Газета Спорт-Экспресс № 240 (4520) от 19 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
ФУТБОЛ |
EURO-2008. Отборочный турнир |
Группа Е |
РОССИЯ - АНГЛИЯ - 2:1 |
И ПОСЛЕ ТАКОГО - ОБРАТНО В ЛОЖУ ПРЕССЫ?!
"ГОЛ ВЕКА"
Идею провести вечер 17 октября не в привычной ложе прессы Лужников, а на самой что ни на есть фанатской трибуне воспринял я, признаться, сдержанно. Что уж там - тяжело воспринял. Такой вечер сулил нервный тик на оба глаза - хотя бы потому, что в последний раз по билету на футбол ходил восемнадцать лет назад. На всем памятный матч "Спартак" - "Динамо" Киев. Сидел за теми самыми воротами, в которые Валерий Шмаров забивал "гол века".
Секунду спустя после того гола на мое фанатское темя упал спартаковский флажок, который храню до сих пор. Счастье, что не бутылка. Народ в тот вечер метал все, что в руке оказывалось.
В эту среду в то же место приземлился бумажный самолетик. Отметив мертвой петлей второй гол Павлюченко. Опять повезло.
С 89-го года, как выяснилось, технику хождения на футбол с билетом в руках я чуть подрастерял. И место свое отыскал в муках, и по лужниковским коридорам набродился вволю. Но это было потом. А прежде поражался давке в метро - добираться до Лужников на автомобиле в этот вечер было смерти подобно.
АПОКАЛИПСИС ПОД ЗЕМЛЕЙ
Да, в метро было что-то, смахивающее на Апокалипсис. Милиция в три ряда, к поездам подпускает не всех. "Парк культуры", кажется, разъезжается по швам - и это за три часа до матча!
На "Спортивной" не легче. Только выйдешь на улицу видишь: по бокам, на поручнях, гроздьями висят спекулянты с предложениями, от которых трудно отказаться. Стадион забит был под завязку - билеты улетали за секунду. Может, кому-то и пришлось стоять со скорбным плакатом: "Нужен билет на футбол", - но я таких не видел. Зато видел, как этим плакатам отыскивали люди рациональное применение: клали на холодные сиденья вместо подушек. Какое-никакое тепло...
Что за матч нас ждет, что за событие, ясно становилось на выходе из метро: люди с серьезными милицейскими звездами зябли в оцеплении, как простые сержанты. А меж рядами метался генерал. Кипятился. Вращал глазами, как гоголевский городничий:
- Где вторая лошадь?!
Не помочь я не мог. Указал на коллегу по "СЭ" Бориса Левина: "Наверняка он знает, где вторая лошадь".
Генерал едва не лишился чувств...
Юмор отогревал. Прорваться к пресс-центру без билета и аккредитации надо было умудриться - однако же корреспонденту "СЭ" удалось. На первом же кордоне без обиняков выдал первое, что в голову пришло:
- Я из "Штази"...
Милиция молча раздвинула ряды. Возможно, я угадал пароль.
Уже потом, добыв билет, в том самом фанатском секторе В не увижу в руках у людей ни единой бутылки, ни единой фляжки. Чему удивлюсь страшно. Потому что сам при желании мог пронести на спор хоть два литра чачи.
Но после игры каждый второй в толпе - навеселе. Когда только успели? И где? Да и до матча пьяными были почти все...
Свою фляжку я не доставал - грех провоцировать народные волнения. Тихонько, присев, отхлебнул в перерыве. А все остальное время почти три часа - провел на ногах. Усталости не почувствовав. Прежде, кстати говоря, понятия не имел, что фанаты смотрят такие матчи стоя. Вот так номер, вот так традиция!
"А ЛЮДИ ЗДЕСЬ ХОРОШИЕ"
С разницей в пару дней побывал я на двух матчах. На киевском стадионе "Динамо", спасибо Игорю Суркису, сидел в правительственной ложе. Понравилось. Особенно - соседство с Базилевичем, Мунтяном и Буряком.
Да и на фанатском секторе В в Лужниках все сложилось как надо.
"...А люди здесь хорошие. Можно сказать, душевные", - готов был повторить вслед за красноармейцем Суховым.
Разве что поначалу я, скромный корреспондент, выделялся сдержанностью в эмоциях. Но получаса не прошло - слился с толпой. Расслабился, постарался получить удовольствие - и получил. Окружали меня люди довольно приличного вида. Не оставляло ощущение, что все они между собой знакомы. Здоровались, братались. Приняли в свое братство и меня, выдав в пользование на девяносто минут шапку с рогами и маленькую, но злую дудку. От которой перепонки рвались - но делать нечего, приходилось дудеть. Шарф харьковского "Металлиста" на корреспондентской шее нареканий у соседей не вызвал. К счастью.
Понимал, что в шапке с рогами выгляжу довольно гадко, а куда деваться? Надо соответствовать! Вся толпа прыгала в унисон - казалось, трибуна раскачивается. Не прыгал один сидевший ниже застенчивый человек.
- Очкарик, прыгай! - скомандовал кто-то.
Интеллигент робко подпрыгнул. Еще раз, еще. С каждым разом получалось лучше. Парню насыпали семечек - поощрили.
Прыгал и я.
ОГОНЬ!
Человек с лицом лилльского палача воодушевленно орал в мое ухо: "Огонь!" Не исключено, что слышал его даже Хиддинк на противоположной беговой дорожке. А следом требовал замечательный сосед выпустить на поле... Точилина. Я не уверен был, что Точилин присутствует даже на трибуне, но расстраивать коллегу-фаната не стал. Точилин так Точилин. Пусть.
Если я дул редко и осторожно, то товарищ слева завернул на дудке такой аккорд, что в ней, бедной, что-то лопнуло. Смотрел фанат на боевую подругу, павшую при исполнении, с невообразимой печалью.
За считаные минуты до пенальти в британские ворота терпение народное иссякло. "Да какая нам "Европа"? - сплюнул кто-то. В ответ - тишина. Счастье, что и англичане так подумали: "Какая им "Европа"?"...
А я смотрел на болельщиков и думал: те фанаты, из 80-х, научили меня пить водку из очешника, курить копеечные кубинские сигареты и петь на футболе складно. "От Москвы до Бреста..."
Нынешние выучили прыгать в такт, носить чудовищный головной убор и ловить людей, падающих навзничь от восторга, когда забивают наши. Еще я узнал несколько слов, о смысле которых гадаю до сих пор.
И если выпадет счастье, непременно еще раз отправлюсь на сектор В. Где самые дешевые места, где самые луженые глотки. И сохраню билет с "английского" матча, как билет на матч "Спартак" - "Динамо" Киев.
Какой же пресной кажется ложа прессы, эх!..
...Павлюченко делом подтвердил сказанное совсем недавно: "Робинсон слабее любого вратаря из нашей сборной" (если лукавый The Sun нашего Рому не переврал).
С 73-й минуты кто-то обнимался. Кто-то орал пуще прежнего. Я хлопал так, что отбил ладони. Кто-то степенно выводил "Катюшу", не путая слов - на каждом сиденье лежала программка с текстом. Кроме "Катюши" фанатам предлагали исполнить 22 композиции. Особое внимание привлекал 21-й номер. Цитирую: "Вперед, Россия, ла-ла-ла-ла-ла-ла" (Мотив песни "I love you, baby"). Что за песня? Что за baby?
- Да пусть Рома хоть на сутки опаздывает! Пусть вообще не ужинает! - орал поклонник старины Точилина. Лишь бы забивал!
Кто-то просматривал в телефоне фотографии, сделанные часом раньше: флаг-рекордсмен. Возможно, то полотнище и выбило дух из англичан: нация, способная пошить такое чудо, на подвиги горазда. Может, от потрясения и не забил Джеррард, оказавшись с мячом перед воротами.
"СВОБОДУ ШОТЛАНДИИ!"
Я брел по набережной к Воробьевым горам. Где-то в районе Университета гремел салют. Москва праздновала изо всех сил.
В темноте, навстречу толпе фанатов, шел торопливой походкой кто-то знакомый. Силуэт не спутать: Юрий Семин. Предшественник Хиддинка спешил. Сдержанно улыбался. Отвечал на поздравления.
А с отливающего синими огоньками кораблика на Москве-реке неслись тосты. На футбольную, понятное дело, тему. В толпе слышались обрывки разговора: и здесь футбол, только футбол. Только футбол в метро. Крик "Россия! Россия!" на эскалаторе.
Кто только не приехал на этот матч - люди со всей страны. Да что за примером ходить: Дмитрий Вязьмикин, лучший бомбардир чемпионата России-2001, собирался отпроситься на денек из своего владимирского "Торпедо". Чтобы примчаться в такие родные Лужники. И наверняка примчался.
В вагоне метро замечаю кучку оробевших англичан. Один - вылитый Гаскойн в нахлобученной на голову российской флотской шапке с... сухопутной кокардой. Жду эксцессов - но обходится все миром. Хотя и пристроилась к ним, вышедшим на "Белорусской", толпа наших фанатов. Голосила вслед на чистейшем английском: "Свободу Шотландии!" Лица Гаскойна и сопровождающих стали еще печальнее. С 1:2 в Лужниках они еще готовы были смириться, но потерять в один вечер еще и Шотландию... О, нет. Только не это.
НОЧНЫЕ ДУДКИ
Глубокой-глубокой ночью в своих Мытищах услышал знакомый рев. Дудки? Они!
Как ни странно, дудки оказались реальными. Никаких слуховых галлюцинаций. Бог знает, какими путями, какими электричками добирались до дома подмосковные фанаты. Но к двум часам ночи добрались.
А дирижировал ими, быть может, мой сосед Вадим Евсеев. Златоуст российского футбола. Он - может.
Юрий ГОЛЫШАК