Газета Спорт-Экспресс № 168 (4448) от 27 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

27 июля 2007

27 июля 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Столица России через неделю станет очередной точкой планеты, куда с "неофициальным летним визитом" прибудут западные суперклубы.

ЛИШНИМИ ДЕНЬГИ НЕ БЫВАЮТ И ДЛЯ ОЛИГАРХОВ

Александр ПРОСВЕТОВ

Москву в начале августа ждут большие гастроли. К нам едут победитель последнего розыгрыша Лиги чемпионов "Милан", самый титулованный клуб мира "Реал", а также уважаемый ПСВ, небезразличный российскому сердцу хотя бы потому, что в нем много лет работал Гус Хиддинк.

Но суть футбольных гастролей - все-таки зарабатывание денег. По данным "СЭ", "Милан" и "Реал" получат за визит в столицу России по 1,5 миллиона евро, а ПСВ, чье имя, не в обиду голландцам будь сказано, вызывает у отечественных любителей футбола все-таки меньший трепет, миллион. И пусть эти суммы не ранят ваше воображение. На более экзотических с точки зрения развития футбола маршрутах клубам-грандам отваливают на порядок больше.

ЛЕТНИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ ЧЕС

Лето - горячая пора для эстрады. Беззаботные курортники жаждут глотнуть не только солнца, моря и гастрономических блюд, но и немного культуры. "Вы хочете песен? Их есть у меня". Не задаром, конечно. Бесплатно выступает только самодеятельность. Заодно и популярность у исполнителей, большая или не очень, поддерживается.

Ведущие футбольные клубы Европы в последние годы тоже превращаются в период межсезонья в эдакие артистические коллективы. Основные направления их вояжей - Китай, Япония, Юго-Восточная Азия, США. А оплата может вестись как согласно заранее установленной таксе, так и в зависимости от сборов.

Как в пору моего детства в Парке культуры и отдыха имени Горького в дни летних школьных каникул разбивали цирк шапито, так и футбольные гастроли получили распространение далеко не вчера. Чтобы собрать деньги на реконструкцию своего стадиона, "Реал" "прочесывал" обе Америки от Буэнос-Айреса до Нью-Йорка еще во времена Пушкаша и Ли Стефано. "Тоттенхэм" в начале 80-х завоевывал Аляску, а "Манчестер Юнайтед" немного позже - Таити. Впрочем, теперь, в эпоху безумных цен и агрессивных продаж, те вылазки кажутся тихими экскурсиями.

Так, в середине этого месяца "МЮ" совершил турне по странам Азии, ставшее для него уже традиционным. Английский клуб наведался в эти края в пятый раз (предыдущие поездки датированы 1995, 1999, 2001-м и 2005-м годами). Теперь он пронесся тайфуном от Японии, где встретился с клубом "Урава Ред Даймондз" (2:2), через Корею (победа 4:0 на ФК "Сеул") до Макао, где разгромил клуб "Шэнчжэнь" - 6:0. Планировался также визит в Куала-Лумпур, но малайзийская столица как раз в те дни стала одним из мест проведения Кубка Азии-2007, и визиту британского суперклуба, который отвлек бы внимание от континентального первенства, решительно воспротивилась Азиатская конфедерация футбола.

В связи с этим турне, в котором, согласно контрактным обязательствам, приняли участие все звезды "МЮ", включая Криштиану Роналду, Руни и Гиггза, пополнило клубную кассу на несколько меньшую сумму, чем запланированные 6 миллионов евро. Для сравнения: две предыдущие поездки обеспечили 2 и 3 миллиона фунтов, то есть примерно 3 и 4,5 миллиона евро.

"МЮ" ПОКОРЯЕТ АЗИАТСКИЙ РЫНОК

Но дело не только в этих деньгах, которые даже для клуба-олигарха - не мелочь. Поездки в Азию вписываются в долгосрочную политику, направленную на завоевание там новых поклонников, а через них и огромного рынка. Ведь фанаты раскупают символику и печатную продукцию клуба, хотят видеть на голубых экранах ретрансляции матчей с его участием.

С другой стороны, колоссальную рекламную отдачу получают спонсоры. Это аксиома для клубов с громким именем, которые даже не гнушаются продавать билеты на тренировки. А "МЮ", например, за небольшую плату пускает любопытных в раскрашенный в клубные цвета самолет, на котором путешествуют по свету футбольные кумиры.

Согласно исследованию, проведенному по заказу "МЮ" в 2005 году, в мире у клуба насчитывается 90 миллионов почитателей. Около половины из них проживают в Азии, в том числе 20 миллионов - в Китае. К настоящему времени, как убеждены в Манчестере, эти цифры значительно возросли. Коммерческий директор "МЮ" Ли Дэйли предполагает даже, что китайская доля за два года удвоилась!

"Очень люблю приезжать в Азию, - заявил на интернет-сайте "МЮ" Бобби Чарльтон. - Здесь восхитительные болельщики. Рад, что мы смогли доставить радость этим людям, большинство из которых не смогли бы приехать в Англию".

Это правда и пропаганда одновременно. Артистов тоже можно лицезреть по телевидению. Некоторых изо дня в день. Но людям, лишенным даже теоретической возможности пойти на концерт в Москве, хочется зрелища вживую. Хотя звучание на провинциальных подмостках будет, скорее всего, невысокого качества.

На первом плане у клубов стоит не желание сделать приятное людям на далеких от футбольных центров широтах и долготах, а сугубо меркантильные соображения. Непосредственно в спортивном отношении поездки в Азию вообще едва ли целесообразны. Сэр Алекс Фергюсон не постеснялся прямо признаться в этом в мае 2002 года клубному телеканалу: "Азиатские турне для команды не полезны. Игроки все время сидят взаперти в отеле. Стоит им выйти на улицу, как на них накидываются тысячи фанатов. Это нельзя назвать хорошей подготовкой к сезону".

КОМУ - В ГОНКОНГ, КОМУ - В КОРЕЮ

Не забудем про жаркий и влажный климат, а также смену часовых поясов - что-то ни один из российских клубов не испытывает восторга от полета во Владивосток. Тем не менее английские "Ливерпуль", "Портсмут" и "Фулхэм" устроили на этой неделе турнир-междусобойчик в Гонконге с привлечением местной команды "Саут Чайна". Это уже напоминает зимние турецкие разборки российских клубов. Только за оч-чень хорошее вознаграждение. Не случайно же турнир носит имя банка - Barclay Asia Trophy. Ранее в городе Брюса Ли побывала "Бавария". А "Барселона" собирается в начале августа по маршруту Пекин - Йокогама - Гонконг. В Китае, к слову, игроков "Барсы" должны хорошо узнавать еще и потому, что недавно популярная китайская поп-певица Вей Вей, продавшая в стране 200 миллионов дисков, снялась с ними в клипе на "Ноу Камп". Дополнительный промоушн не помешает.

Не обойдены вниманием и другие удаленные от Старого Света уголки планеты. "Челси", "Астон Вилла" и "Эвертон" наведались в США, а "Тоттенхэм" в эти дни гастролирует в ЮАР. "Лиону" полюбилась Корея. Каждый нечетный год он принимает там участие в турнире Peace Cup, матчи которого собирают по 40 тысяч зрителей. В этом году теперь уже шестикратного чемпиона Франции приглашали в Японию, Китай и США, но он предпочел постоянство. А еще "Лион" собирается открыть футбольную академию во Вьетнаме.

"За Азией будущее, в том числе в футболе, - заявил на страницах France Football президент клуба Жан-Мишель Олас. - Тот, кто предвосхищает это, будет завтра иметь меньше шансов на успех. Я всегда считал, что нам нужна сеть для слежения за игроками в Бразилии, и точно так же был убежден в необходимости налаживания связей в Азии для экономического развития".

Президента "Лиона" не смущает, что турнир организует зловещая секта Муна. "Мы никогда ее не пропагандировали, - парирует он. - Команда просто участвует в весьма прибыльном турнире, на котором к тому же можно встретиться с квалифицированными соперниками".

В этом году французский клуб победил "Симидзу Палс" (1:0) и "Ривер Плейт" (3:1), но проиграл "Редингу" (0:1). В финале он одолел "Болтон" (1:0) и как победитель заработал 2 миллиона евро премиальных помимо бонуса за участие. Кроме того, хозяева оплачивают как проживание гостей, так и их переезды.

Любопытно, что в конце мая Французская профессиональная лига объявила, что матч за Суперкубок страны, именуемый Трофеем чемпионов, состоится в этом году в Китае, поскольку это, мол, удобно соперникам: "Лион" будет в Корее, а обладатель Кубка Франции "Сошо" - в самой Поднебесной. В итоге, правда, матч состоится завтра на лионском "Жерлане".

Между прочим, выездной Суперкубок не стал бы французским ноу-хау. Итальянцы трижды разыгрывали его за пределами своей страны: в 1993 и 2003 годах - в Вашингтоне, а в 2002-м - в Триполи. Но в целом клубы серии А не увлекаются дальними путешествиями в межсезонье.

Москва, куда собрался "Милан", все-таки Европа, а не Юго-Восточная Азия. При желании лауреат Лиги чемпионов мог бы продать себя дороже, чем на Кубке РЖД, но руководители итальянского клуба пришли к выводу, что не стоит перегружать футболистов, у которых в прошлом сезоне из-за ЧМ-2006 отпуск получился укороченным. Спасибо им за это.