожиданно здорово атаковал с обеих рук. Поветкин тут же все вернул. Его атака была ужасной, и тут в паузу, продолжительность которой составила доли секунды, Берд дал знак дрогнувшему рефери, чтобы тот не вмешивался и не останавливал бой. Этот парень не нуждался в нашей жалости. Напропускав еще кучу ударов, он снова контратаковал, и совсем неплохо. Поветкин в ответ опять пошел вперед, но помешал гонг.

После этого самого гонга Крис Берд в самом прямом смысле слова не мог найти свой угол. Сначала он направился в нейтральный и вроде бы собрался там остаться, но рефери отправил его в тот угол, где его ждали секунданты с тревожными лицами.

БЕРДА СПАС ОТЕЦ

После боя я спросил Поветкина, почему он не совсем удачно действовал в девятом и десятом раундах. Александр ответил: "Я увидел, что он напропускал и хотел добить его. Может быть, слишком старался попасть, но я знал, что это все равно произойдет. Не сейчас, так чуть позже".

Поветкин был совершенно прав. Это произошло. В одиннадцатом раунде Берд снова ушел вниз и пропустил удар справа. Заготовка Белова опять сработала. В середине боя показалось, что хитроумный Крис разобрался в своей ошибке и почти перестал ее допускать, но сейчас у него в голове был туман, и он автоматически делал самые привычные вещи. И он снова привычно контратаковал. И снова Поветкин отвечал, на этот раз мощной комбинацией правый-левый-правый.

Берд попытался завязать размен, но наполучал в нем, после чего Поветкин запер его в углу и стал бомбить с обеих рук. Рефери, который давно уже смотрел на все это действо с известным сомнением, счел, что наступило время вмешаться, и остановил бой. Так показалось в первый момент, но потом стало ясно, что бой остановил не судья, а секундант, он же тренер, он же отец Криса Берда.

Он правильно сделал. Ни малейших, ни теоретических, ни фантастических шансов на победу у Криса уже не осталось. Он пропускал и пропускал один удар за другим. Этому не было конца, как и его мужеству, а от такого мужества человека надо спасать. И кому было это сделать, как не отцу?

Что происходило на ринге потом - я не знаю. Видел только задницы фотографов, которые устремились на ринг. Самый пожилой из них едва не свалился на мой компьютер и чуть не нанес тем самым непоправимый финансовый ущерб редакции "СЭ". Потом фотографы разбежались, как облака, и я увидел, как Майкл Баффер жал руку Крису Берду.

Позже на пресс-конференции я с удовольствием сделал то же самое, напомнив о нашей пятничной встрече. Когда я сказал Крису, что восхищаюсь им за то, что на протяжении всей своей боксерской жизни он дрался с людьми крупнее и сильнее себя, Берд почти просиял своим избитым лицом и сказал: "Вы даже не представляете, как я ждал, что мне когда-нибудь это скажут. Я так редко это слышал. Люди, похоже, действительно не понимают, как это тяжело".

Вот и хорошему человеку в не самый простой для него момент удалось сделать приятно. Нет, это определенно был хороший день.

"МОЛОДОЙ ТИГР"

На пресс-конференции вся команда Sauerland Event сидела какая-то притихшая. Видит Бог, Поветкин не дал им особых причин для беспокойства, но они беспокоились, как и мы. Калле Зауэрланд был так измотан, что почти не мог говорить. Его отец Вилфрид подтвердил, что 11 февраля или, может быть, еще в январе Поветкин проведет бой с победителем встречи Эдди Чемберс Кэлвин Брок, и добавил, что, по общему мнению экспертов, любой из этих соперников будет проще Берда. Мне тоже так кажется.

Бывшие соперники воздали друг другу должное. Крис назвал Поветкина "молодым тигром", восхитился его силой и упорством и добавил, что он обязательно должен стать чемпионом мира. Берд-старший, в свою очередь, сказал, что никогда не видел, чтобы его сын пропускал так много ударов.

Ну а на Поветкина посыпались бесконечные вопросы о Владимире Кличко. Масла в огонь подлил Крис Берд, который осторожно и дипломатично выразил свое мнение: мол, украинский тяжеловес на настоящий момент сильнейший, но наступит день, когда Поветкин сможет его победить, только, как считает Берд, еще не весной-летом следующего года, когда они должны встретиться.

Конец этим разговорам положил сам Поветкин. "Тут меня все время спрашивают о Кличко, - сказал он. - А мне до него еще дойти нужно. Мне предстоит другой бой. А что касается Кличко, то пока я не прыгнул, "гоп" не скажу.

Девушка-переводчица абсолютно адекватно перевела эту фразу на немецкий, и все в зале засмеялись. В массе своей это были опытные журналисты около сорока и за сорок, и все они видели множество спортсменов, которые говорили "гоп" раньше, чем прыгали. Многие вообще так и не прыгнули, зато "гоп" говорили так часто, что это превратилось в "гоп-гоп-гоп", то есть во что-то вроде двух притопов - трех прихлопов. А тут перед ними, точнее, перед нами, сидел человек, который отказывался хвалить себя и пыжиться после своей самой убедительной и самой красивой победы.

Что нам оставалось делать? Мы зааплодировали.