Газета Спорт-Экспресс № 223 (4503) от 29 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
ШАХМАТЫ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
12-й тур оказался самым результативным: выиграли Владимир Крамник, Борис Гельфанд и Александр Морозевич.
КРАМНИК БОРЕТСЯ ЗА ВТОРОЕ МЕСТО
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Мехико |
Вот и дождались мы, наконец, и шахматного кровопролития! Три результативные партии в одном туре! Такого на турнире в Мехико-Сити еще не было.
Порадовал Крамник, который говорил, что постарается выиграть две оставшиеся "белые" партии, и это намерение - пока, правда, наполовину - выполнил.
В поединке с Петером Леко чемпион мира применил в "каталонке" интересную новинку (13. Фf4). Соперник в ответ не пошел на самое принципиальное продолжение (13... с5). В результате белые получили небольшой, но стойкий перевес. Возможно, его не хватило бы для победы, но на 26-м ходу венгерский гроссмейстер допустил решающую ошибку.
Только что, защищая свою ладью, Леко сыграл 26... f6 (необходимо было 26... Ле7). И после красивого и очень сильного маневра 26. ФbЗ и 27. Ф17! защиты у черных не нашлось. Дальнейшее было делом техники. Стадию, именуемую порой малоэстетичным словом "добивание", Крамник провел чрезвычайно убедительно.
Наверное, не только у меня после этой сложной и красиво проведенной партии мелькнула мысль: жаль, что Владимир заиграл в полную силу лишь под конец турнира! Выходил бы он на борьбу и черными, играл бы сложные схемы, а не выхолощенную "Русскую", тогда, глядишь, и очков было бы побольше. Если играть на победу только белыми, а черными мечтать лишь об уравнении, то, стоит упустить свои шансы один-два раза, и все - турнир проигран.
Относительно возможности отстоять титул, Крамник впервые признал: от него это уже не зависит. Спасти может только случайно подвернувшийся шанс. При условии, что Ананд проиграет. А в то, что индийский гроссмейстер, ни разу не имевший здесь худшую позицию, вдруг проиграет обе оставшиеся партии, не верит никто.
- Конечно, вспоминая упущенные возможности, я понимаю, что вполне мог бы иметь "плюс три" и реально бороться за первое место, - сказал Крамник. - Но ничего не поделаешь, что было, то было. Сейчас моя задача побороться за второе место, ведь от Гельфанда я отстаю на пол-очка.
Ананд, которому, наверное, только землетрясение может помешать завоевать титул, свои шансы в этом турнире упускал реже, чем это делал Крамник. К тому же индиец абсолютно обезопасил себя от проигрышей в отличие от Крамника, который проиграл Морозевичу.
В партии 12-го тура Ананд играл черными с Петром Свидлером, гроссмейстером сильным и талантливым, но выступающим в Мехико неудачно.
Была разыграна "испанка". В этом древнем дебюте с некоторых пор появился камень преткновения - "Атака Маршалла". Черные охотно идут на этот вариант, поскольку в нем за пожертвованную пешку они получают активную фигурную игру. Многого она им не дает (да черным много и не нужно), ничью сделать, и то хорошо. Исторически белые привыкли получать в дебюте хотя бы небольшое преимущество, а здесь стали уклоняться от "Маршалла". Эти ухищрения профессионалы назвали "Анти-Маршаллом". Но компьютеризированная теория стала настолько изощренной, что даже малейшее уклонение от сильнейших продолжений уже ведет к равенству. Неужели самый распространенный ход в классических шахматах 1. е2 - е4 уже не дает белым перевеса?!
В игре с Крамником, который предпочитает выбирать "Русскую", он преимущества не дает точно. Но и в игре с применяющим "Маршалла" Анандом, как показала его партия со Свидлером, этот ход не только не дает перевеса, но и заставляет белых после 17 теоретических ходов искать форсированную ничью!
Вот что сказал мне по этому поводу ПетрСвидлер:
- Конечно, всегда хочется белыми завязать какую-то борьбу, но дебютные проблемы у всех участников турнира одни и те же. Пока ни в "Маршалле", ни в "Анти-Маршалле" не показано ничего такого, что можно было бы повторять. В общем, никто не знает, что нужно делать. Ситуация не уникальная и относится не только ко мне.
Я не думаю, что после 1. е4 - е5 партнеры должны пожать друг другу руки и разойтись. Мне кажется, народ просто немного устал, глаз замылился. В этом турнире лишь Александр Морозевич не является "маршаллистом" и "антимаршаллистом". Да, пожалуй, Борис Гельфанд - не крупный специалист в этом разветвлении "испанки", хотя и он тоже был в нем замечен. Остальные участники на протяжении многих лет смотрели на одну и ту же позицию. А когда это происходит так долго, то в какой-то момент сама позиция начинает тебя раздражать и, более того, вызывать отвращение. Был момент, когда все играли челябинский вариант, а сейчас его на высшем уровне уже не применяют... Лишь Морозевич в этом турнире с переменой цвета играл его с Грищуком. Прошла мода на "Челябинский", пройдет мода и на "Маршалла". По какой причине, я не знаю, может, просто надоест, это штука - циклическая...
Уклонившись от "Маршалла", Петр вынужден был играть "Вариант Зайцева", но без темпа. Что такое один "темп" (то бишь ход) в руках изощренного виртуоза, каким является Ананд? Это прямая угроза выиграть у вас!
Петр Свидлер продолжает:
- Строго говоря, позиция после 14. d4 - d6 - это чистый "Зайцев", с той лишь разницей, что черные успели пойти 13... Cf8. Неудивительно: разыгрывая "Вариант Зайцева" без темпа, ничего хорошего не получишь. Когда я ходил 15. d5, то осознавал, что там у белых немного хуже, но рассчитывал на создание очень острых позиций. После 17... Фс7 я перестал понимать, на что я должен ориентироваться. Я видел, что при 18. Фе2 у меня нет шансов на победу, но остальные ходы мне казались еще хуже... Последние полчаса партии я размышлял, как найти форсированную ничью с 18. Фе2. Честно говоря, это не очень получалось, поэтому больших оснований для отказа от ничьей у меня не было.
Красивую партию выиграл в отчетном туре Борис Гельфанд. Правда, основательно помог ему в этом соперник - Левон Аронян, игравший слишком уж амбициозно.
Когда на 16-м ходу пешка белых на вертикали "g" оторвалась от своих, а на 17-м шагнула еще дальше, это выглядело авантюрно, однако имело под собой вполне весомое позиционное обоснование. Как заметил после партии Гельфанд, если бы белые имели в запасе еще один темп, то черные могли и не выйти из своей зоны. Но им удалось найти очень действенную реплику на дерзкую акцию белых: сильную контригру по линии "f". Контратака была и красивой и неудержимой.
Александр Грищук проиграл Александру Морозевичу, допустив грубую ошибку на 34-м ходу из-за недостатка времени. На мой вопрос: почему он так часто попадает в жестокие цейтноты, Грищук ответил довольно афористично:
- Цейтнот - это следствие того, что соображаешь плохо. Когда как баран смотришь на доску, тогда в него и попадаешь.
Это, конечно, сильно. Но когда проигрываешь партию одним ходом, сказать можно и не такое.
12-й тур. КРАМНИК (Россия) - Леко (Венгрия) - 1:0. МОРОЗЕВИЧ (Россия) - ГРИЩУК (Россия) - 1:0. Аронян (Армения) - Гельфанд (Израиль) - 0:1. СВИДЛЕР (Россия) - Ананд (Индия) - ничья.
После 12-го тура: Ананд - 8 очков, Гельфанд - 7, КРАМНИК - 6,5, Аронян, Леко и МОРОЗЕВИЧ - 5,5, ГРИЩУК и СВИДЛЕР - 5.
Диаграммы партий смотрите в формате PDF |