Газета Спорт-Экспресс № 166 (4446) от 25 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19
ХОККЕЙ |
ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА |
КАПИТАН РОССИЯ
В ближайшие часы в Москве приземлится самолет из Нью-Йорка, главным пассажиром которого, вне всяких сомнений, будет 33-летний хоккеист Алексей Яшин. "Возвращение века" (так его переход из "Айлендерс" в "Локомотив" был назван в субботнем номере "СЭ") по-прежнему бурно обсуждается по обе стороны океана. Вчера свою позицию, близкую массовому заокеанскому болельщику, сформулировал наш собкор по Северной Америке. Общаясь с Яшиным уже на протяжении десятилетия и неплохо изучив хоккеиста, автор этих строк хотел бы выразить и свою точку зрения. Сразу скажу, что Яшин, на мой взгляд, - личность уникальная. Он - единственный из всех российских звезд в истории НХЛ, который на протяжении всей своей 15-летней карьеры подвергался планомерным атакам североамериканской прессы. Ни по Федорову в годы его конфликтов с "Детройтом", ни по Буре во время его эпопеи с обменом из "Ванкувера" она не била так больно, как по Яшину. Эта атака на мозги болельщика привела к тому, что мы видим сейчас в интернете, где североамериканцы увлеченно участвуют в конкурсе под условным названием "побольнее ударить Яшина на прощание".
Причины, скажем мягко, нелюбви к хоккеисту вполне прозаичны. В первые годы своей карьеры в "Оттаве" он отодвигал на второй план одноклубника Дэгла. "Самый талантливый франкофон после Лемье" - так громогласно окрестили канадца соотечественники-журналисты - каждый год оставался в тени российского ровесника. Между тем в "Оттаве" Дэглу платили миллионы, а Яшину - сотни тысяч. Как здесь не предстать нерадивыми хозяевами? Очень просто - отыграть ситуацию в прессе в нужном свете. И она отыгрывалась.
Надо сказать, что ошибки совершала и яшинская сторона. Явно лил воду на чужую мельницу не склонный к компромиссам агент игрока Марк Гандлер.
В итоге в 1999 году в карьере форварда наступил первый кризис. В блестящем для него сезоне-1998/99 он забил 44 гола и сделал 50 результативных передач, но недобрал всего один (!) балл до отметки 95. Между тем эта отметка, по условиям контракта, гарантировала игроку резкое повышение зарплаты. Хозяева "Оттавы" уперлись рогом, Гандлер сделал аналогичное движение. С его подачи Яшин пропустил весь сезон, который затем - после громкого судебного дела - "Оттаве" пришлось вернуть. Так игрок потерпел сокрушительнейшее поражение, которое - понятное дело - было красочно отыграно на страницах газет.
На границе веков Яшин подписал с "Айлендерс" 10-летний контракт на 88 миллионов и, как оказалось, подложил под себя еще одну бомбу замедленного действия. Команда, долгие годы не выходившая в плей-офф, с приходом Яшина стала завсегдатаем розыгрыша Кубка Стэнли. Однако в условиях послелокаутной реальности долгосрочные контракты стали клубам невыгодны. И руководство "Айлендерс", развернув подготовительную кампанию в прессе под лозунгом "Яшин опять провалил плей-офф" (хотя играл он с травмой и по семь минут за матч), этот договор в конце концов выкупило.
Не собираюсь утверждать, что виной яшинской непопулярности - исключительно клубные обстоятельства и козни заокеанской прессы. Главная проблема, уверен, в ином.
В том, что Яшин - личность абсолютно российская. Он - игрок больших расстояний (не с этим ли связаны его многолетние проблемы в плей-офф - турнирах малых дистанций). Он - человек, который не умеет произносить громкие слова, но который уважает большие дела (и не случайно летел в сборную по первому зову и с любыми травмами). Он никогда не пойдет к тренеру, чтобы защитить интересы хоккеиста из своего лагеря и осадить представителя лагеря чужого. В этом смысле он - полная противоположность классической модели североамериканского лидера, который громче всех кричит в раздевалке, сильнее всех колотит клюшкой по борту, больнее всех печатает соперника к борту и постоянно что-то шепчет тренеру в клубном офисе.
Думаю, что именно это несоответствие игрока североамериканским моделям, его нежелание быть на дешевых обложках и выступать с дешевыми речами и привело к его отторжению со стороны массового заокеанского болельщика и журналиста.
И напоследок короткая, но поучительная история. Пару месяцев назад "Айлендерс" выменял в "Эдмонтоне" популярного форварда Райана Смита - олицетворение североамериканского хоккея по прозвищу Капитан Канада. Ходили слухи, что Смит намекнул руководству, что останется в команде только в том случае, если его сделают новым капитаном. Сказано - сделано, и вскоре контракт с капитаном прежним - Яшиным - был расторгнут. Далее. 1 июля открылся рынок свободных агентов. И в клубе неожиданно узнали, что Смит вопреки устным договоренностям отчалил в... "Колорадо", где ему предложили не семь миллионов, как "Айлендерс", а семь миллионов двести пятьдесят тысяч.
Предположу, что в этой истории отражены все 15-летние яшинские проблемы. В ней - вся разница между лучшими Капитанами Канады и России...