Газета Спорт-Экспресс № 187 (4467) от 18 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 21-й тур |
ЗАРАЗНЫЙ БАННЕР ДОЛЖЕН ПОСЛУЖИТЬ ПРИВИВКОЙ
Александр ПРОСВЕТОВ
Когда президент РФС Виталий Мутко высказывается в таком ключе, что у России свой путь и для нас, мол, законы ФИФА писаны лишь отчасти, я понимаю его сердцем. Умом, признаюсь, испытываю сомнения.
Мне тоже не по душе радикальные положения дисциплинарного кодекса ФИФА об автоматическом вычете очков у клубов за действия каких-то недалеких и непорядочных людей. Команда старается, набирает с боями очки, а ее их лишают из-за чьей-то глупой выходки. В конце концов возможности клубов в контроле за болельщиками очень ограниченны. Тем более на выездных матчах. К каждому милиционера не приставишь. И слава богу, что так!
Получается, клубам предлагают расплачиваться за недоработки... государства. Потому что люмпены, которые служат основной средой для разыгрывающих расистскую карту политиканов, недополучили воспитания, а также самых простых материальных благ. И это - следствие социально-экономического развития. Свое раздражение обделенные жизнью люди выплескивают на чужаков, которые, в свою очередь, зачастую ведут себя нагло. Но это происходит тоже по вине государства, допустившего просчеты в иммиграционной политике. Правоохранительные органы не располагают кадрами, способными оценивать содержание баннеров, тем более на английском, хотя и элементарном - на уровне младших школьников. Они то ли не могут, то ли не очень даже стараются отыскать настоящих виновников. Одно цепляется за другое, а расплачиваться так или иначе предлагают крайнему - конкретной команде.
Клубы между тем если и готовы еще платить штрафы, то вряд ли спокойно воспримут очковые "обрезания". Они начнут передавать дела в гражданские суды. Во что же мы будем играть?
При этом в самом невыгодном положении оказываются наиболее популярные команды. Они и их матчи на виду, а разным маргиналам нужна реклама. Как можно было, к слову, в одной из спортивных газет публиковать снимок баннера с адресом неугодного для части публики арбитра? Мало народу на стадионе его видели? Решили аудиторию расширить?
С другой стороны, матчи без зрителей противоречат самой сути большого футбола. Полагаю, всем ясно, что встреча "Спартак" - ЦСКА при пустых трибунах (а подобное в нынешней ситуации не исключено) - это абсурд. А "Спартак" - "Кубань" разве нет? В Москве в конце концов живут выходцы из Краснодарского края, которые с нетерпением ждут, когда их команда пожалует в столицу. Кто-то, наверное, специально приурочил к матчу поездку в Москву, заплатил за транспорт и проживание. Их-то вообще ни под каким предлогом нельзя карать.
Но есть и другая сторона вопроса. Разве на наших стадионах все сделали для пресечения расизма? В Англии мне довелось видеть предупреждения о недопущении каких-либо проявлений этого зла и в программках, и в объявлениях в подтрибунных помещениях. Они порой были даже назойливы. Скажем, номер телефона, по которому можно сообщить куда следует о разных нехороших акциях и высказываниях, для среднестатистического россиянина, выросшего на презрении к "стукачам", вообще не наш метод.
Дисциплинарный кодекс и прочие документы ФИФА могут не нравиться, как не нравятся очень многим, допустим, закон о воинской повинности или размер налогов. Хорошо, если Мутко, говоря о необязательности применения некоторых положений, и впрямь знает возможности для "отмазки". РФС - не последний член ФИФА и УЕФА, как справедливо заметил президент нашей футбольной организации, но все-таки член.
Порадовала же негативная реакция на инцидент в Самаре нормальных любителей футбола. Чем они при этом руководствовались - высокой гражданской сознательностью, пролетарским интернационализмом или страхом перед наказанием для команды - не так уж и важно. Если заразному самарскому баннеру было суждено стать невольной внеплановой прививкой для нашего футбольного сообщества, его, как ни парадоксально звучит, надо было придумать. Организм, встряхнувшись, укрепляется. Теперь все предупреждены.