Газета Спорт-Экспресс № 189 (4469) от 21 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

21 августа 2007

21 августа 2007 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Фрэнк УИЛЬЯМС: "РОСБЕРГ МОЖЕТ СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ МИРА"

На протяжении 17 лет его команда диктовала моду в "Формуле-1". Семь раз пилоты его конюшни становились чемпионами мира. Однако после подключения к формулическому бизнесу ведущих мировых автогигантов - БМВ, "Мерседеса", "Рено" и других - "Уильямс" утратил свои лидирующие позиции и превратился в одну из частных команд-середняков, пытающихся выжить самостоятельно. Создатель и шеф знаменитой команды Фрэнк Уильямс и стал очередным нашим собеседником.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-Еще лет пять назад, господин Уильямс, передвижной дом вашей конюшни был самым фешенебельным и самым красивым среди всех команд "Формулы-1". Сегодня же его, пожалуй, можно отнести к самым маленьким и неприметным. Почему вдруг произошли такие изменения?

- Если бы размеры нашего моторхоума или его стоимость могли как-то повлиять на быстроту наших болидов, то мы обязательно купили бы самый дорогой. Но мы убеждены, что помочь может совсем другое. Словом, сейчас мы вполне довольны тем скромным штабом, который имеется у нас в настоящий момент, а деньги лучше истратим на что-то более полезное.

-Вы являетесь хозяином одной из частных конюшен. Скажите, соревнуясь с заводскими командами, вы не чувствуете себя в роли Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами?

- У нашей команды есть все, чем обладают и наши грозные соперники: отличные инженеры, конструкторы и специалисты по аэродинамике. Мы ездим на той же резине и имеем практически то же самое количество лошадиных сил.

-Количество денег, вы считаете, влияет на завоевание титула?

- Нет, успех больше зависит от количества и качества мозгов, которые работают над задачей, от хорошей организации процесса, а также от гонщиков. Именно это главные факторы, необходимые для победы.

-Вы довольны своими нынешними пилотами Александром Вурцем и Нико Росбергом?

- У Алекса, конечно, есть и взлеты, и падения, но он очень уравновешенный пилот с колоссальным опытом, который отлично понимает свою машину. Что касается Нико, то раньше он ездил в одной команде с Льюисом Хэмилтоном, благодаря чему я могу их сравнивать. Считаю нынешние успехи Росберга фантастическими, поэтому хотелось бы, чтобы наша команда как можно раньше предоставила в его распоряжение быструю машину. Я уверен, как только Нико получит ее, мы станем свидетелями увлекательной дуэли между ним и Льюисом. Оба пилоты, что называется, от Бога. Создай мы конкурентоспособный болид, наш молодой человек вполне мог бы стать чемпионом мира.

-Собираетесь ли вы оставить в 2008 году обоих пилотов?

- Нико останется точно. А вот судьбу Алекса решим несколько позже. Сейчас есть более актуальные проблемы, с которыми надо разобраться. Например, как сделать машину более быстрой. Кадровый вопрос, думаю, может и подождать. Зимой нам удалось существенно продвинуться вперед, мы даже ожидали, что сможем быть самыми быстрыми в средней линии, но получилось несколько иначе. К сожалению, "Тойота" и "Ред Булл" от нас тоже не отстают.

-Раньше в "Уильямсе" были гонщики, на которых вы буквально молились: погибший в 1970 году Пирс Каридж и Аллан Джонс, который в 1980 году помог завоевать для вашей команды первый титул. Они по-прежнему остаются вашими любимцами?

- Аллан как личность был мне ближе всех. С ним было весело, и именно с ним мы стали выигрывать чемпионаты мира. Одно это уже гарантирует ему почетное место в команде. Разумеется, за прошедшие годы были и другие талантливые пилоты, шестеро из них также стали чемпионами. Если Аллан к гонкам относился как к развлечению, то Кеке Росберг, Нельсон Пике, Найджел Мэнселл, Ален Прост, Дэймон Хилл и Жак Вильнев были очень серьезными профессионалами.

-Будь у вас возможность что-то изменить в "Формуле-1", что бы вы сделали?

- Я бы попытался осуществить свою давнюю мечту - сделать так, чтобы гонщики имели больше возможностей для обгонов. К сожалению, сейчас есть пара трасс, не соответствующих нынешним стандартам. Например, в Монако. Я не говорю, что надо исключить этот этап из календаря, но хорошие идеи по перестройке городских улиц определенно нужны.

-Сейчас в чемпионате всем "дает жару" молодой Хэмилтон. В старые времена, когда вы пришли в спорт, могло ли быть нечто подобное?

- На данном примере хорошо видно, как все изменилось. Взять того же Пирса Кариджа - до 19 лет он вообще не принимал участия ни в одной гонке. Сейчас пришло новое поколение пилотов - это ребята, которые уже в семь лет сели за руль. Когда, повзрослев, они приходят в "Формулу-1", как, например, Хэмилтон или Росберг, за плечами у них бывает до 300 и более стартов. Да, мир полностью изменился.

-В том прежнем мире вы, господин Уильямс, смогли создать команду, на которую равнялись остальные. За 17 лет - между 1980 и 1997 годами - ваши гонщики выиграли семь чемпионских титулов, а команда стала обладательницей девяти высших конструкторских трофеев. Как вы думаете, сможете ли снова стать чемпионом мира?

- Добиться того, о чем вы говорите, будет чрезвычайно сложно, однако я бы не стал утверждать, что задача для нас невыполнима.

-Каким бюджетом обладает такая команда, как ваша?

- Это мы обычно узнаем, когда подводим итоги, что, как правило, происходит 31 августа следующего года. Значит, только в сентябре будет известно, заработали мы деньги или, наоборот, потеряли их в прошлом сезоне. Не называя цифр, скажу: у нас очень скромный бюджет, с ним мы не шикуем, а учимся экономить. Ни для кого не секрет, что в "Формуле-1" очень легко разбазаривать деньги.

-В течение многих лет существования "Уильямса" вашими партнерам были "Форд", "Хонда", "Рено", БМВ и "Тойота". Признайтесь, кто из них был вам милее?

- С "Рено" всегда было легко сотрудничать. В отличие от сегодняшнего дня раньше не только мы нуждались в поддержке, но и французы. В период с 1989 по 1997 год мы были очень сильны в плане техники. "Рено" по этому поводу всегда делал нам комплименты. А вот коллег из БМВ сотрудничество с нами несколько разочаровало, поэтому немецкий концерн от нас и отделился, создав собственную команду.

-А своим новым партнером вы довольны?

- Для начала мы должны лучше узнать друг друга, научиться доверять. Радует, что "Тойота" обладает высококвалифицированным персоналом, у концерна большие амбиции, он постоянно настроен на победу и честно ведет с нами дела.

-Как долго вы собираетесь руководить конюшней?

- Хочется быть уверенным, что, если я когда-нибудь покину команду, она без меня справится. В целом я с оптимизмом смотрю в будущее. У нас появилось много перспективных начальников, таких как, например, наш 36-летний технический директор. Сейчас у нас вообще идет омоложение кадров. Руководят процессом специалисты, которые младше меня на 20 или даже 25 лет.

-Будет ли команда носить ваше имя, скажем, и через 20 лет?

- "Уильямс" - знаменитая марка. С другой стороны, если меня не будет на свете, то какая разница, сохранится ли название?

-Какие перспективы есть у вашей команды?

- Мы способны вернуться на вершину. Ведь удалось же это "Феррари". Думаю, нам по плечу повторить тот же путь.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.